5 ССВ: (20) песни 18.01.2012

Feb 24, 2020 00:20

5.3. Русские: кровь, характер, культура и жизненная философия
Песни
18.01.2012 xommep.livejournal.com/10443.html  "Ещё раз о народной культуре - про основы. В блоге "Полыни" уже писал про народную культуру, решил ещё раз развернуть мысль - на сей раз у себя в блоге, чтобы не пилили потом.
     Как уже писал неоднократно в разных местах, у нас в народе со времён Петра-1 присутствует отношение к народной русской культуре как к чему-то низкопробному. Если вспоминать грузинскую культуру - то это шикарное многоголосье, если ирландию - то это кошерные танцы, а если русские - то какие-то пьяные медведи с балалайками. Причины - в оторванности элиты от народа, ориентация элиты народа на Запад; русской культуре с тех пор уготована судьба развлечения для быдла. Не для того наши "пассионарии" элитные наверх выбивались, чтобы мужицкие одежды носить и песни петь. Даже на Украине политики могут в народных костюмах выступать, а вы можете представить Путина в косоворотке и шароварах? ;)
     И тем не менее культура народная не только выжила, но и до сих, как Ильич, живее всех живых. Даже мы, фольклористы, иногда говорим "ну всё, кончились песни" - ан нет, жив ещё, курилка. И при этом не скатилось всё к уровню медведей с балалайками, но и вполне себе духовные стихи ещё живы в деревнях.
     Ну, это я уже неоднократно говорил, не буду повторяться. Хочется сказать про основные принципы народной культуры, которая вот уже 300 лет вынуждена существовать в полу-подполье.
     Основной принцип народной культуры можно сформулировать лозунгом наших друзей-кулачников, который вообще очень хорошо подходит к русскому народу - "Где стоишь, там и поле Куликово".
     В отличие от большинства видов искусства, народная культура не требует никаких приспособлений и специальных помещений - песни можно петь и в модных залах, и на лестницах, и в машине, и в бане, и тд. При этом какого-то катастрофического снижения качества не наблюдается. Это, на самом деле, на людей, знакомых с культурой, но не знакомых с народным творчеством, действует очень сильно - собрались где-нибудь (где угодно) люди и грянули что-то такое, что в общем-то воспринимается лучше, чем самая лучшая студийная запись - ибо вживую.
     Народная культура не элитарна по определению, и она практически подразумевает участие всех присутствующих. Именно потому она проигрывает исконно сценическому творчеству на их территории: сцена - это не место для народной культуры; на ней она перерождается. Не зря наш снобский коллектив сильно агрится на клюквенные коллективы и вообще сценический подход к фольклору - почти борьба между большевиками и меньшевиками. Народные песни должны петь все - хотя бы подпевать. То же касается и танцев и игр.
     Этот подход категорически расходится с классической культурой, да и с роком и прочими новомодными течениями - вот типо этот негр жжот, все слушаем его; быдлу в этой культуре уготована участь массовки. И это - совершенно осознанно и целенаправленно: этот Мойша или там Эдуард учился всю жизнь, он имеет право играть, и все должны его слушать и рукоплескать. А если какой-то Ермолай вылезет и давай дурным голосом реветь - пошёл вон с царского двора!
     Конечно, в концертно-сценическом варианте и в фольклорное исполнение влезать дурным голосом не надо, но если смотреть на корни - то туда влазить можно и нужно. В качестве примера народного исполнения приведу неожиданный даже для себя пример:
     Конечно, если начать разбирать, то можно увидеть, что это не совсем народное творчество - тут скорее основу держат представители церкви, да и флеш-моб - явление категорически не-русское (по духу в том числе - кто ж будет эпатировать публику?), но в целом народное творчество примерно так и выглядит - сидели, занимались чем попало, захотелось сбацать, начали, сбацали, разошлись. Для полного сходства с народным творчеством надо, чтобы и зрители подпевали; ну и расходиться надо не так, конечно, ну да это уже см. определение флеш-моба.
