В Вильнюсе живет 550 тысяч человек. На это количество жителей приходится три десятка только исторических костелов (включая греко-католическую церковь), около 15 православных церквей, староверческий храм, две протестантских кирхи, синагога и караимская кенасса. Это лучшим образом показывает значение города в исторической перспективе и то, каким плавильным котлом культур и религий он был. Мне на осмотр всех местных культовых сооружений трех с половиной дней не хватило, но все же самые значительные из них я увидел. В этой серии, вильнюсские храмы восточной части Старого города.
В Вильнюсе можно увидеть практически все типы барочных храмов. А так как костелы обычно строились при монастырях заодно можно изучить перечень действовавших на территории ВКЛ монашеских орденов.
За условную границу восточной и западной части Старого города я взял его центральную улицу, на разных своих участках носящую название Аушрос Варту, Диджойи и Пилес. Начинается она от Острой брамы, единственных сохранившихся до настоящего времени городских ворот (на снимке) и заканчивается на Кафедральной площади Вильнюса. По ней мы и двинемся, периодически отвлекаясь на восток.
Первый костел (Остробрамская часовня не в счет) поджидает прямо за Брамой. Это костел св. Терезы монастыря кармелитов босых, построенный в 1635-50 гг. по фундации вице-канцлера литовского Стефана Христофора Паца. Это довольно раннее барокко, архитектурой отсылающей к римским прототипам типа церкви Иль Джезу или к радзивилловскому несвижскому костелу Божьего Тела. Трехярусная колокольня здесь размещена не как обычно у главного фасада, а надстроена (по проекту "отца" виленского барокко Яна Кристофа Глаубица после пожара 1760 года) над правым боковым нефом в алтарной части (здесь, увы, не видна) - довольно необычное решение для наших мест. Справа, у главного фасада заметна пристроенная часовня-мавзолей семьи Поцеев (1783, фундация старосты рогачевского Михала Поцея).
Буквально в нескольких шагах от костела св. Терезы находится православный монастырь св. Духа и церковь того же титула. Она была построена в 1634 году на месте деревянного храма, сооруженного здесь же незадолго до этого (1597) на средства сестер Феодоры и Анны Волович (супруги соответственно воевод брестского и смоленского). Насколько я понимаю, это единственная православная церковь не имперских времен, которая на протяжении всей свой истории не меняла конфессиональную принадлежность. Более того, долгое время она была вообще единственным действующим православным храмом в Вильне. Все это, + год постройки, + архитектурные формы раннего и очень упрощенного барокко напоминает мне о Петропавловской церкви в Минске. Впрочем, если минская церковь на Немиге более-менее сохранила свой первоначальный вид, то архитектура Свято-Духовой церкви в Вильнюсе последовательно менялась восстановлением после пожара 1748-49 гг. (1753, арх. все тот же Ян Кристоф Глаубиц), перестройкой 1836-37 гг. (тогда над перекрестием главного и поперечного нефов был надстроен высокий барабан с куполом, хорошо заметный на фотографиях с
Замковой горы и, наконец, реконструкцией 1873 года, когда тщаниями печально известного виленского генерал-губернатора Михаил Муравьева церковь максимально, извините за выражение, "разбарочили", убрав в частности красивый фронтон и волюты между башнями. В итоге, получилось все очень скупо и лаконично. За церковью еще имеется трехярусная колокольня, на этом снимке не заметная. Вокруг действующий православный монастырь.
Уже на этом начальном участке улица Аушрос Варту представляет собой вопиющий пример сосуществования конфессий в ВКЛ. Итак, впереди в перспективе костел св.Терезы и кармелитский католический монастырь. Сразу перед костелом заметны несколько двухэтажных домов, прямо за которыми находится церковь св. Духа и православный монастырь. А сразу за правым краем снимка (там, где девочка в зеленой куртке) стоят ворота униатского монастыря с церковью св. Троицы.
Эта пышная брама (еще одна работа Глаубица) ведет во внутренний двор, где находится единственная ныне в Вильнюсе греко-католическая церковь.
Двор, ограниченный бывшими корпусами униатского базилианского монастыря, небольшой, церковь целиком снимать неудобно. Ее построили в первой половине XVI века по фундации Константина Острожского как православный храм, в 1608-м отдали униатам (именно после этого центр православной жизни перетек через улицу в соседний Свято-Духов монастырь), в XIX-начале XX вв. она вновь стала православной, а сейчас, насколько я понял из табличек, принадлежит Украинской греко-католической церкви. Это очень сурово выглядящий храм с четырьмя башня по углам: маленькими на главном фасаде (на снимке) и более высокими со стороны алтаря и улицы Аушрос Варту. В нишах у входа заметны плохо сохранившиеся фрески. Вообще Троицкая церковь выглядит запущенной.
