Продолжение рассказа про две не связанные между собой поездки, совершённые в разное время (первая - в конце марта, вторая - в середине июня), которые по замыслу и маршруту можно объединить в одно путешествие, длиною в несколько тысяч километров.
"Расширение горизонтов" в предыдущей части прошло весьма успешно, в чём вы
можете сами убедиться, что вдохновило меня на продолжение мыслительной деятельности в плане второго грандиозного путешествия, которое, по счастливой случайности, вышло словно продолжением первого.
Началось всё с того, что Транссибу в прошлый раз я уже проехал, но у нас есть ещё одна из числа главных железных дорог, комсомольская стройка всей Страны Советов - речь, конечно же, о Байкало-Амурской магистрали, она же БАМ.
Из известного на ней я знал про Северомуйский тоннель и его обход (хоть по последнему уже и не ездят поезда без особой необходимости), вдохновившись репортажами известного фотографа А. Попова aka
russos, а именно
вот и
вот.
Ближайший к нему аэропорт, имеющий прямую связь с Москвой оказался Братск, а куда можно было прилететь из последней точки нашего прошлого путешествия, Читы - Чара, таким образом, маршрут и сформировался. С учётом того, что ходит там всё не каждый день, требовалась лишь толика удачи, чтобы повезло с датами, но таки да, всё сложилось.
И уже бонусом, я узнал про местечко под названием "Чарские пески" а-ля Забайкальская пустыня, однако, добраться до них, несмотря на близость, выглядело не такой уж и простой затеей, но давайте обо всём по порядку.
Возвращаемся в то место, где мы с вами остановились в прошлый раз: город Чита, только сразу переместимся с ж/д вокзала в аэропорт Кадала (HTA).
Никогда не летав прежде на малой авиации, было интересно, что из себя представляет АН-24. Оказалось, обычный турбовинтовой "кукурузник"
Салон с круглыми иллюминаторами, как на корабле
Полёт, в отличие от дальнемагистральных самолётов, проходит на небольшой высоте, но, тем не менее, позволяет насладиться местными красотами
Подлетаем к Чарским пескам
Это уникальная "пустыня" площадью примерно 10 на 3,5 км
Click to view
Приземлились. Аэровокзал
Село Чара
Однако, в отличие от аэропорта, вокзал находился в пгт Новая Чара в нескольких километрах от "старой", путь к которому мог пролегать либо по автодороге, либо через Чарские пески, но во втором варианте - с форсированием двух речек. Естественно, выдвигаюсь в сторону песков (мы не ищем лёгких путей!) :)
Дорога проходит по болотистой местности, приходится обходить лужи, но даже так оставить ноги сухими не удаётся
Останавливаться тоже надолго нельзя, ибо роящиеся вокруг оводы и комары не откажут себе в удовольствии полакомиться свеженьким "туристом"
(внимательный читатель найдёт влетевшую в кадр мушенцию)
Река Средний Сакукан. Слева, на этой и на той сторонах, можете заметить следы от переправляющихся машин, но при кажущейся мелководности речки, вода в ней ОЧЕНЬ быстрая и ОЧЕНЬ холодная, а глубина навскидку была бы примерно по плечи. С моими способностями к плаванию было решено отказаться от идеи пересекать её вброд (правильность решения подтвердилась впоследствии). К тому же, у меня предательски стал садиться телефон, а взятый более компактный пауэрбанк не выдавал необходимую силу тока для зарядки, это тоже стало одной из причин, чтоб развернуться, ибо зависнуть там совсем без связи, карты и всего прочего не хотелось
А ещё рядом с речкой был самый настоящий снег! Представляете, середина июня, температура воздуха 20+ градусов и снег! Это конечно потрясающе
Прощальный широкоугольный взгляд на речку, и потопали обратно
Багульник цветёт
Оказывается, находиться на территории нацпарка можно только с разрешения его самого или Минприроды, будем знать :)
Вернувшись в Чару, я зашёл в магазин за бутылкой воды, а заодно поинтересоваться насчёт такси. Увы, подсказать номер мне не смогли, зато я увидел местный киберпанк: терминал для оплаты по карте и по соседству с ним бумажную тетрадочку с надписью "Долги", вот это контраст)
Но надо было думать, на чём добираться до вокзала. Я заметил автобусную остановку и стоящую на ней женщину, которая мне и пояснила, что автобус есть, через час с небольшим выедет из Новой Чары, ещё примерно через полчаса будет здесь. Идти куда-то мыслей не было, решил подождать прямо там, и, как оказалось, не прогадал. Через какое-то время подъехал мужчина на Жигулях, намереваясь отвезти видимо знакомую ему женщину, с которой я и разговаривал. Вписавшись в машину, где уже сидел один парень, мы быстро добрались прямиком к вокзалу. На мои уговоры "Сколько с меня?" и "Давайте заплачу" водитель категорически ответил отказом со словами "Не надо, а то в следующий раз не повезу!" :)
И вот, вокзал Новая Чара
Одноимённый посёлок городского типа
Гостиница и хостел были заняты вероятней всего вахтовиками, коих на вокзале и окрестностях было в количестве, ресторан закрыт на спецобслуживание - свадьбу, к тому же, почти сразу как мы приехали, пошёл дождь, поэтому ничего не оставалось как сидеть в зале ожидания и довольствоваться местной шаурмой, но мне для счастья хватило всего двух вещей: сухих носков и розетки. И как хорошо, что я был в тепле на вокзале, а не весь промокший в песках.
