== Ал-Хараки по-видимому заметил это противоречие (ошибку с Маниташем, оказавшемся у ал-Бакри южнее моря Ниташ на севере)
"Противоречие" чего с чем?
== «исправил» это, так что Танаис у него не просто пересекает, а выходит из Маниташа
Об этом писали ещё некоторые поздние антики, подразумевая Керченский пролив устьем Танаиса. У Геродота и Ко Танаис вытекает из одного озера (Татищев думал, что это Ивань-озеро, бывшее некогда истоком одновременно Дона и Шата) и впадает в "другое озеро" (Меотиду). Так что все эти "исправления" восходят ещё к античной географии, а не являются отсебятиной Хараки.
== а добавление ал-Бакри «а это - Сирийское море», которое он мог отнести к морю Маниташ с Константинопольским проливом, соединяющимся с морем Рума, «исправил» соответственно на «а это - Варяжское море».
Это (очередное "исправление") вообще-то ниоткуда не следует - чисто субъективное предположение, повисающее в воздухе. С большим основанием можно считать, что отождествление моря Варанков с Маниташем было в протографе Бируни или его источника
( ... )
Специально же пояснил это в скобках. Попробую ещё раз: хотя ал-Бакри вторит за ал-Масуди, что море Ниташ идёт через Лазику к Константинополю (1.8.1.1 в ДРСЗИ Т. 3), а также (из другого места через десяток страниц в Золотых копях (1.8.1.3) и вообще похожего на вставку (со словами: «Сказал ал-Масуди», вряд ли написанными им самим) из Книги пересмотра 1.8.1.13) о том, что оно только через реки соединяется с морем Хазар, однако потом он выводит К-польский пролив, который соединяется с морем Рума, не из моря Ниташ, а из моря Маниташ, которое таким образом оказывается южнее моря Ниташ
( ... )
== однако потом он выводит К-польский пролив, который соединяется с морем Рума, не из моря Ниташ, а из моря Маниташ, которое таким образом оказывается южнее моря Ниташ
Не обязательно "оказывается южнее". Просто автор считает Маниташ "основным морем" и ведёт от него отсчёт (у Массуди есть указание, что Меотиды значительно больше, а значит "важнее" Понта).
== это о Меотисе и чёрных булгарах, не упоминаемых после КБ?
Вообще-то и Хаукаль упоминает "недеференцированно" (без точной локализации) два вида булгар христианских и мусульманских. В ХАА болгары прямо прописаны "у моря" (которые южнее русов). Есть ещё и упоминание "вторых болгар" территориально около печенегов примерно там же, чёрные булгары.
В любом случае у ал-Бакри море Маниташ поменялось местами с морем Ниташ как в связи с К-польским проливом (на юге), так и в связи с Танаисом (на севере). Источник ХАА относится ко времени до переселения мадьяр к морю (до 830-х) и вероятно до переселения собственно булгар на Волгу (своего рода обмен). Ибн Хаукаль не так уж далёк от КБ, а вообще арабы известные консерваторы - ещё у ал-Идриси говорится в введении к 6 секции 6 климата «из [описания] моря ан-Нитаси, - это [одна] сторона тех стран, что на этом море. Она включает также часть земли ал-Куманийя, страну ар-Русийя внешнюю, [некоторую] часть страны ал-Булгарийя, часть страны Басджирт, страны ал-Лан, земли ал-Хазар и ее городов и рек». По взаимному расположению здесь скорее речь о части причерноморских булгар и мадьяр (басджирт), хотя в дальнейшем описании речь именно о волжских булгарах и басджиртах (в 7 секции).
А вообще море Варангов столь широко раскинулось от "предела Симова до предела Хамова", и до булгар, что вполне понятно откуда вылезли "варяги-русь" в ПВЛ, в которой излагается византийская космография о море Варяжском. Ведь получается, что хаканские русы, жившие (на море Варангов) севернее чёрных булгар, - и есть те самые "варяги-русь". Развитие раннесчредневековых литературных сюжетов (без современных карт, конечно) - дело весьма интересное...
У ал-Бируни море Варанков «на севере у саклабов и простирается близко к земле булгар, страны мусульман», то есть волжских (у Ибн Хаукала «внутренние булгары - христиане и мусульмане», в Худуд ал-алам об их вере не говорится в отличие от «буртасов», соответствующих волжским булгарам), источник ал-Бируни судя по всему сами булгары: «они знают его как море варанков, а это народ на его берегу» (не булгары, земля которых только «близко»). В введении ПВЛ, по-видимому опирающемся на общий или близкий источник (местный), не море доходит до предела Симова, а «сѣмо ко въстоку» варяги, которые ещё «по тому же морю сѣдять къ западу». Здесь помимо основного (исходного) посыла: «По сему же морю сѣдять варязи», явно различаются дополнительные уточнения: Сям (здесь) - «сѣмо ко въстоку до предѣла Симова», и Там - «по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски».