Одна из пристроенных в XVIII веке часовен. На заднем плане одна из высоких башен в алтарной части церкви, вокруг - бывшие монастырские корпуса, в которых в свое время помимо прочего действовала и беларуская гимназия. Именно здесь висят
мемориальные доски Арсеньевой и Горецкому.
Ну и церковная колокольня, столь же суровая, как и все вокруг.
Вернувшись на улицу Аушрос Варту, не доходя Ратушной площади, сворачиваем вправо, на восток, на улицу Субачяус, по направлению к
Барбакану. Там находятся два малопосещаемых туристами костела, первый из которых - костел Вознесения Господня монастыря миссионеров.
Костел миссионеров, это такая классическая иллюстрация к ответу на вопрос "что такое виленское барокко". Строился в 1695-1730 гг. по фундации Т.Плятера в то время еще за городскими стенами. В 1750-54 гг. к коробке здания пристроили тонкие стройные башни и вычурные фронтоны (спереди и сзади) по проекту опять таки Яна Кристофа Глаубица. Сейчас этот костел, один из красивейших на мой вкус в городе, увы, насколько я понимаю, не действует. Верующих не хватает на то количество храмов, которое имеется в Вильнюсе.
Притвор также глаубицкий (1755-56).
Так он выглядел в XIX веке по версии художника Зыгмунта Фогеля.
Недалеко от костела миссионеров, за высоким забором видна верхушка костела Сердца Иисуса монастыря визиток, построенного в 1717 году. Интересный вариант барокко, без башен, но с огромным куполом. Сейчас здание находится на территории тюрьмы.
Возвращаемся на ул. Аушрос Варту и продолжаем движение в направлении Ратушной площади. Перед самой площадью расположен костел св. Казимира монастыря иезуитов, первый барочный храм города и один из самых монументальных. Его строили в 1596-1604 гг. по фундации Жыгимонта III и канцлера великого литовского Льва Сапеги и реконструировали после пожара 1749 года под руководством арх. Томаша Жебровского (1750-55). Глаубиц вроде в этот раз ограничился только амвоном.
В архитектуре костела запоминаются завершение центрального купола в форме митры и довольно куцые башни на главном фасаде
Впрочем, в оригинале башни костела св. Казимира имели более традиционную для виленского барокко высоту и приобрели свой нынешний вид после их "оправославления" в 1867-м под руководством архитектора Николая Чагина.
Вот так иезуитский костел выглядел в бытность православным кафедральным Николаевским собором (1840-1915). Фотография Сергея Прокудина-Горского.
Внутренности традиционны для костелов этого стиля. Застал в этот раз свадьбу.
В районе Ратушной площади улица Аушрос Варту превращается в ул. Диджёйи (Большую), а мы, не доходя Никольской церкви, сворачиваем опять направо, на ул. Савичяус. Здесь стоит, никому не нужный, костел Божьей Матери Утешительницы монастыря августинцев. Если предыдущий костел св. Казимира - это первый барочный храм города, то костел августинцев - последний. Его построили в 1746-68 гг. на месте сгоревшего деревянного здания, и это довольно необычный образец виленского барокко: единственная пятиярусная башня (41,5 м) размещена здесь по центру главного фасада. В советское время этот костел пострадал особенно сильно: интерьеры были уничтожены полностью, здание превратили в овощной склад (справа заметна загрузочная рампа).
Возвращаемся на ул. Диджёйи и проходим чуть дальше к Кафедральной площади. Никольская православная церковь. Считается, что один из ее предшественников на этом участке был первым православным храмом Вильни. Первая деревянная церковь здесь предположительно появилась около 1340 года. Спустя десять лет, по инициативе жены великого князя Ольгерда Юлиании Тверской ее перестроили в камне. В 1514 году на средства гетмана великого литовского Константина Острожского на фундаменте старого храма был воздвигнут новый, в формах готики, который в свою очередь после пожаров 1748-49 гг. (церковь с 1609 года уже униатская) перестраивают в традиционном тогда барочном стиле. В альбоме П.Батюшкова "Памятники русской старины в западных губерниях" есть акварель художника Трутнева, где запечатлен облик Никольской церкви образца 1863 года. Как видно, здание полностью заслонено домами на Диджёйи.
