Московские хорды: есть ли свет в конце тоннеля?

Jul 28, 2014 10:33



Схема дорог Москвы из Генплана 1971 г.




Начну с нескольких общеизвестных фактов об улично-дорожной сети Москвы.
- Исторически сложившаяся структура столичных дорог радиально-кольцевая. Причем плотность, площадь, связность дорог, их длина на 1000 жителей в столице в 2-3 раза ниже, чем в любом другом развитом мегаполисе мира.
- Особенно плохо с дорогам обстоят дела между ТТК и МКАД: этот сектор города «разрезан» рекой и железными дорогами на транспортно-изолированные «дольки».
- Неудивительно, что в центр из отделенного спального района добраться порой легче, чем в соседний спальный район. Средний перепробег при поездках по Москве 1,5-1,6 раза (при норме 1,2-1,25), а при поездках между спальными районами может оказаться и 2-4 раза. Из-за дефицита МКАД и ТТК перегружены вынужденным трафиком.
(Подробнее в цифрах и иллюстрациях: Почему дорожное строительство в Москве неизбежно)

Решить эти проблемы должны хордовые дороги. Они повысят связность магистральной УДС в Москве, разгрузят Третье транспортное кольцо, радиальные магистрали и МКАД от вынужденного трафика с перепробегом. (Подробнее: Почему 4 хорды лучше Четвертого кольца). Но главное - хорды стимулируют поездки между соседними округами по периферии без заезда в центр. Это даст мощный стимул комплексному развитию периферийных территорий, создаст условия для переноса рабочих мест из центра (сейчас до 50% людей в Москве работают в пределах ТТК!) на периферию города. Ведь никакой инвестор не будет вкладываться в транспортно-изолированный кластер.

Не все знают, что в советском Генплане 1971 года планировалось строительство десятка хорд. К сожалению, эти планы по разным причинам так и не были реализованы. А многие коридоры, некогда зарезервированные под дорожное строительство оказались застроены в 80-е и 90-е.

Движение в сторону хорд началось лишь в конце «нулевых» и окончательно оформилось уже при Собянине. Сейчас в работе у Департамента строительства целых 3 хорды - Северо-восточная, Северо-западная и Юго-западная (Южная рокада).




Еще недавно казалось, что эти долгожданные магистрали стали однозначным приоритетом дорожного строительства Москвы. Но скорость проектировочных и строительных работ, к сожалению, убеждает в обратном.

Для отслеживания всех дорожных строек Москвы Probok.net сделал специальную карту, скорее даже «базу данных» со схемами, сроками, исполнителями и т.д. Ниже обзор по материалам этой базы.

Северо-восточная хорда (СВХ)

Эта дорога стоит особняком среди хорд. Дело в том, что кроме общей для всех них цели повышения «магистральной» связности УДС и сокращения перепробегов, СВХ должна решить еще одну, очень конкретную задачу: стать «внутригородским» продолжением двух новых загородных платных магистралей, М-11 Москва - Санкт-Петербург и Москва - Ногинск. Причем если магистраль Москва - Ногинск отсутствует даже в проекте (хотя небольшой ее участок в Косино-Ухтомском уже есть и даже работает), первый участок трассы Москва - Санкт-Петербург 15-58 км будет достроен уже к концу 2014 года!

Казалось бы, при таких исходных данных строительство этой магистрали должно быть в однозначном приоритете. Но в апреле 2014 года при отмене Департаментом строительства нескольких конкурсов на строительство среди отмененных оказались и конкурсы на строительство 3 участков Северо-восточной хорды: от шоссе Энтузиастов до МКАД, от Измайловского до Щелковского шоссе и от Щелковского до Открытого шоссе.



Не легче судьба и остальных участков. Строительство участка от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе отложили на 2016-2018 гг.



Следующие два участка, от Ярославского до Дмитровского шоссе и от Открытого до Ярославского шоссе, еще раньше вообще были заморожены на неопределенный срок. В АИП их больше нет.


Таким образом, сейчас строятся всего 2 участка СВХ.
Первый из них, от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы (включая мост Фестивальная - Талдомская), должны достроить уже к 2015-му году, почти одновременно с вводом участка платной трассы 15-58 км. Но без продолжения хорды этот участок лишь создаст иллюзию «городского продолжения» трассы Москва - Санкт-Петербург! А дальше весь этот поток упрется в узенькие Фестивальную и Талдомскую улицы, по которым без вариантов «приедет» на и так перегруженные Ленинградское и Дмитровское шоссе.

Второй строящийся участок СВХ, от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе - тот самый «лужковский» кусок 4ТК, который при Собянине был «перепрофилирован» в Северо-восточную хорду. С ним все еще интереснее: как я уже писал, в начале года его стоимость в АИП 2014-2016 внезапно выросла на фантастические 33 млрд рублей (с 44 до 78 млрд), а окончание строительства с 2015-го перенеслись на 2017 год! Но главная беда в том, что без соседних участков все эти 77 млрд. будут потрачены чуть менее чем напрасно: транспортное значение этого участка без продолжений невелико.

В конце мая история получила продолжение, а ребус - разгадку. Похоже, московские чиновники решили сделать Северо-Восточную хорду платной, отдав ее строительство в концессию инвесторам! По данным М24 со ссылкой на заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, хорду вновь выставят на торги в течение года, однако на этот раз объявят концессионный конкурс на строительство всей трассы целиком. Не исключено, что дорога станет платной.

