Шило.

Jul 20, 2022 00:25



14 июня 1938-го года гигант мысли и отец библейской географии Эдвард Робинсон добрался в своих изысканиях до места под названием Сейлун, к северу от Турмус Айя в Самарии; обнаружил там "руины сравнительно современной деревни на маленьком холме"; и соотнёс объект с ТАНАХическим городом Шило, пристанищем скинии в эпоху судей. Робинсон основывался, во-первых, на сходстве названий; и во-вторых, на описании геоположения Шило в книге Судей, которое см. чуть ниже. В качестве предшественников, ткнувших пальцем в правильную точку на карте за сотни лет до, он отметил еврейского географа Эштори Фархи (14-й век) и францисканца Бонифация Рагузского (16-й).

Но для начала откроем книгу Иегошуа, глава 18; и прочитаем там, что покорив землю обетованную, израильтяне установили в Шило скинию (ака шатёр собрания) и поделили добычу. Пять колен (Реувен, Гад, Иуда, Эфраим и Менаше) уже успели получить свои наделы; теперь настал черёд остальных семи. В частности, земли дальше к югу достались колену Биньямина. Прошло некоторое время; биньяминяне убили в Гиве наложницу некоего левита; народ возмутился, постановил не выдавать дочерей за это нехорошее колено; а потом и вовсе почти истребил последнее. Чтобы спасти остаток биньяминян от вымирания и при этом по крайней мере формально не поступиться принципами, уцелевшим предложили похитить себе невест из Шило (21:19); тут-то и засветились географические ориентиры:

И сказали: вот, (приближается) ежегодный праздник Г-сподень в Шило, что на севере от Бэйт-Эйла, к востоку от дороги, ведущей от Бэйт-Эйла в Шехэм, и южнее Левоны. И приказали сынам Бинйаминовым, сказав: пойдите и засядьте в засаду в виноградниках, И когда увидите, как выйдут дочери Шило плясать в хороводах, то выйдите и вы из виноградников и схватите каждый себе жену из дочерей Шило, и уйдите в землю Бинйаминову.

Где скиния, там и ковчег; а где ковчег, там и первосвященник. Из первых же строчек 1-й книги Шмуэля мы узнаём, что в какой-то момент эту должность занимал коэн по имени Эли. Хана, бесплодная жена левита Эльканы, пришла к скинии молить о сыне, которого заранее пообещала посвятить всевышнему; она получила от Эли благословение; последнее сработало; Хана нарекла сына Шмуэль и по прошествии некоторого времени привела к Эли; а спустя ещё некоторое время юный Шмуэль стал слышать голоса; и как выяснилось, в хорошем смысле:

А отрок Шемуэйл служил Г-споду при Эйли; слово же Г-сподне было редко в те дни, видение было не часто. И было в те дни: Эйли лежал на месте своем; глаза же его начали тускнеть, и он не мог видеть. И светильник Б-жий еще не погас, а Шемуэйл лежал в храме Г-споднем, где ковчег Б-жий. И воззвал Г-сподь к Шемуэйлу, и сказал тот: вот я! И побежал к Эйли, и сказал: вот я! Ты звал меня. Но тот сказал: я не звал; ступай назад, ложись. И пошел он, и лег. Но Г-сподь опять позвал Шемуэйла. И встал Шемуэйл, и пошел к Эйли, и сказал: вот я! Ты же звал меня. Но тот сказал: я не звал, сын мой, ступай назад, ложись. А Шемуэйл еще не знал Г-спода, и еще не открывалось ему слово Г-сподне. И опять позвал Г-сподь Шемуэйла, в третий раз. И он встал, и пошел к Эйли, и сказал: вот я! Звал же ты меня. И понял Эйли, что Г-сподь зовет отрока.



(Прощёные биньяминяне умыкают девушек из Шило, Библия Мациевского, 13 век, wiki)

Тем временем у израильтян шла война с филистимлянами; после неудачного боя израильские старейшины решили, что без неконвенционального оружия не обойтись; и принесли ковчег из Шило в сопровождении "негодных" сыновей Эли, Хофни и Пинхаса. Но даже неконвенциональное оружие может дать осечку; битва возле Эвен Эзер завершилась тяжёлым поражением израильтян, потерей ковчега и косвенно привела к смерти Эли (глава 4).

