* * * предыдущая часть * * * Созидательные мифы
Как уже ранее говорилось, сколь нибудь развитое общество можно построить лишь с опорой на некоторый миф. Миф в обществе играет структурирующую, упорядочивающую и мотивирующую роли. Структурирующая роль состоит в легитимизации сложившейся в этом обществе иерархии, упорядочивающая - в насаждении цивилизованных отношений и профилактике девиантного поведения, а мотивирующая - в побуждении членов общества работать на благо всего общества. Человек может следовать одновременно нескольким идеям, к примеру, быть немцем, протестантом, и вегетарианцем в одном лице.
Следует отличать миф от пропаганды, так как первый невозможно внушить вменяемым людям средствами массовой информации. Миф - это не данные, а алгоритмы обработки данных. К примеру, пусть цивилизованный человек и, условно говоря, дикарь водят автомобиль. Первый не нарушает правила дорожного движения, потому что это неправильно, а второй - в страхе перед наказанием. Разница в критериях оценки поведения затрагивает всё общество, вынуждая его во втором случае отвлекать больший ресурс на поддержание поддержание порядка на дорогах. То же самое можно сказать о квалификации рабочих, учёных, добросовестности чиновников.
Социальные мифы состоят из эмоций, которые являются ничем иным, как мыслями, низкоуровневыми настолько, что не осознаются как логические высказывания. Национальный миф, к примеру, возникает из восхищения ребёнком некоторыми вещами, которые взрослые в разговорах привязывают к конкретной национальной общности. Ребенок хочет приобщиться к нации, чтобы улучшить свой имидж в глазах окружающих: я лучший еще и потому, что я часть лучшего. Можно было бы сказать, что ребёнок выбирает "свою стаю" и воспринимает от людей-членов этой стаи идеи более успешно, т.к. с ней ассоциируются положительные эмоции.
По похожей схеме развиваются и другие симпатии и пристрастия. К примеру, в детстве я хотел стать машинистом. Родители водили меня на вокзал, где проезжали тепловозы. Они были восхитительны с точки зрения маленького мальчика - это огромные, мощные и гулкие механизмы, и я хотел управлять ими, чтобы приобщиться к их силе. Любой миф - это пример проявления
"психологии созидания":
Сверх-естественное - это всегда абстрактное знание. Человек еще не знает, что это, но он уже ощущает эмоциональную наполненность "этого". Возьмите понятие справедливости: нельзя чётко сказать, что такое справедливость, но человек, слышащий свои эмоции остро ощущает необходимость этой справедливости, начинает искать пути её установления.
Вера в сверх-естественное - не заблуждение, как принято считать среди примитивных "людей". Слепая вера в написанное в священных писаниях не имеет ничего общего с процессом созидания: это лишь одна из форм безумия. Настоящая вера - это способность творить, это вера в сотворённое.
Миф основан на освящении некой идеи. Без неё миф не сможет существовать, исчезает причина подчиняться власти добровольно, и тогда общество скатывается к хаосу и террору. Казалось бы, система "кто сильнее, тот и прав" - самая устойчивая: попробуй не подчинись. Считается, что так оно и было на самом деле где то в неолите, но практика быстро показала неэффективность такого рода общественных отношений, и человечество перешло к более эффективным формам организации общества.
Изредка, конечно, общество откатывалось обратно к исключительно силовым методам управления, но такие периоды входили в историю под названиями "смута", "темные времена" или "военный коммунизм". В результате последнего, страну, которую царь сдал с заводами и пароходами, всего через несколько лет Сталин получил уже с сохой. Всего лишь год с небольшим репрессий(1937-1938), и в СССР полностью разгромлены радиолокация, посажены ведущие инженеры, создававшие самолёты и танки: Туполев, Поликарпов,Королёв и так далее. Об успехах другой страны по имени КНДР, вот уже 50 с небольшим лет строящей коммунизм, все знают и без меня.
Общество, основанное исключительно на насилии, в принципе можно создать, но оно будет лишь деградировать, пока не распадётся. Такие общества характерны для групп животных, но не для людей. Сколь нибудь развитое общество, состоящее из людей, такими методами построить нельзя по ряду причин. Природа распорядилась так, что у животных, и у людей существует физиологическое разделение на эгоистов и альтруистов:
Эксперимент чётко выделял 70% собак альтруистов и 30% эгоистов. Альтруист работает на общее благо, эгоист просто не способен. И он или лидер, или изгой. Но лидер-альтруист для стаи лучше.