Каким образом взимать плату с десятков тысяч людей в сутки в стесненных городских условиях; за чей счет будут достраивать начатые объекты; какие гарантии, что найдется инвестор, желающий строить такой большой объект с непросчитанными рисками в виде собственников и коммуникаций; наконец, когда же начнется и закончится строительство - ответов на все эти вопросы нет. И похоже, в ближайшее время и не предвидится.
(Другие подробности о Северо-восточной хорде и ее схемы).

Северо-западная хорда (СЗХ)

С этой хордой, одним из первых больших проектов команды Собянина, проблем ничуть не меньше.
Участки, проходящие по улицам Большая Академическая и Народного ополчения, включая многострадальный Алабяно-Балтийский тоннель, сейчас строятся «на бумаге», поскольку генподрядчик НПО «Космос» - банкрот. Кто и когда всё это будет достраивать - пока вопрос открытый. Глава Департамента строительства Андрей Бочкарев объявил об очередном переносе сроков полного открытия тоннеля: на сей раз речь идет о конце 2014 года. Учитывая, что этот срок переносился уже раз 20, поверить как-то не получатся.



Следующий участок, проходящий по ул. Мневники (от ул. Народного ополчения до Крылатской), быстро строить и не собирались. А вот участок от Крылатской до Можайского шоссе заморозили, просто выкинув строительство из АИП!



По следующему участку (от Можайского до Рябиновой) есть повод для оптимизма: он уже строится. Скоро должны выйти на еще одну важную стройку: путепровод от Рябиновой.



Что касается сроков окончания работ, Марат Хуснуллин обещает сдать всю Северо-западную хорду к 2016-му году. Но разрешите не поверить. Судя по взятым темпам, более реалистичный прогноз - 2018-й. И то если на все участки выйдут в ближайшее время.

Юго-западная хорда (Южная рокада)

Недавно был реконструирован существующий участок, от МКАД до Варшавского шоссе. Впрочем, реконструкцией это можно назвать довольно условно: реконструировали Рублевское шоссе (которое и так неплохо ехало) и построили развязку с Мичуринским проспектом (не самый проблемный перекресток). А все главные перекрестки с радиальными магистралями - Ленинским, Профсоюзной, Вернадского, Севастопольским остались нетронутыми. Как результат, привлекательность хорды для транспорта выросла незначительно. А на некоторых участках, из-за ввода выделенной полосы, даже снизилась.

Теперь Южную рокаду уже который год пытаются продлить за восток, «перебросив» через ж/д Павелецкого направления. Ранее в АИП было два участка: от Балаклавского до Кантемировской и от 1-го Котляковского переулка до Пролетарского проспекта. Участок до 1-го Котляковского давным-давно спроектирован и можно было бы уже начать строительство. Однако МосГосЭкспертиза отказалась согласовать проект, велев «строить сразу до Пролетарского проспекта». В результате многострадальный участок отдали в перепроектирование. Сроки строительства неутешительные - 2016-2017.






По участку Южной рокады от Пролетарского проспекта до МКАД пока тишина.




Впрочем, и к лучшему: это единственный участок хорд, транспортный эффект от которого совсем не очевиден! Новоегорьевское шоссе (на которое хотят в перспективе вывести рокаду) уже сейчас перегружено, а между Братеевским мостом и МКАД по меркам Москвы не очень большое расстояние и нет мощных точек притяжения трафика. К тому же в 2008-м году планы по строительству Южной рокады на этом участке вызвали большой резонанс среди жителей Кантемировской улицы и улицы Борисовские пруды, которые предполагалось многократно расширить. Наконец, участок Южной рокады от проспекта Вернадского до Варшавского шоссе сейчас уже сильно перегружен, т.к. все пересечения с главными радиальными магистралями в одном уровне (а радиальным магистралям при светофорном регулировании отдают приоритет).

Учитывая все это, чем «тянуть» хорду от Пролетарского до МКАД, гораздо разумнее было бы:
-       Реконструировать Кантемировскую улицу от Пролетарского проспекта до Каширского шоссе, причем полностью в тоннельном варианте (сохранив существующую улицу для местных поездок). Улицу Борисовские пруды вообще не трогать, ограничившись строительством автобусных и левоповоротных карманов и пары переходов.
-       На пересечении Южной с Каширским шоссе построить большую многоуровневую тоннельно-эстакадную развязку, которая бы «выбрасывала» основной поток с Южной рокады на Каширское шоссе (впрочем, с ответвлением на Борисовские пруды). Каширское шоссе только что реконструировали и на участке от Борисовских прудов до МКАД оно имеет неплохой резерв пропускной способности. А его развязка с МКАД сейчас как раз на реконструкции.
-       Построить развязки на существующем участке Южной рокады с главными радиальными перекрестками - проспектами Вернадского, Ленинским и Севастопольским, Профсоюзной улицей. Без этого транспортный эффект от рокады будет ничтожен: время проезда каждого из этих перекрестков даже сейчас от 10 до 25 минут (даже не в час пик), и ездить по ТТК куда выгодней.

Юго-Восточная хорда

Вообще-то когда-нибудь хорд будет не 3, и 4. Но по Юго-восточной хорде, которая пройдет вдоль Курской ж/д и соединится с Северо-восточной где-то у шоссе Энтузиастов пока нет никакой ясности и никаких четких планов. Единственный (и крайне нужный!) ее участок - мост Каспийская-Шоссейная из АИП тоже выкинули. Хотя между ближайшими мостами через Москву-реку здесь по реке аж 14 км - анти-рекорд!






Мы будем продолжать мониторить ситуацию с дорожными стройками Москвы. На очереди обзоры по реконструкции развязок на МКАД, по радиальным магистралям, по локальным дорожным связкам и по многому другому.


дорожное строительство, Южная рокада, СЗХ, ЮВХ, хорды, СВХ

Previous post Next post
Up