Внутри вокзала, помимо схематичного изображения БАМа, фрагмент которого вы видите в заглавной картинке, обнаружились вот такие резные картины
Ещё удивительно было видеть фотографию Аэроэкспресса на Киевском вокзале в таком отдалённом уголке) Понятно, что картинка шаблонная, но всё равно
А на станции, тем временем, постоянно шла маневровая работа в направлении прилегающих перегонов, то ли по электрификации, то ли по прокладке второго пути
Спустя несколько часов ожидания, около двух по полуночи, наконец показался поезд. И как назло, именно ко времени прибытия, прекратившийся до этого дождик разразился с новой силой целым ливнем
Билет у меня был на поезд 375 Нерюнгри - Красноярск в вагон #30. Но табло явно показывало что-то более интересное)
Судя по листку с расписанием, он катается в общем обороте с п.081/082 Москва - Красноярск (или это прицепные вагоны?)
.:кликабельно:.
Поездка по БАМу начинается!
Просыпаемся уже в Бурятии и в другом часовом поясе: МСК+5
Станция Таксимо
Местные пейзажи
А тут я словно очутился на КавМинВодах, очень напоминало гору Бештау
На заднем плане рабочий посёлок Северомуйск, а на переднем - необычная конструкция, интересно, для чего она предназначена
Последняя станция перед тоннелем - Окусикан
Въезжаем в Северомуйский тоннель, самый длинный в России - более 15 км
Вдалеке виднеются опоры-табуретки
18-тысячного обхода Миновав эту "жемчужину БАМа", поистине грандиозное сооружение, выезжаем на поверхность
Что ж, одной галочкой больше в моём мысленном списке достижений
Разъезд Итыкит
Путь обхода, который скоро пристыкуется к основной магистрали. Также под мостом проходит автодублёр БАМа
Станция Новый Уоян
Кругом горы да леса
Хоть я и ехал по Транссибу весной, всё равно создалось впечатление, что на БАМе зелени больше, ведь в той же самой Бурятии там были Улан-Удэнские степи, а тут совсем другие виды
Вокзал Ангоя им. Гейдара Алиева
Почему именно в честь него?
Памятная табличка на здании гласит: «назван в 2008 году в память одного из организаторов строительства БАМа, президента Азербайджанской республики (1993-2003) Гейдара Алиевича Алиева»
А в одной книге я прочитал следующее: «Строительство многих посёлков и станций было возложено на республики, края и области. Москвичи строили Тынду, ленинградцы - Северобайкальск, армяне - Кюхельбекерскую и Звёздную, азербайджанцы - Ангою и Улькан, эстонцы - Кичеру и т.д.»
И всё сразу встало на свои места
Путевая машинная станция (ПМС) №303 с залежами рельсо-шпальной решётки (РШР)
Микрорайон Сырой Молокон пгт Нижнеангарска
И тут за окном показывается Байкал
Как такое не запечатлеть?
Click to view
Внезапно.. метро? Нет, это
Мысовые тоннели, а буква М здесь потому, что в их сооружении принимали участие метростроевцы
Всего их четыре, видимо, по окончанию проходческих работ на последнем и был установлен этот памятный знак
Видео одного из тоннелей. Он двухпутный, поэтому видно чуть больше, чем в Северомуйском
Click to view
Противообвальная галерея и ещё одна стела, уже перед первым тоннелем. Так как я еду с востока на запад, проехали мы их в обратном порядке
Прибыли в город Северобайкальск
Стоянка поезда была больше часа, поэтому было время прогуляться к самому Байкалу
Обычно расписание бывает в виде "из города" и "в город", а тут "на запад"
и "на восток"
Город населением чуть более 23 тыс. человек
Одноимённая ж/д станция (хотя это, скорее, город, одноимённый ей)
Смотровая площадка у берега Байкала
Спускаемся к берегу
Байкал!