Стая, управляемая только силой отберёт в своё руководство самых эгоистичных эгоистов, и начнёт в лучшем случае отставать в развитии. Понятно, что в некоторые времена для выживания стаи могут понадобиться услуги эгоистов, не зря же их создала природа, но в случае конкуренции в течении длительного периода времени двух человеческих стай победу одержит тот, у кого лучше технологии, планирование, дисциплина и т.д. Практика показывает, что для развития стаи нужны личности, которые двигают науку, вырабатывают новые идеи и т.д. А такие личности бывают в основном альтруистами. Эгоист гораздо менее предрасположен действовать лично в интересах сообщества, пусть даже это даст ему лично некоторые преимущества позднее.
В то же время, можно, оставив в целом животную систему управления, дать некоторую свободу некоторым "полезным альтруистам", выведя их в отдельную привилегированную группу. Так, по моему мнению, оформились жрецы, которые по движению звёзд определяли время сева, разлива рек, молились богам за урожай и т.п. Выделенное сословие создавало миф о себе, в котором наделяло себя некими полномочиями, присущими ему по праву "представителей богов".
Подобные замкнутые группы альтруистов быстрее развивались в умственном плане, даже быстрее, чем их непосредственное руководство из числа эгоистов, и, со временем, становились мыслящей элитой государства, её хай-теком. А как только мыслящая элита выделилась, осознала себя, как общность, она тут же перехватила власть у эгоистов, так как могла, в отличие от последних создавать мифы для остального населения, и управлять им, не прибегая к насилию в каждом конкретном случае, снизить издержки на управление(управлять альтруистом дешевле), и смогла создавать заговоры против глупых и малоорганизованных эгоистов.
Возьмите историю самого развитого в прошлом региона планеты: европы. Не китая, с его 7500 лет выдуманной иезуитами истории, не тибета, который, несмотря на якобы тысячелетнюю мудрость, в середине ХХ века жил в состоянии феодального-троглодитско панка, или иных деспотий с длинной вымышленной историей. А европы, в которой, до 7-8го века, развитие можно проследить, не прибегая к гипотезе о Неизвестном Кочевнике и Технологии, Утерянной в Веках.
Итак, внизу - Paganus, языческое население (антропоморфный пантеон) rusticitas, пейзане - больше 80 % населения.
С дикими суевериями, то есть извратом так называемой “народной культуры” (скотоложество, снохачество, гадания, вбивание в грудь умершим младенцам осинового кола, ну и прочими милыми пейзанскими обычаями)
А наверху, с одной стороны, Клюнийская конгрегация, с культами :
* Мёртвых( machabaeorum), предков (для благородного сословия), святых (в первую очередь Мартин Турский и св. Николай)
* Иисуса распятого, Иисуса - мученика, Иисуса страдающего, заменившего Христа Победителя, выигравшего схватку со смертью. Начиная с XI века начинает распространятся изображение Распятия
* Богоматери, Небесной Virgo
* Почитания Икон
* Паломничества к Святым Местам
* Нового Человека (Unocento), то есть с христианским гуманизмом (“Сur Deus Homo”, “Почему Бог вочеловечился -Ансельм Кентерберийский). Кроме задачи посмертного спасения перед человеком ставится цель воплотить, ещё в земном мире, это своё сходство с Богом. В Unocento юристы объединяют Природу и Бога (“Природа, то есть Бог” -Грациан). Поэтому, начинаются гонения на содомитов, как на “грех, против природы”
* Инновационной деятельности, соединения производства с познанием (больше времени на Opus Dei)
* Милитантизма (nova militia)
* С концепцией Pax Dei, успешного христианского универсума, на окраины которого надо вытеснить всех, кто может представлять собой вместилище пороков и источник беспорядков
С другой стороны, еретики и последователи одиозных культов.
Первый университет - Болонья, Unocento, цитадель правоведения Pax Dei
* Свободные искусства на подготовительном факультете :
* Тривиум, или искусство речи (грамматика, риторика, диалектика)
* Квадривиум, или искусства чисел (арифметика, геометрия, музыка, астрономия)
Акторы Pax Dei
1.Oratores
Власть епископов и религиозных альянсов (диоцезы и конгрегации, братства, ордена etc.) управленческая и организаторская, инновационная и культурная деятельность, военная и торгово- финансовая деятельность. Сбор-обработка-анализ информации, оценка обстановки - выводы, уяснение задачи -принятие решений . Коммуникация, донесение полученной информации до других акторов. Работа со знанием таким образом, чтобы эти знания можно было изложить в краткой понятной форме
2.Laboratores
Производители, производящая верхушка, лучшие, новаторски мыслящие представители слоя ремесленников и свободных крестьян.
3.Bellatores
Светская власть, управленческая и организаторская, военная и культурная деятельность.
* * * продолжение * * *