     Народное творчество в основном подразумевает экспромт и импровизацию, и этим категорически отличается от многих видов искусства. Зарепетированное повторение одного и того же номера - совершенно не для народной культуры; для сценического варианта, конечно, это необходимо, но в своей среде самый смак - это найти песню, танец или что-то другое, что большинство народу знает, но не вспомнинали как минимум несколько лет. И по свежим следам оно идёт намного интереснее, чем после плотной репетиционной работы.
     Конечно, великих шедевров при таком подходе получить сложно, но тут я отсылаю всех обратно - к всеобщему участию людей в народном творчестве. Там тупо нет зрителей, и вся суть происходящего - в творчестве, развлечении людьми друг друга в коллективе. Именно поэтому народное творчество в своей основе - не сильно сложное, достаточно просто включиться в процесс. Тем не менее, существуют и настоящие шедевры, исполнение которых требует долго вникания в материал.
     Конечно, народное творчество не уникально в этих своих особенностях - например, в "бардовской", авторской песне - примерно то же самое. Но почему-то бардовская песня считается вполне высоким искусством, а народное творчество - это фу. Предлагаю задуматься."
21.01.2012  xommep.livejournal.com/10911.html  "Об основах народной культуры, часть 2. В прошлой части статьи я упомянул про импровизацию, но не показал, почему это так. Вот, решил развернуть мысль.
     Начать хочется, как обычно, издалека.
     Сейчас принято относиться к музыке как чему-то такому, сильно возвышенному и чуть ли не занятию для избранных. А в народе к музыке, к пению и игре на инструментах, относились как к повседневному занятию - как к разговорам или там ткачеству. Мы сейчас говорим: "посидим, поговорим", а в общем-то раньше посиделки - это были обычно попевки. Пение и вообще музыка были занятием массовым и всеобщим. Почему сейчас стало не так - скорее всего, сказывается городская специфика, скученность народа; если бы во всех квартирах распевались песни, то жить было бы немного сложнее :); скорее всего, из повседневной городской жизни песня примерно по этой причине и ушла.
     При том, что песня была делом повседневным, в общем и целом репертуар песен у каждого конкретного исполнителя в общем-то был существенно ограничен. Да, он зачастую превосходил репертуар средней рок-группы - а если брать в расчёт обрядовые и календарные песни, то превосходил в разы - но в общем вряд ли когда-либо превосходил несколько десятков песен "на все случаи жизни". Причём, в отличие от групп и профессиональных исполнителей, в народе-то песни действительно были повседневным делом - поэтому одни и те же песни пропевались десятки и сотни раз. Естественно, петь одинаково не очень интересно, вот народные исполнители и прибегали к импровизации - один раз песню поют так, другой раз - эдак. У лучших исполнителей - в каждом куплете вариации, иногда даже ритмический рисунок меняется.
     Так как одни и те же песни пелись годами, то у старшего поколения они обрастали весьма интересными вариациями. В пределах одного села, возможно, песни звучат слегка однообразно, но, учитывая размах нашей страны, по разнообразию стилей в народной культуре мало какое музыкальное течение может сравниться.
     В народной культуре часто использовалось заимствование песен - услышали, выучили, передали другим. Особенно это видно на примере нашей переселенческой Сибири - тут поются песни из Белоруссии, Украины, Юга и Севера страны, но при этом - в местом сибирском исполнении.
     Одна и та же песня, прошедшая через несколько губерний, превращается в совершенно другое произведение - которое может походить на оригинал разве что словами, да и то не обязательно.
     (Были мы как-то в Москве, несколько лет назад, с КрАсотой совместно, и исполняли там песню про берёзоньку; нас-то она уже забодала изрядно, но какие-то москвичи подскочили и давай выспрашивать, откуда да где взяли эту песню - они уже давно охотились за оргиналом знаменитой песни "Во поле берёзонька стояла", в центральной России она не сохранилась. А мы свой "оригинал" взяли на Алтае.)