И сразились Пелиштимляне, и поражены были Исраэйльтяне, и разбежались - каждый в шатры свои; и было поражение весьма великое, и пало из Исраэйльтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Б-жий был захвачен, и оба сына Эйли, Хофни и Пинехас, умерли. И бежал один Бинйаминянин с места сражения, и пришел в Шило в тот же день; одежда на нем (была) разодрана и прах на голове его. И он пришел, и вот Эйли сидит на стуле у дороги в ожидании, ибо трепетало сердце его за ковчег Б-жий. И когда пришел тот человек рассказать (обо всем) в городе, то возопил весь город. И услышал Эйли громкий крик, и сказал: что это за сильный шум ? И тотчас подошел тот человек и сообщил (обо всем) Эйли. А Эйли был девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и не мог он видеть. И сказал тот человек Эйли: я тот, кто пришел с места сражения... И было, когда упомянул он о ковчеге Божьем, упал тот с сиденья навзничь у ворот и проломил себе затылок, и умер он, ибо стар был этот муж и тяжел. А судил он Исраэйль сорок лет.

Только тогда оружие сработало, мореманские агрессоры получили свою долю неприятностей и в итоге вернули ковчег законным владельцам. Но идём дальше; в 1-й книге царств 11 местный пророк внёс свой вклад в развал царства Соломона:

И было, вышел в то время Яровам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. На поле их было только двое. И схватился Ахийа за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков, И сказал он Яроваму: возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: "Вот, Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен...

Как мы знаем, Йеровам не оправдал доверия; и когда его жена обращается к тому же же Ахийе касательно болезни сына (глава 14), то слышит от пророка, что дом Йеровама будет истреблён. Потом не оправдало северное царство в целом, и в книге Иеремии Шило (7:12-14, 26:6-9) фигурирует как пример того, что бывает с такими редисками:

Ступайте же на место Мое в Шило, туда, где прежде водворил Я имя Мое, и посмотрите, что сделал Я с ним за злодеяния народа Моего, Йисраэйля. А теперь, за то что вы делали все эти дела, - сказал Г-сподь, - и говорил Я вам (постоянно), а вы не внимали, и взывал Я к вам, а вы не отвечали, Сделаю Я с домом этим, который назван именем Моим, на который вы надеетесь, и с местом этим, которое Я дал вам и отцам вашим, так же, как сделал Я с Шило. И отброшу Я вас от лица Моего, как отбросил Я всех братьев ваших, все семя Эфрайима.



(Хана, Эли и маленький Шмуэль на картине Яна Викторса, 1645, wiki)

Впоследствии Шило фигурирует в еврейских источниках римского периода, от Флавия до Талмуда и до пары текстов, найденных в 1950-е в пещере в Нахаль Дарга; судя по последним, некий еврей из Шило перебрался оттуда на юг во время восстания Бар Кохбы. Евсевий и Иероним поместили "Сило колена Ефремова" в 12 и 10 милях соответственно от Шхема-Неаполя, в области Акрабы, т.е. к югу или юго-востоку; Иероним также мельком отмечает объект в письме к римлянке Марселле ("...accompanied by Christ, we shall have made our way back through Shiloh and Bethel, and those other places where churches are set up like standards to commemorate the Lord’s victories") и в комментарии к Захарии ("We hardly discern insignificant traces of ruins in cities once great. At Shiloh, where the tabernacle and the ark of covenant were, now scarcely the foundation of the altar can be seen"). По Эгерии, "At the twentieth milestone from Shechem is the temple of Shiloh, now destroyed, and also in that place is the tomb of Eli the priest." Затем, однако, Шило практически пропадает из христианских источников, а когда и появляется, то не там, где следует. На мозаичной карте 6-го века из Медвы (т.е. почти на самом левом краю) надпись "Село, где находился ковчег" оказалась к востоку от Шхема, что наверно ещё можно записать в мелкие недочёты. Феодосий в том же 6-м веке и вовсе помещает сабж между Иерусалимом и Эммаусом. При крестоносцах (напр. у Иоанна Вюрцбургского, 1170) Шило стали отождествлять с Наби Самуэль - то ли потому, что оба места связаны с пророком Шмуэлем, то ли по какой-то другой причине; Сейлун же оказался христианами более-менее забыт.

