Мифология власти

Sep 01, 2009 13:15


* * * предыдущая часть * * *

Для управления большими массами людей их необходимо как-то организовать. Управляющий субъект не может обращаться напрямую к миллионам. Слишком много времени и ресурсов потребуется, чтобы каждый человек признал авторитет этого субъекта, и с ростом уровня образования, доступности информации, а следовательно и автономности мышления управляемых индивидов эти затраты растут всё сильнее и сильнее.

Люди, составляющие как управляющий, так и управляемый субъекты, не вечны, их состав постоянно меняется, что делает невозможным создание авторитета власти в достаточно крупном сообществе путём простой пропаганды. Чтобы донести до каждого управляемого субъекта причину, по которой необходимо признать авторитет каждого управляющего субъекта, нужно не только создать каждому управляющиему субъекту некую легенду, но и донести её до каждого управляемого субъекта в индивидуальном порядке:



красным указаны поколения управляющих субъектов
фиолетовым указаны поколения управляемых субъектов
стрелками указаны отдельные акты установления властных отношений

Самая первая причина, по которой такая схема не будет работать на сколь-нибудь многочисленных группах населения - это невозможность объяснить каждому, почему вон тот человек умеет лучше руководить, чем тот, кем руководить будут. Такая задача потребует отвлечения огромных ресурсов на пропаганду, и создания огромного репрессивного аппарата для подавления несогласных, которые существуют в любом обществе, и будут вести пропаганду в свою пользу. В результате получится обыкновенное отсталое, зависимое от соседей коммунистическое недогосударство.

Для решения этой проблемы создаётся миф о власти. Так миф - это фиктивный промежуточный элемент между управляющим и управляемым сословием, многократно упрощающий создание авторитета. Для управляемого субъекта миф является основанием для признания авторитета управляющего субъекта, при условии соблюдения последним некоторой формальности, ритуала, дающего право на использование мифа в своих целях. К примеру, аристократии требовалось соблюдать чистоту рода, и знать некий этикет.



желтым указан миф о власти.

Миф в структуре власти не имеет ничего общего со сказками. Если сказки повествуют о воображаемом, миф задаёт принципы взаимодействия с реальностью. С точки зрения управляемого субъекта, не управляющий субъект, а миф о нём выступает в качестве источника власти. Миф описывает иерархию общества, кто в нём будет царём, а кто - приказчиком, почему именно эти люди оказались царями, губернаторами, приказчиками, и т.д., какие полномочия они имеют.

Иными словами, миф есть интуитивно понятное описание устройства общества, которое не только позволяет донести до каждого индивида информацию о его положении в обществе и правилах взаимодействия с другими членами общества, но также объяснить, почему индивид должен принять эти правила.

В отличие от прямого распространения авторитета, внушение мифа происходит один раз, и его можно производить индивидуально, именно в тот период жизни человека, когда он наиболее восприимчив к нему.

Роль мифологии в структуре власти достаточно подробно рассмотрел философ XX века Ролан Барт:

Одной из основных проблем, которую разрабатывал Р. Барт, - были отношения языка и власти. Язык, с одной стороны, является ключевым узлом для социализации, с другой, - обладая своей структурой, синтаксисом и грамматикой, несёт в себе определенный властный посыл.

В этой связи интересным оказывается осмысление понятия «миф». Для Барта - это особая коммуникативная система, сообщение: философ определяет миф как совокупность коннотативных означаемых, образующих латентный (скрытый) идеологический уровень дискурса. Смысл и направление деятельности мифа оказывается двояким:

  • с одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания;
  • с другой - миф чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть он стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся. Барт особо подчеркивает, что миф - это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Миф сегодня реализует себя в рекламе, кино, телевидении и т. д.


Если говорить в моих терминах(см сущность знания), то миф проистекает из соотношений слов и соотносимых им атомарных знаний в голове человека. Эти взаимосвязи и представляют собой "скрытый уровень дискурса" по Барту. Со словом "король", к примеру, ассоциировалось не только знание о атрибутах короля, таких как мантия и корона, но и определённый авторитет, которым этот король обладал. Право на обладание этим авторитетом подтверждала родословная, гарантирующая что король удовлетворяет некоторому критерию, дающему право называться королём, право на власть. Взамен власть обязуется оказывать услуги в сфере управления, идеологии и т.п. управляемому населению, т.е. стремиться к тому, чтобы её действия "совпадали бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания" по Барту.

Похожий принцип распространения власти используют деструктивные секты. В них тоже существует своеобразный миф, однако он существенно отличается от мифа, лежащего в основе легитимной власти. Коренное отличие деструктивной секты от властной структуры состоит в том, что в первой главари секты ничем не доказывают своё право на власть. Миф секты никак не обосновывает навязываемые отношения между индивидами, его распространение происходит путём психологической обработки адептов, помимо их сознательной воли. Подчинение мифу в секту базируется только на тотальной недееспособности управляемых.

* * * продолжение * * *
Previous post Next post
Up