     Народное пение в основном было акапельным, без инструментов - в редких случаях использовались всякие шумовые, ещё реже - духовые (дудочки, свирельки, калюки), ещё реже - струнные (балалайки, гусли), ну а гармошка и появилась совсем недавно, так ещё и была роскошью. В основном пели просто так, голосом без помощи инструментов. А это далеко не так просто, как может показаться со стороны - подавляющее большинство сценических исполнителей просто не умеет петь без инструментов, это фактически особый жанр пения. Конечно, он не уникален, но тем не менее - петь просто голосом существенно сложнее; да и просто не так, нежели под инструменты.
     В общем и целом, конечно, всё это не является исключительной особенностью народной культуры, но тем не менее это показывает, что народная культура - не пьяный ор, а нечто, заслуживающие уважения и изучения.
     В конце концов, народная культура воспитывает в каждом человеке творца, а не потребителя. И это хорошо (с)."
15.03.2012  xommep.livejournal.com/26454.html  "Про звукоизвлечение в народе и не только. Отойду от привычных и навязших размышлений о политике и напишу чего-нибудь про звукоизвлечение.
     Поводом к данной статье стала фраза нашего звукорежиссёра на недавней записи диска - "вы поёте стерильным голосом". Вот и захотелось об этом чего-нибудь написать. Частично тут будут повторы, не обессудьте.
     Вообще нынешнее поколение исполнителей-вокалистов поёт примерно в одинаковой манере звукоизвлечения - эстрадной; на мой далёкий взгляд она является разновидностью бельканто, только более упрощённой. Есть оперная манера звукоизлечения, есть эстрадная - в общем-то и всё разнообразие стилей; ну разве что стиль "шансон" можно добавить в список, ну да это у кого как с пищеварением, кто-то может такое "расширение" и не вынести.
     Во многом неприятие современным зрителем подлинно народной музыки происходит именно по причине не-стандартного звукоизвлечения. Хотя, если вдуматься, это бред свинячий - но тем не менее, именно простое, обычное, человеческое пение вызывает у современного горожанина отторжение.
     Во-первых, народное пение - чисто акапельное. Инструменты появились относительно поздно, либо использовались отдельно от голоса - вы когда-нибудь пели в сопровождении какой-нибудь жалейки? Попробуйте. Духовые инструменты только мешают голосу. Со струнными проще, но они были относительно мало распространены, как ни странно - даже гусли и балалайки. Гармошки появились в народе вообще в 20-м веке, и подлинно массовым инструментом никогда толком не были - хотя сейчас нас убеждают, что русская песня - это под баян. В народе жрать было нечего вплоть до середины 20-го века, а вы тут про гармонь, которая стоила как стадо коров. Это ж не самопальные жалейки, гусли и балалайки, а серьёзный инструмент, на коленке не сваяешь.
     Вот. Обычная народная музыка - чисто голосовая. А чуть более 146% современной музыки - инструментальная, либо голос с инструментом. Даже вокал-бэнды частенько поют с инструментовками - вот, например, группа 50-х годов Chordettes. Считается, что просто голоса утомляют, и надо добавлять "тумц-тумц".
Из относительно недавних композиций - Don't worry, be happy. Понятно, что если поискать, то найдётся масса примеров, но в основном это будет не мейнстрим. В итоге простой горожанин не воспринимает акапелльные вещи, они для него непривычны, непонятны, чужды.
     А если принять во внимание различие в звукоизвлечении - то и вовсе получается всё плохо. Массы привыкли к голосам, которые ставили по одной и той же методике, и поэтому голоса без такой постановки у них вызывают отторжение. Народный звук с бельканто не имеет ничего общего - а это непривычно и режет слух. Хотя в общем и целом, слушая фольклорное радио, лично у меня никакого отторжения не происходит, и я переключаюсь с него на "стандартную" музыку без особых проблем и моральных травм - ибо есть привычка к альтернативным, нестандартным голосам; а стандартные и так воспринимаются.
     Народное пение - конечно, всякое разное бывает. Тут и пронзительное обрядовое, и также громкое уличное пение, и довольно тихая лирика, и совсем тихие детские потешки и колыбельки; к тому же в разных регионах даже базовое звукоизвлечение разное; посему раз и навсегда сказать, что народный голос - вот такой, никак нельзя.