Эстафетную палочку подхватили источники мусульманские и еврейские, в рамках возникшего в средние века у тех и у других обычая посещать могилы праведников. Из мусульман Шило впервые упомянул в 1173-м Али Эльхарауи, путешественник 12-13 веков и автор чего-то вроде путеводителя по святым местам. По дороге из Шхема-Наблуса в Иерусалим от отметил деревню Сейлун, "где, как говорят, была мечеть шхины (Масджид ас-Сукайна) и в ней столовый камень (хаджал аль-маида) {воможно алтарь}"; а заодно сообщил, что там жил пророк Якуб и что Юсуфа бросили в яму где-то между Наблусом и Синджилом. Ему вторят Якут и ещё пара авторов. Почти одновременно о посещении Шило в окрестностях Бейт Эля отчитывается рабби Шмуэль Бен Шимшон (1212), и - привет Эльхарауи - обнаруживает там могилу Иосифа; несколькими десятилетиями позже рабби Яаков а-Шалиах в списке могил праведников "в Шило первосвященник Эли и два его сына, мир им" (хотя, как мы помним, сыновья в оригинале были отрицательными персонажами); и похожее в других аналогичных списках. Ещё немного позже еврейский географ Эштори Фархи (1314-22) оставил на удивление подробную инструкцию, опять же с приветом мусульманским авторам:

Шило находится в трёх часах к югу от Шхема и немного к востоку... Дорога в Иерусалим оставляет Шило слева в конце первой трети, и его называют Сайлун. Как и сказано в конце книги Судей, сначала найди справа Левону, её называют Лубин. Пройди ещё тысячу локтей, найди слева источник и там тропу, иди по ней на восток и немного на юг час, и там Шило. Там и сейчас купол, его называют Куба аль-Сакина, и рядом место, называемое Маида Бней Исраэль, то есть скрижали.

На этот альтернативный (по отношению к Наби Самуэль) Шило и почитающих его евреев обращали внимание отдельные христианские авторы, начиная с францисканца Джованни Педензола (?), 1335. Упомянутый в начале поста настоятель францисканской кустодии Святой Земли в 16 веке Бонифаций Рагузский тоже, видимо, имел в виду правильный объект - неподалёку и правее от большого каравансарая (очевидно, Хан Лубан), что в 15 милях к северу от Эль-Биры (перелёт, ну да ладно). Сюда же, похоже, следует подшить самаритян; во всяком случае в их арабоязычной версии книги Иегошуа (1362) используется топоним Сейлун. Впрочем, самаритяне не особенно интересовались нашим объектом ибо, по их версии событий, святилище в Шило было изначально неправильным, возникшим по вине раскольника Эли...

На недостаток внимания со стороны современных исследователей Сейлун-Шило пожаловаться не может. Вслед за Робинсоном объект посетили Вильсон, Герен, Кондер и Клермон-Ганно. Первые короткие раскопки провёл датчанин Эге Шмидт в 1922-м. Далее последовали более основательные раскопки "датской экспедиции" под началом Ханса Кьера в 1926-32; в качестве консультанта отметился знаменитый Уильям Олбрайт; после внезапной смерти Кьера (от дизентерии или ещё какой-то болезни) сменивший его Нельсон Глюк быстро свернул проект. Дело Кьера продолжил в 1963-м ещё один датчанин, Свенд Хольм-Нильсен. Финкельштейн, Ледерман и Бунимович под эгидой Университета Бар-Илана копали холм в 1981-4; параллельно (1981-2) Зеэв Йейвин занимался северной террасой и южным склоном. С 1990-го по 2013-й несколько заходов сделали археологи из гражданской администрации - по очереди Михаэль Дадон, Ицхак Маген и Ханания Хизми. Наконец, с 2017-го Шило копает Скотт Стриплинг из весьма консервативной американской организации Associates for Biblical Research.

