Продолжаем.
Почему Сталин не возглавил авангард?
Сталин всю страну сделал авангардом мирового экономического, политического, идеологического процесса, ввел принцип «работает - значит живет, не работает -
в утиль», и это касалось всего - людей, наций, идей, технологий. Но в искусстве - обратный процесс! Более того, культ социальной и индивидуальной авангардности, впередизма Сталина в искусстве дает удивительный сбой! Как же так?
Сталин, помимо отказа, сделал второй шаг - он призвал к строительству СССР классическое искусство - казалось бы, трухлявое, изжившее себя, со старыми формами и решениями! Что Сталин в нём нашел? Это ведь не революционно! мы не можем взять антиреволюционное искусство для строительства нового мира! Ведь старыми формами новый мир не построить! - так звучали голоса в 30‑х годах, когда в искусстве доминировали РаППовцы (члены Российской ассоциации пролетарских писателей, существовала в 1925-1932 гг.).
...почему Сталин шел на грандиозные риски для утверждения консервативного, классического искусства? Стоило ли это делать? Ведь он умел играть - сыграл бы политика, далекого от искусства.
...давайте вглядимся в то, что называлось революционным и авангардным. Перед нами череда подписанных … плакатов. Для войны плакат был нужен и понятен массам - воздействовал на них сразу, без рефлексии. То есть с художественной точки зрения это была примитивизация искусства. Но в жанре плаката примитивизация была законной. Только зачем плакат называть формой авангардности, зачем его делать жанром авангарда, зачем его приписывать только революционизму? Да оно было массовым, понятным, но в отношении классического искусства - это была шаг назад!
Почему он сделал ставку на классику?
1. Начнем с того, что авангард никогда не скрывал своего левачества. Маяковский его даже демонстрировал (журнал «Левый Фронт Искусства», ЛЕФ), по сути, не скрывая
своего троцкизма, любя открытую фемо-троцкистку, помешанную на фрейдизме и свободной любви, Лиле Брик, и принимая эстетические услуги Осипа Брика - открытого агента Троцкого.
2. До сих пор никто не доказал, что авангардом может быть слом искусства, пренебрежение его законами и задачей. Даже погружение героев «Клопа» в условно- пересеченные пространства, как это делал Мейерхольд, вызывало недоумение и подозрение: не хочет ли Мейерхольд изобразить СССР таким вселенским клоповником?
То же самое - «Баня» - критика бюрократии. любимая обвинительная тема троцкого. Герой ещё назван определенно - Победоносиков - по фамилии символа имперской
аппаратной власти Победоносцева. Изображен полный урод, и тогда не совсем понятно - это удар по конкретному персонажу, или по аппаратной системе в целом?
W.: -- Оно так-то и верно, но очень как-то поверхностно. Суть не только в плакатности и критике, а именно в извращении искусства. "Что угодно, абы не как раньше".
Почему Сталин открыто сделал ставку на классические формы искусства - которые клеймились леваками двадцать лет.
1. Классика - от слова «класс», слово «класс» - от слова «колосс», слово «колосс» от известного чуда света Колосса Галикарнасского - символа отношения человека c Cолнцем. Великий, величавый, огромный
W.: -- Мда уж (с) К. Воробьянинов. Вместо сути темы -- сбиваемся на разговорчики про словесные ассоциации... Уровень, однако! Далее аналогично:
Класс - это уровень. Основное иерархическое понятие. Настоящий авангард - это то, что достигло путем долгой возгонки искусство высших классов. Сталин хотел, чтоб все имели доступ к дворянскому образованию и воспитанию, потому что оно - высшее и классное.
...фильмы «Чапаев», «Трактористы», «Коммунист» и все великие произведения в ССРР были выстроены по техникам классицизма - эстетической версии консервативной доктрины.
W.: -- Хорошо бы увидеть пояснение, кратенькое. Но полагается уверовать. Впрочем, с учётом предыдущей игры в слова даже смысла не вижу закапываться в тему.
Сталин не был поборником мёртвых идеологем, он видел одно: классические формы понятны массам, вышибают слезу всех эмоций, двигают энергию чувств, создают пресловутый катарсис, - всё то, что авангард не вызывает ни в каком виде. авангард, который вызывает недоумение, бесчувствие, ретроградную рефлексию ни о чём, совершенно не грел Сталина.