Если в прошлой поездке по Транссибу я довольствовался лишь видами из окна, то сейчас довелось и потрогать :)
Click to view
Что ж, время остановки не безгранично, возвращаемся в город, дабы купить местных сувениров, например, рыбу Омуль, эндемика Байкала, правда, в копчёном виде
Памятник ленинградцам-строителям города Северобайкальска
И едем дальше. Река Тыя
Ст. Гоуджекит
Интересное инженерное сооружение - противолавинная галерея
Кругом горы и зелень, красота
Подъезжаем к
Байкальскому тоннелю, который у меня на карте был почему-то обозначен как Дабанский
А выезжаем из него уже в Иркутской области. Как оказалось, ехал я уже по новому тоннелю, про строительство которого вы можете почитать по вышеприведённой ссылке, а старый к этому моменту должны были закрыть на реконструкцию
Обратите внимание на путь внизу, по сути, мы должны будем развернуться почти на 180 градусов и дальше поехать в ту же сторону. Такие петли делают для более плавного уклона в горной местности
Слева вдалеке можно разглядеть портал тоннеля
Байкальский хребет
Счастливого пути!
Горы в то ли в дымке, то ли в тумане
Станция Кунерма. Погода портится, начинается дождь
Улькан
Интересный способ нумерации столбов контактной подвески
Светлеется
Станция Киренга в пгт Магистральный
Тут я внезапно обнаружил, что после Северобайкальска нам отцепили все вагоны после нашего
В процессе съёмки этого видео на ум сразу же пришла песенка в тему
Click to view
Ст. Звёздная
Решил узнать, почему Звёздная. Оказывается, просто потому что так захотелось)
«Звёздная - первая станция [при строительстве участка за ст. Лена] Байкало-Амурской магистрали, построенная в 1974-1984 годах: именно сюда прибыла первая группа строителей дороги. <...> Первоначально и станцию, и поселок планировали назвать Таюра - по ближайшей реке; был вариант названия Снежный (первые строители прибыли в снегопад), однако 2 мая 1974 года на митинге строителей было решено назвать станцию Звёздной (а поселок стал Звёздным)». Ну и заодно, немного об архитектурных особенностях: «Жилые и служебные здания станции возводил армянский трест «АрмБАМстрой». Архитектурное решение вокзала сочетает в себе принципы модернизма (современные материалы, простая и функциональная планировка) и приемы национальной архитектуры Армении: фасады здания оформлены в виде протяженной аркады, использованы полуциркульные наличники, а само здание облицовано традиционным для Армении материалом - светлым вулканическим туфом» [взято
отсюда; кстати, по ссылке можно почитать и про остальные станции]
Переезжаем по мосту через реку Лена. Уже смеркается
Вокзал Лена
Ж/д станция
И город Усть-Кут, в котором всё это и находится
Станция Коршуниха-Ангарская города Железногорск-Илимский
Просыпаюсь уже в Братске. Что интересно, в этом городе есть одноимённая станция, но поезда дальнего следования на ней не останавливаются! Зато останавливаются на трёх других: Гидростроитель, Падýнские Пороги и Анзёби. Если вдруг соберётесь в Братск, имейте в виду :)
"Жди меня и я вернусь"
Очень атмосферная фотка получилась. За окном - Братское водохранилище
Едем по плотине Братской ГЭС на реке Ангара. Высота метров 30, впечатляющее зрелище
Click to view
Ближайшая к аэропорту - Падýнские Пороги
Здесь и закончилось моё путешествие по БАМу, пора возвращаться домой
Вокзал. Сосед по "купе" сказал, что тут есть комната отдыха, где можно остановиться на пару часов, принять душ, выпить кофе, но оставалась "последняя миля", поэтому как-то особо не хотелось, а зря..
Потому что, прибыв через несколько минут в аэропорт (всего в 4 км от станции), оказалось, что открывается он только в 6:30. А вылет был запланирован на 9:30
Несколько томительных часов ожидания, и, наконец, готовимся покидать этот славный город. Слева - в Новосибирск, справа - в Москву
Взлетаем
И спустя 5,5 часов уже приземляемся в Домодедово
Я даже успеваю на электричку
Завершая первое путешествие в
предыдущей части, тогда я ещё даже не задумывался насчёт второго. Завершая второе, я не знаю, какое будет дальше. Опыт показал, что кажущееся невозможным - возможно, при грамотном планировании. Есть небольшие задумки, а что в итоге получится - покажет время, но уверен - будет интересно, оставайтесь на связи :)
Поездка получилась насыщенной, масса впечатлений, которые вы уже прочитали, если долистали досюда, а теперь немного статистики.
Итого пройдено: по воздуху - 4469 км, по железной дороге - 1391 км
В сумме за две части: по воздуху - 8673 км, по железной дороге - 2404 км
Все фото из поездки можно посмотреть
здесь.
Путешествуйте по России!
art_b