Гипотетический (и совершенно излишний) византийский источник сам должен восходить к местным информаторам. Если «сѣмо ко въстоку до предѣла Симова» тоже по морю, то зачем дублирование «По сему же морю сѣдять варязи … по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»? При этом «здесь» чуть ниже описано совершенно чётко безо всяких морей из «книжных источников», но с Волгой, на которой известно Тимерёво с варяжским присутствием: «Днѣпръ бо течеть изъ Воковьского лѣса, и потечеть на полудни, а Двина изъ того же лѣса потечет, и идеть на полуночье и внидет в море Варяское. Ис того же лѣса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское. Тѣмьже из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий Симовъ, а по Двинѣ въ Варягы».
Comments 171
== Ал-Хараки по-видимому заметил это противоречие (ошибку с Маниташем, оказавшемся у ал-Бакри южнее моря Ниташ на севере)
"Противоречие" чего с чем?
== «исправил» это, так что Танаис у него не просто пересекает, а выходит из Маниташа
Об этом писали ещё некоторые поздние антики, подразумевая Керченский пролив устьем Танаиса. У Геродота и Ко Танаис вытекает из одного озера (Татищев думал, что это Ивань-озеро, бывшее некогда истоком одновременно Дона и Шата) и впадает в "другое озеро" (Меотиду). Так что все эти "исправления" восходят ещё к античной географии, а не являются отсебятиной Хараки.
== а добавление ал-Бакри «а это - Сирийское море», которое он мог отнести к морю Маниташ с Константинопольским проливом, соединяющимся с морем Рума, «исправил» соответственно на «а это - Варяжское море».
Это (очередное "исправление") вообще-то ниоткуда не следует - чисто субъективное предположение, повисающее в воздухе. С большим основанием можно считать, что отождествление моря Варанков с Маниташем было в протографе Бируни или его источника ( ... )
Reply
Reply
== однако потом он выводит К-польский пролив, который соединяется с морем Рума, не из моря Ниташ, а из моря Маниташ, которое таким образом оказывается южнее моря Ниташ
Не обязательно "оказывается южнее". Просто автор считает Маниташ "основным морем" и ведёт от него отсчёт (у Массуди есть указание, что Меотиды значительно больше, а значит "важнее" Понта).
== это о Меотисе и чёрных булгарах, не упоминаемых после КБ?
Вообще-то и Хаукаль упоминает "недеференцированно" (без точной локализации) два вида булгар христианских и мусульманских. В ХАА болгары прямо прописаны "у моря" (которые южнее русов). Есть ещё и упоминание "вторых болгар" территориально около печенегов примерно там же, чёрные булгары.
Reply
Источник ХАА относится ко времени до переселения мадьяр к морю (до 830-х) и вероятно до переселения собственно булгар на Волгу (своего рода обмен). Ибн Хаукаль не так уж далёк от КБ, а вообще арабы известные консерваторы - ещё у ал-Идриси говорится в введении к 6 секции 6 климата «из [описания] моря ан-Нитаси, - это [одна] сторона тех стран, что на этом море. Она включает также часть земли ал-Куманийя, страну ар-Русийя внешнюю, [некоторую] часть страны ал-Булгарийя, часть страны Басджирт, страны ал-Лан, земли ал-Хазар и ее городов и рек». По взаимному расположению здесь скорее речь о части причерноморских булгар и мадьяр (басджирт), хотя в дальнейшем описании речь именно о волжских булгарах и басджиртах (в 7 секции).
Reply
А вообще море Варангов столь широко раскинулось от "предела Симова до предела Хамова", и до булгар, что вполне понятно откуда вылезли "варяги-русь" в ПВЛ, в которой излагается византийская космография о море Варяжском. Ведь получается, что хаканские русы, жившие (на море Варангов) севернее чёрных булгар, - и есть те самые "варяги-русь". Развитие раннесчредневековых литературных сюжетов (без современных карт, конечно) - дело весьма интересное...
Reply
Reply
== источник ал-Бируни судя по всему сами булгары: «они знают его как море варанков, а это народ на его берегу»
Либо это порча текста (потеря имени источника информации), либо булгары что-то пересказывали из русских рассказов о варягах.
== В введении ПВЛ, по-видимому опирающемся на общий или близкий источник (местный)
Вряд ли местный - скорее византийский.
== не море доходит до предела Симова
Доходит: по нему (морю) варяги сидят до предела Симова. По морю (морскому побережью), а не по каким-то дебрям или горам и равнинам.
Reply
Если «сѣмо ко въстоку до предѣла Симова» тоже по морю, то зачем дублирование «По сему же морю сѣдять варязи … по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»? При этом «здесь» чуть ниже описано совершенно чётко безо всяких морей из «книжных источников», но с Волгой, на которой известно Тимерёво с варяжским присутствием:
«Днѣпръ бо течеть изъ Воковьского лѣса, и потечеть на полудни, а Двина изъ того же лѣса потечет, и идеть на полуночье и внидет в море Варяское. Ис того же лѣса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское. Тѣмьже из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий Симовъ, а по Двинѣ въ Варягы».
Reply
Leave a comment