Мой духовный путь. Часть 9. Беловежская пуща. Увольнение

Jan 31, 2012 12:23


(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

Во время работы в Национальном парке "Беловежская пуща" и некоторое время после этого я придерживался интеллектуально-рационально практического подхода к охране и управлению природой, да и решению других общественных проблем, считая его основой устойчивого развития. Это означает, что главной причиной наших бед я считал недостаточность интеллектуального развития человека, отсутствие необходимой грамотности и образованности у людей. Я думал тогда, что еще немножко усилий, еще чуть больше научных открытий, практических разработок, грамотности и образования, и светлое будущее не за горами. О том, как я глубоко ошибался, повествование в этой и следующей частях.


5 мая 2001 г., синхронно с моим днем рождения, в Беловежской пуще произошло исторически знаковое событие, положившее начало новому историческому этапу. Генеральным директором национального парка был назначен Николай Николаевич Бамбиза. К тому времени в нацпарке сотворили авантюру - закупили немецкую бэушную лесопилку за 1 млн. дойчмарок и построили новый крупный лесозавод, для чего набрали кредитов. Срочно нужен был специалист, который организует деревопереработку и выплатит долги. Н.Бамбиза был известен в стране как деревопереработчик, скандально прославившийся на вырубке уникальных пойменных дубрав Припятского национального парка для производства паркета и экспорта древесины. Это было во время его директорствования там. Сказать чисто с человеческих позиций, что это был человек низкой морали и нравственности означает ничего не сказать (замечу, с духовных позиций всё не так однозначно!). Но именно такие руководители нужны были Управлению делами Президента. По многим вопросам экологии и заповедного дела его знания были не просто недостаточны, а примитивны. Компенсировал он это наглостью, хамством в отношении с подчиненными, родственными связями в самых высоких правительственных кругах и умением ублажать нужных людей.

Беловежская пуща - это пуща, что означает лес древний, дремучий, дикий, заповедный. Но у Н.Н. Бамбизы были другие понятия и представления. Для него это был беспорядок. Проехав по Пуще, на следующий день он собрал лесников и заявил, что в бытность его руководства Припятским нацпарком за наличие суховершинных и поваленных деревьев лесник увольнялся в течение суток, и что начинается новый порядок. Лесники запротестовали. Тогда он начал "ломать" их, поодиночке. А через пару недель сама природа преподнесла ему "подарок" - в Пуще началась сильнейшая вспышка массового размножения жука елового короеда-типографа и гибель ельников. Это был конец мая и как раз в Пущу приехал эксперт Совета Европы для проверки выполнения рекомендаций Европейского Диплома с целью его продления. Мне, как заместителю директора по науке, поручили с ним работать. Мы поехали в лес. Вдоль дороги уже лежали срубленные гигантские ели, по официальной версии пораженные жуком-вредителем. Именно в такой высококачественной древесине нуждался новый лесозавод…


Не дожидаясь официальных разрешений, директор самовольно приказал начать сплошные санитарные рубки в охраняемом лесу по типу, как это делали в линейных лесхозах - берут делянку, весь лес вырубают, а затем садят новый. Под топор пошли даже совершенно здоровые деревья.

Такого в послевоенной истории белорусской части Беловежской пущи еще не было. Здесь проводились особые, щадящие рубки и действовало неписанное правило: ни одного срубленного живого дерева, рубить только сухостой в разрешенных зонах. Даже если осталась одна живая ветка, оно должно дожить свой век. Старики в человеческом обществе являются носителями мудрости и хранителями традиций. А старые деревья в лесу являются средой обитания для многих редких и уникальных видов растений и животных, которые в других условиях жить не могут. Такие деревья хранят огромное биологическое разнообразие. К тому же старые деревья обладают уникальным генофондом. Потому и сохранили Беловежскую пущу, что не рубили живых деревьев, а больше сухостой.

Я получил приказ научно обосновать эти антиэкологические и незаконные рубки. Но выполнять приказ не собирался. Более того, вместе с главным лесничим Евгением Анатольевичем Смоктуновичем дали информацию журналистам и независимым природозащитникам. В Беларуси поднялся нешуточный общественный скандал. Для решения этого вопроса была создана государственная комиссия из ведущих ученых и специалистов страны. Я также входил в ее состав. Перед началом работы комиссии всем нам, пущанцам, директор и куратор из Управления делами Президента (УДП) А.М. Максимович приказали: "Никакого балагана, все работники нацпарка голосуют за вырубку". И повезли комиссию по заранее подготовленному образцово-показательному маршруту. Но скрыть преступление не удалось. Евгений и я подсказали, куда нужно ехать, в итоге были раскрыты массовые нарушения правил рубок. На следующий день было голосование. Все проголосовали против, включая Евгения и меня. "За" голосовали лишь куратор из УДП, директор и еще 4 низко моральных или безвольных работника нацпарка.

