Утром мы проснулись ни свет ни заря, так как сбор на вокзале Симферополя, у фонтана, был назначен на десять часов утра. В головах ещё бурлил Патрик Суэйзи, болтающий на мове, в желудках - украинское пиво, но мы собрались с силами и вытащили коней в чехлах к парадному входу так полюбившегося нам бунгало. Собрали, быстренько протестировали все системы, навесили вещи и покатили на вокзал через дорогу...
На вокзале нас уже ждали. Инструктор Олег и его железный конь, мы познакомились и стали ожидать остальных. По оперативной информации, группа отважных путешественников должна была насчитывать порядка десяти человек, которые постепенно стали подтягиваться из разных уголков площади. Рядом с нами была большая группа с размалеванными табличками «Поход» и гигантскими рюкзаками, в ней было существенное количество девушек и мы поначалу воодушевились и навострили лыжи в ту сторону. Но надо признать, что мы все таки сюда педали приехали крутить, а не пешком ходить, поэтому, как не трясли своими округлостями представительницы прекрасного пола, мы, стиснув зубы, вперили взгляд в своих железных коней.
Группа потихоньку собиралась и уже насчитывала целых пять человек, таким составом мы и выдвинулись к месту дислокации - магазину спортивных товаров, где нас должен был забрать автобус и увезти на точку сбора. Пошатались по магазину, где Алексей прикупил себе посуду для еды. Мы перед поездкой выбрасывали все ненужное и оставляли стопроцентно важные вещи (список вещей можно найти в конце поста), чтобы облегчить ношу, но я миску с ложкой и кружкой всё же взял, а вот Лехе пришлось приобрести их только (или уже) сейчас. Подошли ещё три человека (двое даже со своими великами, как и мы), группа собралась и, погрузившись в автобус, двинула в путь…
Начало нашего горного пути
Приехали мы в чисто поле, где провели организационные мероприятия, да и в общем все познакомились. Поели и стали собираться на маршрут. Первая поездка обещалась быть недолгой и короткой, но учитывая рельеф местности, который уже стал горным (спуски-подъемы, асфальт-грунт), для первого дня это было достаточно. Поколесили по округе, посмотрели на обсерваторию, в которую заглянем вечером, как начнет темнеть, и вернулись в лагерь.
Обсерватория представляла из себя комплекс строений, из которых большую часть занимали здания с телескопами. Рабочих из них, кажется два, но основной достопримечательностью является немецкий телескоп, созданный в качестве подарка Гитлером для Муссолини, чтобы тот в теплые итальянские вечера мог понаблюдать за звездами со своей фазенды. Подарок до адресата не дошел, адресат приказал долго жить, а телескоп попал туда куда надо. То есть в руки Красной армии, а потом и вовсе был поставлен на прикол в крымской обсерватории. В свои годы был весьма неплох и замечателен, в данный момент всего лишь экспонат с табличкой Carl Zeiss, что уже что-то значит (да да, фирма делает не только объективы на ваших мыльницах/смартфонах, но и весьма серьезные и годные вещи).
Вид с площадки одного из телескопов
Наступала темнота и пришло время оторвать взгляд от мирских дел и вперить его в звездное небо. Такого неба, друзья, я не видел никогда. Мои представления о звездности неба начинались с просмотра падающих метеоров лежа на крыше здания у воинского стрельбища (тогда уже мне казалось, что звезд я вижу огромное количество) и заканчивались просмотром звезд на Эльбрусе, где я был в стельку пьяный их было тоже очень много, но было холодно, облачно и особо наблюдать их не получалось. Сейчас же было тепло, темно и фантастически звездно! Есть в интернете картинки звездного неба, где оно всё усеяно этими самыми звездами - вот нечто подобное видел и я в тот вечер. Вдобавок нам предложили понаблюдать Сатурн в небольшой телескоп, но поскольку было много людей, все желали ухватиться за чудо мироздания покрепче и постоянно сбивали точную технику. Сатурна я так и не увидел. Зато увидел на последующей лекции, как люди активно разбирают фотокарточки космических пространств за символические (могу ошибаться) 5 гривен. Ну, люди не искушенные покупали, я же видел все это на каждом космическом углу интернета и ограничился спорами с лектором о сути космологии и прочих фундаментальных вопросах. Так закончился первый день и мы счастливо заснули, ожидая завтрашний.
Горы в Крыму замечательные, практически на каждую есть свой подъем по пологой части, а сверху открываются чудесные виды. Наш путь лежал из центра полуострова к морю, поэтому в первые дни мы не могли его наблюдать ни с какой высоты, но тешили себя мыслью, что снова его увидим и искупаемся. Дороги, по которым нам приходилось ездить, представляли из себя утрамбованный грунт с насыпью мелких, а порой и крупных, камней. Олег назвал такие дороги «сыпуха», но мне естественно послышалось «ссыкуха», я даже и объяснение нашел - на такой дороге сложнее удержать вел в повороте и можно запросто его положить, и себя заодно, поэтому спускаться боязно - отсюда и название, которое мне послышалось. К слову, мы разгонялись на таких спусках до хороших и рискованных скоростей.