Время выложить план объекта. Высота холма 714 метра над уровнем моря (окружающие холмы/горы несколько выше, порядка 800 м); площадь со склонами примерно 30 дунамов (7.4 акра); западный и восточный склоны крутые; северный образует нечто вроде террасы, за которой опять же следует крутой склон; и только южный пологий; где-то там, вероятно, находились ворота.



(Ливьятан Бен-Арье)

Наиболее ранними следами обитания являются обломки керамики периода средней бронзы IIB (примерно 1750-1650 до н.э.); современные им строения обнаружить не удалось. К чуть более поздней средней бронзе IIC (примерно 1650-1550) отнесли городскую стену и гласис, окружавшие территорию площадью 4 акра; примыкающий к ним ряд помещений; несколько предположительно культовых артефактов. Остатки стены толщиной от 3 до 5.5 м и высотой до 8 м сохранились во многих местах по периметру холма; с северной стороны периметра датчане нашли прямоугольную башню, выступавшую с обеих сторон стены на 0.6 м. Стена была сложена из больших необработанных камней, некоторые больше метра в длину и массой порядка 300 кг. Эти укрепления кажутся чрезвычайно мощными для городка, население которого скорее всего не превышало 400 человек, удивляется Финкельштейн. И всё же в конце средней бронзы объект, видимо, был разрушен неизвестными супостатами; в последующие периоды внушительные стены использовались лишь как источник стройматериалов. Поздняя бронза опять представлена только сосудами (некоторые с пеплом и костями) и мелкими артефактами на восточном склоне (зона D); Финкельштейн полагает, что в этот период Шило скорее всего представлял собой небольшой культовый центр на вершине холма, откуда соответствующие находки и были позже сброшены на склон; основываясь на проведённой им археологической разведке "земли Эфраима", он добавляет, что и на окружающей территории количество населённых пунктов сильно уменьшилось.

В железный век I здесь, как и положено по ТАНАХу, снова появилось поселение (1150-1050); размер последнего оценивается в 2.5 - 3 акра. Наиболее существенный его остаток - группа строений в западной части холма (зона C), "вкопанные" в среднебронзовый гласис - был уничтожен пожаром, который Олбрайт интерпретировал как взятие города филистимлянами после описанного в книге Шмуэля сражения. Далее следуют остатки строений периода железного века II (8-7 века до н.э.); а затем эллинистических и римских. В византийский период застройка распространилась далеко на южный склон. Археологи насчитали одних лишь церквей три штуки; а ещё жилые дома, три винодавильни и печь для обжига керамики. Похоже, что селение без особых потрясений пережило мусульманское завоевание; в частности, церкви и винодельни продолжали функционировать при Омейядах. Впоследствии, возможно в результате землетрясения 749-го года, произошли более значительные изменения, в том числе все церкви поделили стенами на жилые квартиры, а с производства вина перешли на оливковое масло. Деревня в этом месте дотянула до средних веков, после чего как-то сошла на нет.



Для начала - аббасидская мечеть перед входом в парк (зона A на плане). Видимо, она-то и была известна в средние века как "мечеть шхины" или "купол шхины", а исследователям 19-го века как то ли "мечеть сорока" или "мечеть шестидесяти" (Джама аль-Арбаин / ас-Ситин). Строители использовали колонны, вероятно позаимствованные в одной из местных церквей. В начале османского периода объект был заброшен. Над входом в 19-м веке ещё сохранилась притолока (см рисунок Мэннинга парой фотографий ниже), украшенная изображениями амфоры, цветочных гирлянд рогатых алтарей. Потом до 1970-го притолока валялась возле здания; пропала; нашлась; и была отправлена в Музей Рокфеллера. Клермон-Ганно, Кьер и некоторые другие исследователи видели в этой штуке сходство с притолоками синагог; но в последние годы бытует мнение, что изначально она украшала погребальную нишу в языческой гробнице конца римского периода.