     Как я уже многократно писал, народное искусство практически исключительно - не сценическое, оно - для внутреннего употребления. Поэтому "поставленные голоса" и "впечатление на зрителей" - сразу мимо кассы. Поэтому, естессно, и голоса никто не "ставил" - хотя, возможно, как-то советовали и показывали некоторые азы, потому что в сёлах часто много различных людей поют в одной - и при этом специфической - манере звукоизвлечения. Хотя вполне возможно, что тут просто копирование виновато.
     Лично для меня, как и для многих фольклористов "первой волны" (условно и нескромно говоря), во многом примером послужил ансамбль Дмитрия Покровского. Они пели эдаким форсированным звуком, пробивая тысячные залы без подзвучки - в общем-то и мы впоследствии тем же самым занимались, причём даже в дедском возрасте ещё. Такой звук - резкий, открытый, громкий - хорошо подходит для работ на открытом воздухе, а также - для сцены. Но он контрастирует с закрытым и относительно негромким "эстрадным" голосом, что, во многом, служило дополнительным шоком для неподготовленного слушателя.
     Когда мы начали ездить в экспедиции, то обнаружили, что в общем-то далеко не всегда и не везде песни поются таким голосом. В некоторых случаях звукоизвлечение вполне себе народных исполнителей походит на "эстрадное", чуть ли не оперное - например, у кубанских и донских казаков. Но в других местах бытуют совершенно различные "манеры" звукоизвлечения - кто-то прямо "вываливает" звук, "пластит" - а кто-то "кроет", поёт фактически в нос.
     Но главное, что с течением даже не шибко большого времени эта самая манера извлечения звука может изменяться даже в одном и том же селе. Как уже писал в блоге "Полыни", в 1980-м году в фильме о селе Архангельское записан один вариант песни "Не по реченьке", мы, побывав в этом селе через 5-10 лет, записали уже другой вариант (там сменился состав старейшин), а нынешний ансамбль того же села поёт эту же песню уже в третьем варианте. А прошло-то всего-навсего 30 лет.
     Когда были в прошлом году в экспедиции в Забайкалье, заметили, что в селе Большой Куналей, которое многим из нас знакомо с дедства, поют уже в другой манере, отличной от привычной нам по записям 80-х годов, и известной фольклористам по знаменитой пластинке квартета Рыжаковых. Нынешние исполнители поют существенно более открыто, "пластят", хотя, если послушать тот же ансамбль Покровского, то в качестве имитации "семейского" голоса те начинают чуть ли не гнусавить и завывать - в общем-то манера действительно "крытая", во всяком случае - была.
     Тут мы как раз плавно подходим к сути статьи - в народе в общем-то принято петь звуком, которым петь удобно - в данный конкретный момент. Надо докричаться через речку - включаем дальний свет "громкий звук", в помещении переходим на приглушённую манеру, и так далее. К сожалению, не у каждого исполнителя хватает мастерства менять манеры и стили звукоизвлечения, и как прибили, так и держится поют как научили - всегда. Старики-то не везде сохранились, которые могут традицию передать.
     Вот также и мы. Стараемся петь "естественным" звуком - как говорим, так и поём. При этом, конечно, пытаемся копировать манеру региона, откуда песня родом - тем более, что многие песни и регионы знакомы с дедства, изгаляться не надо.
     Не копируем исполнителей напрямую, стараемся осмыслить - а правильно ли копировать именно такую манеру звукоизвлечения, судя по опыту. Может, и не 100% этнографично получается, но аутентично.
     Апдейт: что-то вспомнилось выражение нашего давнего "коллеги" - Сергея Иванова (точнее, его бабушки): можно петь, а можно "по-буруньи реветь". Это семейское такое выражение. Многим "народникам" про него напоминать надо сплошь и рядом."
*

содержание журнала  dar-aya.livejournal.com/79992.html

русы/россичи/раса/словене, песня, мудрость людей

Previous post Next post
Up