Та самая «ссыкуха» ) На последнем веле не негр, а Лёха. Загорели мы там отменно
Каждый день мы не бесцельно катались по округе, а совершенно осознанно двигались по маршруту, посещая по пути известные достопримечательности и памятники архитектуры, коих в Крыму огромное количество, но чуть менее чем все в весьма плачевном состоянии. У палки туризма есть два конца - или ты показываешь груду камней-руин и сообщаешь что да, это те самые камни, здесь стояла крепость, люди воевали, женщины рожали воинов и давили виноград, или восстанавливаешь все руины до хоть каких-то строений, чтобы они обрели вид крепостей. Можно и внутреннее убранство восстановить. И пускай это будет сделано сейчас - в современности, зато красиво и привлекательней, чем кучка обломков. Хотя нам встречались и более менее пригодные останки. А Мангуп-Кале потихоньку восстанавливают. При нас там работала бригада строителей, которые под музыку Высоцкого весело клали свежую каменную кладку поверх сохранившейся. Граница кладок выложена мелкими камнями, получается этакая линия кильватера, отделяющая прошлое и настоящее.
Развалины Мангуп-Кале
Древнее кладбище. Надгробия повалились и покосились из-за тектонических движений и оползания почвы
Поскольку находились мы в горах, на какой-никакой, а высоте над уровнем моря - облака проходили довольно низко над нами. Удавалось получить довольно красивые карточки, но всё самое красивое, конечно видели глаза и кое-как сохранили в памяти. А что нащелкал фотоаппарат, могу показать вам тут.
Нашим экскурсоводом и предводителем был Виктор Павленко, папа Марата - который как раз и занимается организацией туров и всякими организационными делами. Виктор же катает с группой и, поскольку является действующим учителем истории, рассказывает много интересного об истории Крыма и не только Крыма. Жаль только, что все это выветривается из головы очень быстро.
И так люди живут
Бахчисарай
Каждый день нас очень вкусно кормил водитель машины сопровождения и повар по призванию - Алексей. Блюда не повторялись, были самые разнообразные и позволяли вкручивать и вкручивать на каждый новый подъем что есть сил. Он же организовал прямые поставки домашнего вина на нашу передовую, чем несказанно обрадовал уставших велобойцов. Домашнее вино очень вкусное и, по крайней мере, оно, черт побери, сделано из натуральных ингредиентов. За бутылочкой белого я скоротал не один вечер у костра.
Под Веселым Роджером
Перед поездкой в тур, если вы помните, я сетовал на то, что мы покидаем море, отправляемся в горы и уже не искупаемся. А вот и нет! Каждый день мы купались в горных озерах, самых разных на вкус, цвет, температуру и окружающий антураж. В зависимости от местности, где раскинулось озеро - менялся его цвет и степень загрязненности вокруг. Сами озера очень чистые, из некоторых можно было совершенно спокойно пить. Так что купанием мы были обеспечены. Кстати, так приятно забраться с горячим чаем в прохладное озеро поутру. Так же ввиду периодического отсутствия чепков, ларьков и прочих продмагов на пути нашего следования, запасы воды мы пополняли в источниках, благо они были почти на каждом углу. У одного, на третий день путешествия мы даже приняли душ из ледяной воды, а ударная волна от нашего крика два раза обогнула земной шар.
Крымские горы на вершинах имеют довольно ровное плато, что позволяет забраться туда и походить, поразмышлять о вечном. С каждым новым днем и новым подъемом мы не переставали восхищаться красотой вокруг, но каждый раз поднимались на новую вершину, откуда открывался вид еще лучше. Затвор фотоаппарата терпеливо отщелкивал карточки, а тело приятно нежилось под лучами солнца на краю скалы. Ближе к побережью, море начинало маячить в дали, и глазам открывался интересный эффект, как будто ты находишься ниже уровня горизонта, и море плещется выше тебя там далеко. Хотя ты и находишься на горе (однозначно выше моря), оно у линии горизонта сливается с небом и как будто перетекает наверх. Красиво.
За каждым подъемом следовал спуск и, порой, они были весьма и весьма адреналиновые. Я повысил свой скилл при съемке спусков и закреплял камеру уже выше, чтобы она при стандартной посадке на велосипед висела прямо и смотрела объективом на дорогу. Один из спусков пролегал по асфальтовой дороге и занимал без малого 8 километров практически прямой дороги. Нам удалось разогнать наших коней практически до 70 км/ч, что для горного велосипеда весьма неплохо. Но самые лучшие впечатления всегда оставались после крутых спусков по «ссыкухе». Необходимо было полностью сконцентрировать внимание на дороге, постоянно, как компьютер, высчитывать линию движения и стараться удержать велосипед, почти не оттормаживаясь. Камни со свистом вылетали из под колес. Лехин велосипед на спусках катил лучше, однажды его так круто понесло на вылет с дороги (а поворачивать резко нельзя - мгновенно брякнешься), что в пору было молиться. Но, несмотря на бешеную скорость, человек, которого я посадил на вел буквально в этом году, справился и вывел коня обратно на траекторию, как заправский всадник. Потом, попивая вино у костра, активно обсуждали все перипетии прошедшего дня и наслаждались спокойствием и умиротворением.