W.: -- Вот что-то я вельми сумлеваюсь, что, скажем, классический балет создавал катарсис с вышибанием слёз из народных масс...
Какая-то махровая и поверхностная гуманитарщина вместо логики по всей главе.
Сталинская неоготика против конструктивизма
Исторически самым идеологизированным искусством была и остаётся архитектура. Это самый древний способ воздействия на массовое сознание и самый понятный язык общения, к примеру, власти и масс.
W.: -- Куда уж там кинематографу...
Короче -- эту главу вообще не имеет смысл обсуждать. Особенно впечателяет рассуждение -- мол, Сталин строил высотки, а потом Хрущёв -- хрущёвки, ай-яй-яй. Высоток-то всего несколько, а жильё-то нужно было массовое.
Мобилизационное сознание Сталина
мобилизация - это постоянное понимание наличия Противника и необходимость личной борьбы с ним. Производными являются боевой настрой во всей жизни, увеличение строгих требований, рабочих нагрузок и недопущение расслабления - то есть легитимации слабости. Для массового человека, любящего комфорт, это состояние невыносимое. Жить в осознании постоянной борьбы и всех видов противостояний и даже войны - огромная тяжесть. Но успешное поддержание Сталиным режима мобилизации - одно из удивительных особенностей его правления.
Мобилизация - это всегда ускорение и повышенная динамика жизни в целом - и Сталин вводит динамизм, молодечество в стиль жизни. То есть он не говорит о мобилизации, но говорит о молодом стиле жизни. Нет речи о накачке мышц к боевым условиям - есть просто мода на мощное тело и яркое здоровье! Нет принуждения - есть просто мода на Свершение... То есть Сталин умело переводил мобилизационные задачи страны в личные, почти психофизические, задачи отдельного человека.
Как снимать напряжение от мобилизационных пятилетних гонок?
Сталин пошел, с точки зрения троцкистов, на «политическое преступление» - на огромные социальные затраты. Во-первых, введены были строгие невиданные ранее пропорции строительства жилья. Во-вторых, сталин сделал так, чтобы у масс не было вообще свободного времени - если не работа, то активный отдых, творчество, оздоровление и рождение и воспитание детей. сталин просто не оставлял места и времени для рефлексии! И для этого он создал гигантскую инфраструктуру. Дом культуры был в самом дальнем селении в обязательном порядке.
В третьих, создания мира бытовой красоты нового типа. ... Казалось бы, мобилизация - зачем нам парки, танки давай (!), человек и так себе место для прогулки найдет - нет, Сталин сформировал
огромную инфраструктуру, где человек по определению о мобилизации забывал. То же самое - курорты, пансионаты и пионерские лагеря. Это - дворцы, где человек мог просто забыться и заняться лично собой. То есть создавался мир, где не было и признаков мобилизации. миллионы советских семей были созданы на встречах в парках!
...когда западные, в частности, немецкие, аналитики перед вой ной рассуждали, а за что будет воевать русский, советский человек - собственности нет, мобилизация выжимает соки, - зачем ему воевать, за что? - они не учли, что Сталин создал удивительный мир общественного и личного кайфа, за который точно можно было положить жизнь - чтобы это оставить детям. А не надо забывать, что в прежние времена парк был строго аристократическим явлением! В парки простолюдина не пускали. К примеру, даже в Севастополе с его негласными правилами военной демократии, главный парк был разделен до революции на офицерскую часть и матросскую.
...аристократы духа демонстрировали на поле боя невиданный аристократизм воли, который лег в основу победы. Потому что ничтожества и плебеи не побеждают. Побеждает тот, кто бьется за свой мир красоты и гармонии. Сталин сумел вывести массы из состояния и самоощущения плебейства - сделав их высокими аристократами духа.
W.: -- А вот эта глава понравилась.
Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.
Телеграмм-канал:
t.me/warrax_newsВК:
https://vk.com/warrax_bfphttps://www.youtube.com/WarraxBFPhttps://plvideo.ru/channel/@WarraxBFPhttps://vk.com/video/@warrax_bfp