Продолжаем.
Сталин и Достоевский.
Известно, что Ленин, например, терпеть не мог Достоевского, так как считал, что это какой-то розовый религиозный интеллигент, весь в соплях, рассуждающий
о какой-то там душе тогда, когда модные пацаны прочитали модного Маркса и поняли, что нужно с жёстким пролетариатом делать революцию, а у Достоевского там какие-то духовные искания, «боженька»…
А Сталин снял запрет на Достоевского, хотя до этого тот был изгнан как дворянин, как нелюбимый писатель Ленина. ... Сталин берет и возвращает Достоевского, вводит его в канон, заставляет его издавать в СССР, возвращает как великого русского писателя к изучению.
Если в книге Толстого «Воскресение» Сталин оставил около тридцати помет, то только в одном из томов романа Достоевского «Братья Карамазовы» - больше сорока.
Этот экземпляр хранится в Государственной общественно-политической библиотеке (бывшая библиотека Института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС).
...большинство его пометок относятся к поучениям старца Зосимы, который, как говорят, списан с оптинского старца Амвросия и воплощает собой православно-
религиозную и консервативную линию в романе. Сталин внимательно читает и подчеркивает рассуждения Зосимы …о любви! естественно, речь не идет о любви сексуальной, половой или романтической. Речь о любви христианской...
Любовь (то есть, по определению Христа, умение «положить душу за други своя»), оказывается, тоже бывает двух видов: любовь как на сцене, как в шоу, где герой картинно совершает подвиг и любуется собой и требует любования от других. И любовь «жестокая и устрашающая», требующая «работы и выдержки». Такая именно любовь оказалась по нраву Сталину.
W.: -- Книгу с пометками не видел, автор предусмотрительно ссылки на скан не приводит. Да, любовь деятельная весьма отличается от романтической, но автор вновь тащит христианство к Сталину за уши. И, кстати, Иисус говорит про "за други своя" отнюдь не деятельно, а пассивно -- это цитата из сказанного во время Тайной Вечери.
Другой очень важный для нас эпизод, которым крайне заинтересовался Сталин, касается отношения церкви и государства.
W.: -- Далее у автора вообще апологетика церковного аппарата: "через апостолов, через рукоположение и преемственность возникает церковь, которая должна шириться до масштабов всего человечества. Таким образом, возникает лучший способ спасения, чем государство - церковь, основанная сами Богом". И далее -- против католиков. Скипаю, ибо при чём тут Сталин?
... с середины 30‑х годов начнется то, что позже историки назовут «сталинским церковным ренессансом», во время которого церковь сначала выходит из угла, потом в ней восстанавливается патриаршество, а позже Сталин задумывается о превращении Москвы во всемирную столицу православия и начинает процесс работы с православными патриархами над этим, процесс, который он не успел завершить.
W.: -- Ну так всё верно: не можешь прекратить -- возглавь! Сталин прекрасно понимал, что народ в массе ещё лояльно относится к религии, плюс влиять на православие во всём мире -- отличная идея. См. "
Опровержение "православного сталинизма" цитатами Сталина" и "
Сталин и религия. Создал ли Сталин РПЦ МП?".
Ну и вновь религиозная агитка:
Наиболее правильное идеальное государство устроено как Церковь. именно эта мысль подчеркнута Сталиным и это то, что в своей поздней практике Сталин всё время воплощает. сами люди совершают подвиги «за други своя». Это то, что Сталин требовал, и что постоянно совершали советские люди. Они всё время отдавали. Почему советские люди так отдавали? Да потому что они были уже в Церкви воспитаны. Это были люди из деревни. Они были воспитаны христианством.
W.: -- Тут наглядно: автор смешивает этику и устройство государства. Но что интересно:
...христианская идеология для русских была по большей части глазурью, к ней относились точно так же, как к советской тарабарщине, к языку марксизма, который применялся на площадях и на митингах. Такое же отношение было у русского человека и крестьянина к Церкви, как к пономарю, который опять затеял что-то долдонить. Как говорил Белинский: «Русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу».
Такое отношение было, потому что опять-таки были ещё более глубинные вещи, которые на самом деле живы и внутри христианства, и внутри марксизма. Это те самые, извините за выражение, затасканные «традиционные ценности»,..
W.: -- Казалось бы: ну и замечательно, надо выступать за русский менталитет, его суть, которая сквозь века; но автор -- см. выше -- именно что агитирует даже не за православную веру , а именно что за РПЦерковь.
Кстати, мимоходное, но показательное: "если внутри дальше покопаться, то обнаруживается, что в этих «языческих религиях» тоже есть монотеизм, более того, он первичен". Охренеть -- оказывается, в язычестве есть первичный монотеизм, но обосновывать автор это не собирается. И -- обратите внимание -- язычество поставлено в кавычки.
Все работы Сталина полностью пропитаны библейской лексикой, библейскими сюжетами, мифами и так далее. ... он буквально цитирует апостола Павла, естественно, не называя его, а где-то он просто использует их формулировки или определенные лексические противопоставления, иные вещи, которые мы можем найти исключительно в Библии, в апологетике, у Отцов Церкви и так далее.
W.: -- Огласите весь список, пожалуйста. С конкретными цитатами.
Итого: эта глава бездоказательно приписывает Сталину странное и по сути тащит православие за уши в современность.
Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.
Телеграмм-канал:
t.me/warrax_newsВК:
https://vk.com/warrax_bfphttps://www.youtube.com/WarraxBFPhttps://plvideo.ru/channel/@WarraxBFPhttps://vk.com/video/@warrax_bfp