Как там? И целого мира мало?
В предпоследний день нам удалось забраться на очередную гору - вершина которой несла на себе средневековую крепость Мангуп-Кале, точнее то, что от нее осталось. Подъем проходил по размытой дороге, которая имела крутые склоны и промытый в середине узкий канал. Приходилось перекатываться со склона на склон, чтобы не сорваться. Что удивительно, по этой же дороге на гору и с горы носятся УАЗы с туристами, которые болтаются внутри как сосиски. Наградой нам послужил спуск (с другой стороны горы), который оказался нехилым downhill’ом. Его бы пройти на даунхильном двухподвесе, но за неимением оного мы спускались на наших кросскантрийных хардтейлах, получив при этом огромное удовольствие. Слез с вела я два раза. Один, когда невозможно было объехать толпу пеших туристов, а второй, когда надо было обнести уж очень сложный участок из крупных камней. Зато все остальное время мчал вперед и вниз. Вилка работала за двоих и прогибалась почти на полную длину своего хода, но я старался не отставать от Олега, который стремительно спускался. Поскольку спуск был крутым и скорость набиралась очень быстро, я практически постоянно оттормаживался и, стараясь не порвать резину, прокручивал колесо по мере возможности, хотя любое ослабление тормозного рычага заставляло вел мгновенно набирать скорость. А вот и видео спуска (в следующую поездку куплю экшн-камеру на шлем и не будет такой тряски):
You can watch this video on www.livejournal.com
Наша последняя стоянка две ночи проходила у живописного озера, так что была возможность искупаться и перед отъездом помыть железных коней, которые верой и правдой служили нам все эти две недели. Расставаться не хотелось, накануне обменялись контактами, а приехав в Балаклаву, где был финиш нашего путешествия, мы на прощание выпили марочного шампанского, и наши пути разошлись. Кто-то поехал продолжать путешествие по Крыму, а кто-то, как и мы засобирался домой. В голове проносились картинки и эпизоды из прошедших двух недель турне, а очнулись мы только на вокзале Севастополя. Прогулялись по городу, выпили пива, купили вина и пустились в обратный путь из ставшего таким родным Крыма.
К слову, если мы ехали в Крым в вагоне с четырьмя детьми, то сейчас весь вагон оказался забит пионерским лагерем, а точнее его детьми всех полов и возрастов. Я даже не особо хочу рассказывать, как все это было… Благо, у них были строгие надзирательницы, и дети особо не шалили. Правда и на нас они нажаловались, ввиду обильного распития нами кое-каких напитков. Да и чёрт с ними. Мы возвращались с победой, радостью и чувством чего-то, что нельзя передать словами.
Последний закат Двухколесного турне в Крыму... Но мы еще вернемся!
Немного статистики:
Двухколёсное турне заняло 15 дней, за это время было преодолено около 400 км по дорогам Крыма. Не менее половины из них грунтовые, не менее половины - подъемы различной степени сложности. Средний суточный переход - 30 км.
Выпито более 30 литров алкоголя на человека.
Проколов камер - 3.
Малых поломок - 0.
Серьезных поломок - 0.
Падений - 3.
Максимальная скорость - 68 км/ч.
Ночевали
в поезде - 2 ночи
под крышей - 2 ночи
в палатке - 8 ночей
под звездами - 1 ночь.
Если кто-то собирается ехать таким же макаром, вот список того, что я брал с собой. Все влезло в велоштаны 2x20 литров, рюкзак был освобожден под воду.
Одежда и личные вещи:
футболка - 3 шт.
флисовый свитер - 1 шт.
шорты - 2 шт.
плед - 1 шт.
шлепанцы - 1 шт.
кеды - 1 шт.
шерстяные носки - 1 шт.
панама - 1 шт.
полотенце - 1 шт.
мыло, зубная щетка, одноразовая бритва - 1 шт.
туристический коврик - 1 шт.
фотоаппарат - 1 шт.
телефон - 1 шт.
КЛМН - 1 шт.
Велопринадлежности:
велочехол - 1 шт.
велоперчатки - 1 шт.
набор шестигранников - 1 шт.
велонасос - 1 шт.
камера запасная - 2 шт.
отвертка «звезда» - 1 шт.
Специально не брал носки, плавки (купался в плавательных шортах, которые быстро сохнут), штаны. Из того, что перечислил, можно выкинуть одну футболку, добавив дождевик. Вещи мы, по возможности, стирали на стоянках.
На этом позвольте завершить свой рассказ о замечательных двух неделях в моей жизни. Dum vivimus vivamus, друзья! Спасибо!
Предыдущие посты по Двухколёсному турне:
День поворотный День шестой День покорения Ай-Петри День четвёртый День третий Прибытие Отправление