Наутро я зашел к директору и с порога услышал: "Ну, всё парень, в стране работу не найдешь". "Не найду в стране, найду за границей", - ответил я. "Вот и ищи! Больше я с тобой дел не имею". И действительно, вопрос был решен однозначно и больше меня он не трогал. В тот день я перестал бриться. На вопрос коллег, отвечал, что я как Фидель Кастро, пока моя Родина под оккупацией и в опасности, буду с бородой. Мало ли чего, вдруг придется в партизаны идти… :) Тогда это была шутка. Я думал, что проблема затянется на полгода, максимум год. Как оказалось, понадобилось долгих 10 лет. Да и сейчас еще не конец, а смену местной власти настоящим освобождением назвать пока еще нельзя.

Итак, через 3 месяца после последнего разговора с директором я был уволен с формулировкой "В связи с окончанием трудового контракта". Вопрос о моем переводе на должность научного сотрудника даже не рассматривался, несмотря на наличие у меня ученой степени кандидата наук. Оно и понятно. Зная, с какой мощной мафиозной группировкой пришлось иметь дело, никаких иллюзий относительно своего будущего не было. Поэтому за месяц до увольнения удалось передать через "особые" каналы специальное письмо Президенту. В нем описывалось, какие злодеяния творятся в Беловежской пуще и как тогдашняя Управляющая делами (и будущая уголовница, впоследствии арестованная за хищения в особо крупных размерах) Галина А. Журавкова под видом республиканского семинара отмечала свой день рождения на правительственной резиденции Вискули, что в центре Пущи. Президент получил письмо и поручил разобраться … самой Г.Журавковой. Она разобралась. Письмо было распечатано на моем компьютере и это смогли "вычислить". К тому времени в Пуще уже на полную силу велся кадровый террор против наиболее грамотных и нравственных работников.

Хорошо помню следующий день после своего увольнения. Я проснулся. Внутри было ощущение какого-то недоразумения, чего-то нелогичного, странного и непонятного. Впервые я ощутил впереди пустоту. Потому что меня разлучили с наукой и с Беловежской пущей, в которых был важный смысл моей жизни. В единении оставалась лишь семья. До этого в стратегическом планировании жизни у меня было всё более менее понятно и последовательно: детство, юность, биология, университет, наука, Беловежская пуща, работа и диссертация, разработка перспективной научной концепции, а также карьера как логически ожидаемый шаг, пусть поначалу и не планируемый. А вот увольнения и окончания научных исследований на самом пике, в середине своего жизненного пути в моей стратегии не было. Однако, оно случилось…

Конечно, это очень неприятно, но, тем не менее, падать духом, а тем более впадать в депрессию или в алкоголизм я не собирался. Почти 10 лет я работал в Пуще под психологическим гнетом научного начальника и за это время испытал не одно падение вниз. Все они заканчивались новыми, более высокими подъемами вверх. Просматривалась четкая синусоида движения вперед. Свое увольнение я воспринял таким же образом, как временное недоразумение. Я думал и надеялся, что в конце концов высокое начальство разберется с тем, что творится в Беловежской пуще, и возвратит здравый смысл, а вместе с ним и я вернусь в науку.

Попытки уехать на запад на работу провалились. Сильных связей не было. А те, что были, ответили о невозможности. Во-первых, в Европе начался экономический кризис. Во-вторых, это было вскоре после теракта американских небоскребов 11.09.2001 г. и правительства стали строже следить за нелегальной эмиграцией и трудоустройством иностранцев.

Через 3 месяца меня пригласили на работу в местную среднюю экологическую школу учителем биологии и экологии, на замену декретного отпуска учительницы. Там я проработал 2 следующих года. Работать было нетрудно, в целом даже интересно, но непривычно. Это не было моим призванием. Тем не менее, я глубоко признателен директору школы Валентине Владимировне Фроловой! Для меня в тот момент трудоустройство в школе был хорошим выходом из трудной ситуации. Это позволяло не только финансово выжить, но давало много свободного времени далее заниматься вопросами Беловежской пущи, уже не в научном, а в природоохранном и экообразовательном направлении. И хотя в школе была детская организация экологической направленности "Экополис", там было больше формализма и не тот уровень, чтобы заниматься настоящей наукой.

Работая в школе, я находился в постоянном ожидании возможных изменений в руководстве национального парка. А еще сильно и глубоко страдал от разделенности с любимым делом (наукой), от невозможности продолжать свои научные исследования и быть в едином ритме с Беловежской пущей. Мои тело и разум находились в школе, а душа обитала в Пуще. Это было состояние душевной разорванности. Я понимал, что смена власти в национальном парке может затянуться на неопределенный срок. Пережить такое и при этом не изменить своему делу возможно лишь при условии огромной надежды на то, что рано или поздно наступят лучшие времена. Причем не просто ждать их, а самому творить необходимые для этого изменения.

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/94603.html)

Духовное знание

Previous post Next post
Up