Справа:









Слева:





Теперь туда:



Этот мандатный домик построен на месте византийской церкви, датированной 6-м веком и условно называемой "церковь пилигримов". Церковь раскапывали датчане в 1929-м. Размеры здания - 25.5 на 12.2 м. Главный зал имел мозаичный пол; к нему с севера и запада примыкали другие помещения. В одном помещении находился резервуар, соединённый трубой с другим резервуаром к северу от церкви. Церковь, видимо, была повреждена в ходе мусульманского завоевания, однако продолжала использоваться. Мозаичные изображения животных были разбиты - то ли по указанию омейядских халифов (Язида II в 721-м ?), то ли по инициативе собственных иконоборцев - и образовавшиеся дыры "заштопаны". Позднее здание перегородили дополнительными стенами и добавили табун. Где-то дальше к западу датчане отметили мусульманское святилище; до наших дней оно не дожило.





Упомянутый выше "внешний" резервуар:



Винодавильня того же периода:



Крепление винтового пресса:



Ещё одна церковь 6-го века, условно "базилика" (зона P1). Обнаружена и раскопана тоже датчанами, затем Дадоном и Хизми. Общие размеры - 39.6 на 15.0 м. Как и "церковь пилигримов", "базилика" была повреждена в ходе мусульманского завоевания, но продолжала использоваться в том же качестве. Здесь тоже пострадали части мозаики с изображениями животных. Добило здание, видимо, землетрясение 749-го года.





Сперва в обход с юга:



Мозаика явно нуждается в лучшем уходе...









Потом в притвор:











Совсем внутрь:



Южный неф:









Центральный неф:

















Дальше:



Справа по борту - "мечеть сирот" / Джама аль-Ятим (зона Q1), датированная мамлюкским периодом. Мечеть была построена на месте уже третьей по счёту церкви 6-го века, - т.н. "северной церкви"; под ней скрывается предшественница 4-го или 5-го века. Объект был раскопан Магеном. Размеры примерно как у "базилики" - 34.5 на 14.0 м. В отичие от двух других церквей, здесь нет следов повреждений при смене власти; Маген предполагает, что церковь продолжала функционировать; но опять же разбитые мозаики. Одна из надписей на мозаике подтверждает правоту Робинсона: "Господь Иисус Христос, сжалься над Шило и его обитателями, аминь". Надпись выставлена в небольшом музее на вершине холма. Пару мозаичных надписей из ранней церкви можно увидеть в музее имени доброго самаритянина.















Опять же мозаика:











Надпись, но не та:



Кого-то явно не устроило изображённое здесь животное:



И ещё всякое:







Этот камень, как пишут, мог быть фрагментом "рогатого" алтаря вроде беэршевского:



Слева по курсу - баптистерий:





Цветущий миндаль:





Продолжение следует...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 4)
Excavations at Shiloh 1981-1984: Preliminary Report By Israel Finkelstein et al
Preliminary Report of the Excavations in the Northern Space of Tell Shiloh By Reut Livyatan Ben-Arie
Shiloh in the Transition from the Byzantine to the Early Islamic Period By Reut Livyatan Ben-Arie
Go Now to Shiloh: Have We Found the House of God ? By Scott Stripling
The Seleucid and Hasmonean Coins of Shiloh: What They Do and Do Not Tell Us about the Occupation of Second Century BCE Shiloh By Kevin W Larsen
The Cult in Shiloh during the Roman-Byzantine Period By Amichay Schwartz, Avraham Ofir Shemesh
The Cult in Shiloh in The Middle Ages By Amichay Schwartz, Avraham Ofir Shemesh
Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions: a journal of travels in the year 1838 (Volume 2) By Edward Robinson
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 (Volume 2) by Charles Clermont-Ganneau
The survey of western Palestine (Volume II) By C. R. Conder et al
Palestine under the Moslems. A description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 by Guy Le Strange p 477, p 527
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера janataha
Отчёт ЖЖ-юзера dona-anna
Отчёт ЖЖ-юзера javax-slr

церкви и монастыри, фотоотчёты, мечети, мозаики

Previous post Next post
Up