В Казвине мы тоже поселились на вписке, другими словами, в гостях. Бахрам был примерно нашим ровесником, работал где-то в крутом месте в сфере высоких технологий в машиностроении. Его жена Хамиде была помладше и работала вместе с ним.
Как и Амир из Хамедана, Бахрам отлично говорил по-английски, и как-то вечером они с Антоном разговорились о нюансах экономики Ирана, о росте курса доллара и цен на золото, а падении цен на землю. Так круто говорили, что мы с Хамиде, как передачу по телевизору смотрели - понимали их через пять слов на шестое. Мужчины, блин, экономисты. :))
Бахрам и Хамиде жили не в самом Казвине, а в его пригороде. Бахрам, несмотря на поздний час, в который мы приехали, встретил нас на своем "Пежо". А на утро мы собирались отправиться в горы. Казвин стоит в отрогах горного хребта Эльбурса (не путать с Эльбрусом) и где-то в 85 километрах от него высоко в горах находятся остатки замка исмаилитов, его-то мы и собирались посмотреть. Бахрам и Хамиде решили поехать вместе с нами. Потом мы спросили, часто ли они там бывают, и оказалось, что примерно раз в два года. Дело в том, что, помимо замка, в Аламутской долине, где он находится, очень красивая природа - горы, каньоны, реки и вишневые сады, вишня из них настолько хороша, что даже экспортируется в другие страны, в том числе, и в европейские.
2.
Горы начались, едва только мы выехали за город. Погода была не очень - над горами висели облака, было прохладно. Бахрам предупредил нас, что на перевале мы, скорее всего, окажемся среди облаков, а может, и над ними, поэтому те 85 километров, которые отделяют Казвин от Аламутской долины мы будем ехать не меньше двух часов.
3.
Так оно в итоге и получилось. На перевале облака действительно накрыли нас. Мы ехали в плотном густом тумане, как в молоке. Буквально в пяти-семи метрах от нас уже ничего не было видно. Такой же туман я видели лишь однажды - в Японии на острове Хоккайдо, когда поднималась там на горку в окрестностях городка Отару. И вот теперь во второй раз. Но дороги в Иране хорошие, других машин было крайне мало, да и вел Бахрам осторожно, так что, вскоре мы благополучно выбрались из облаков, спустившись с перевала вниз.
4.
Исмаилиты были чем-то вроде секты. Они возникли в 11 веке, когда в Египте и Сирии начал ослабевать Фатимидский режим. Эти товарищи проталкивали свою версию ислама и их главной целью была борьба с крестоносцами, а особенно с их лидерами, а заодно и с лидерами мусульманскими. В основном исмаилитами становились сильные и физически развитые молодые люди, которые были готовы не просто убивать врага всевозможными способами, а и положить свои жизни ради жизни своих вождей. Считается, что этих молодых людей не просто вербовали, а подсаживали на наркотики, а именно на гашиш, и именно поэтому они и были способны абсолютно на всё. Убийц называли ассасины, и это их название произошло от слово "гашиш" - буквы "ш" изменились на "с"... В общем, эти товарищи проводили настолько хитроумные операции, внедряясь в круги высокопоставленных лиц, что очень многие лидеры крестоносцев и мусульман пострадали от их рук. Так, мы прочитали в путеводителе, что даже Ричард Львиное Сердце, вполне возможно, что был убит кем-то из них.
Для Средневековья структура страны Аламут была во многом уникальна. Во-первых, на ранних этапах там царило строгое равноправие, как при коммунизме. Никакое накопление богатств не допускалось. Во-вторых, исмаилиты создали лучшую в мире школы диверсантов и разведчиков-террористов, предвосхитив за много веков современные спецслужбы. В-третьих, они умели изменяться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую группу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников, ассасины пробирались в самое логово врага, чтобы убить там свою жертву. При этом у них не было каких-то огромных армий, но они держали в страхе всю Европу.
5.
В общем, страх и ужас на всех они наводили знатный. К тому же, на них не было никакой управы. Исмаилиты строили свои замки очень высоко в горах, в абсолютно неприступных местах, и взять их было нереально. Вот, в один из таких замков мы и ехали в долину реки Аламут, название коей, кстати говоря, переводится самым подобающим теме образом - смерть.
Бахрам отлично разбирался в истории Персии того времени и рассказал нам массу всего интересного об исмаилитах и, в частности, ассасинах. Например, у них имелась отлично разработанная система оповещения. На некотором удалении от их замков стояли сторожевые башни. На верху каждой из них были установлены зеркала. Если кто-то с башни видел потенциального или явного врага, угрожавшего замку, то передавал с помощью этих зеркал сигнал на соседнюю башню, оттуда сигнал передавали дальше и так до тех пор, пока он не доходил до самого замка. На преодоление десятков километров сигналом - солнечным зайчиком уходило буквально несколько минут. И ясное дело, когда враг подходил к замку, там все уже было готово для того, чтобы дать ему мощный отпор.
Кстати, не знаю, кому как, но мне, честно говоря, уже бы совсем не захотелось штурмовать замок после той кучи препятствий, кои надо было преодолеть, чтобы к нему подобраться. Например, к тому замку, к которому мы ехали (да и к другим точно также), вело единственное очень узкое ущелье, по коему к нему можно было попасть. Узкое, усыпанное крупными булыжниками, с бурным стремящимся вниз потоком... Мы по хорошему шоссе ехали к замку два часа. Сколько же к нему надо было скакать на лошади по этому ущелью, я просто молчу.
6.
Ну, а мы добрались, наконец, до замка. Точнее, как добрались? Добрались на машине до конца дороги - дальше нам предстояло карабкаться к нему по скалам и, понятное дело, пешком. Впрочем, сейчас для туристов тут местами сделали каменные лестницы.
7.
При исмаилитах, конечно же, их тут и близко не было, и они поднимались в замок по уступам в скалах. Хотя позже они проложили здесь специальную тропу для лошадей. Но я, честно говоря, не знаю, что это была за тропа, так как теперь на лошадях и осликах туда тоже предлагают подниматься обессиленным путникам, но только часть пути. Примерно по середине тропа становится совсем крутой, и лошади там не проходят.
8.
9.
Но мы осликов и лошадок брать не стали вообще и пошли сами. Ох, если бы я не занималась йогой, то не представляю, как бы я там лезла. Лестница лестницей, но ее ступени местами были такие высокие, что даже приходилось помогать себе на них взбираться. И не только я так мучилась. Остальным было так же не весело, как и мне, а многие посторонние туристические иранские тети, которые поднимались к замку одновременно с нами, порой, вообще отдыхали на каждом шагу.
10.
11.
12.
Наконец, мы добрались до небольшой беседки примерно на двух третьих пути, немного отдохнули и преодолели оставшуюся часть.
13.
14.
Конечно, сейчас от замка ассасинов уже почти ничего не осталось. Он больше походил на руины, в которых можно было разглядеть скрытые за лесами несколько древних ворот, стен мечети и разных зданий и резервуары для воды, увы, нынче замусоренные.
15.
16.
17.
18.
19.
Но зато от замка на самой вершине скалы открывались такие панорамы, что дух захватывало.
20.
21.
22.
23.
24.
Спустились мы гораздо быстрее, чем поднялись, и устроили небольшой чисто иранский пикничок на обочине дороги. Хамидэ взяла из дома немного овощей и фруктов, лепешки и куку - котлетки, приготовленные из мясного фарша, яиц и картофеля. Еще мы купили дугх и воду. Разложили все это на пледе, расселись сами и съели под разговоры об иранских традициях и обычаях.
25.
На обратном пути в Казвин мы заехали еще на небольшое горное озеро - место летнего отдыха и пикников. Озерцо было вполне симпатичное, по нему можно было поплавать на небольших катамаранах в виде гусей и уток, что, по всей видимости, очень нравится всякой ребятне. Но погода была не очень, стал накрапывать дождик, и мы решили сего не предпринимать и вернулись в Казвин.
26.
Когда мы добрались до города, уже настал вечер. Но в наших планах еще было немного погулять по нему. На этот раз компанию нам составил только Бахрам. Первым делом, мы отправились осматривать главную казвинскую мечеть, которая стоит здесь вот уже более 700 лет. Мечеть оказалась довольно-таки строгим местом. А может, это просто потому, что мы попали на Этихад, когда мусульмане приходят туда на трехдневную молитву. Такое случается раз в год. Они молятся в течение трех дней, не выходят из мечети ни на час, при этом либо постятся, либо едят только фрукты и овощи. Ночуют они тоже прямо в мечети. В общем, после того, как мы пробыли в центральном дворе мечети минут десять, нас, как не мусульман, попросили на выход.
27.
28.
29.
Тогда мы посетили мавзолей сына одного из имамов, несколько въездных ворот, которыми славится Казвин, и немного погуляли по местному базару, в том числе, по самым красивым его галереям, кои открываются только по праздникам, когда приезжает много туристов.
30.
31.
32.
33.
34.
------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Ирану:
2014 год, май:
Если едешь ты в Иран, не забудь про Хамадан! Что едят в стране победившего исламизма? Опасно ли путешествовать в одном вагоне с иранскими мужиками? Шуштар, Десфуль. Как иранцы ГЭС построили Шуш. Это ж надо было так угрохать город... Изе. Один мой день в иранской семье Евреи и армяне в шиитском Исфахане Исфахан. Город мечетей ЮНЕСКО Где жить в Иране путешественникам? Мейбод. Дом, которому 6000 лет! Язд, Мейбод. Вода в пустыне Язд. Бывают города каменные, а бывают глиняные! Персеполис. Персы и их полис Шираз. Все в сад! Страшный Тегеран Иранцы. Какие они? Иран на связи! Туристическая информация и нюансы нашего путешествия по Ирану Фотообзор: Узорами персидских дорог Мы в
ЖЖМы в
ФейсбукМы в
ИнстаграмМы в
Ли.ру