После восстаний XIX века и прекращения имперскими властями политики заигрывания с местным населением вообще и католиками в частности, Никольскую церковь, как и некоторые другие храмы того времени, пытаются "разбарочить". В этом случае, это получилось сделать в максимальной степени (1864, архитекторы А.И.Резанов, Н.М.Чагин): заслоняющую церковь застройку снесли, открыв храм на улицу, + ему попытались вернуть оригинальный облик времен Острожского. Правда слева от входа (на снимке) в честь генерал-губернатора Муравьева пристроили Михайловскую часовню в духе, более близком к неовизантийскому.
Через полквартала от Никольской церкви на развилке, где ул. Диджёйи после впадения в нее ул. Бокшто (Башенной) превращается в ул. Пилес (Замковую), рядом с большим сувенирным рынком, находится Пятницкая церковь. Считается, что именно на этом месте, так сказать, тщаниями Марии Витебской, супруги великого князя Ольгерда, в 1345 году был построен первый каменный христианский храм в Вильне. Современное здание представляет собой продукт очередной реконструкции второй половины XIX века (1864), от оригинала там практически ничего не осталось. Любопытный факт. Именно в Пятницкой церкви в 1705 году по наущению Петра I крестили 8-летнего тогда Абрама Петровича Ганнибала.
Последний перед кафедральной площадью храм на ул. Пилес - университетский костел свв. Иоаннов (имеются в виду Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист). Здание обращено главным фасадом в Большой двор Университета, а к лесу задом на улицу выходит его алтарная часть. Нынешний внешний вид костела - это очередная "послепожарная" (1737) работа Глаубица, который на этот раз перестроил под барокко готическое здание 1427 года.
Главный двор Университета в конце XVIII-начале XIX вв. на литографии 1850 года из "Альбома виленского" Вильчинского. Невообразимым образом мне не удалось в эту поездку попасть в университетские дворы и самому посмотреть костел с главного фасада и внутри: я оказывался в этой части города или вечером, или в воскресенье, когда доступ понаехавшим в комплекс Университета уже был закрыт.
Пришлось ограничиться только видом на задний фасад с Пилес и на высоченную 5-ярусную костельную колокольню с ул. Шв.Йоно (святого Иоанна).
После того, как вы прошли святых Иоаннов, надо вновь повернуть направо, на ул. Шв.Миколо (св. Михаила), которая логичным образом приведет вас к костелу св. Михаила монастыря бернардинок. Это костел Сапег: Лев Сапега был его фундатором (строительство велось в 1594-1625 гг., современный внешний вид с 1662-63, колокольня - конца XVII в.), здесь находится и семейная усыпальница, где похоронен в т.ч. и сам знаменитый канцлер великий литовский. Увы, попасть внутрь не удалось, приходил к нему не единожды, но каждый раз было заперто, "ушли на базу".
Совсем недалеко от Михайловского костела, у моста через речку Вильню, там, где начинается Заречье-Ужупис, находится Пречистенский православный собор, нынешний кафедральный храм Виленской и Литовской епархии РПЦ. Википедия утверждает, что церковь во имя Успения Пречистой Божьей Матери освятили в 1348 году (через три года после Пятницкой церкви) и что она была построена киевскими мастерами по образцу и подобию местной Софии. Не видел реконструкции его первоначального облика, но как бы то ни было, сейчас он слабо напоминает Софийский собор в Киеве. Свой кафедральный статус он впервые приобрел еще в 1415 году с образованием отдельной митрополии киевской и литовской, затем периоды упадка чередовались с появлением очередного спонсора. Упадка была куда больше, собор в итоге отошел униатам (1609), а в 1748 году его вообще забросили. В очередной раз его восстановили снова таки по инициативе Михаила Муравьева и проекту тех же самых архитекторов Резанова и Чагина, которые приложились и к Никольской церкви, и к Николаевскому собору, в 1865-68 гг.
На соборной двери висит любопытная табличка режима доступа к богу.
От Пречистенского собора можно сходить в Ужупис, там есть небольшой костельчик св. Бартоломея. Он у меня был в
"беларуской серии", повторяться не буду, а отправлюсь прямо по ул. Майронё (Майрониса) к хорошо всем известному комплексу костелов бернардинцев и св. Анны. Эта парочка демонстрирует, что в Вильнюсе есть не только барокко, но и немного готики.
Строительство костела свв. Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского (справа) начали еще в 1490 году и долго не могли закончить, там все периодически обваливалось и горело, в проект вносились постоянные изменения, что-то пристраивалось, что-то изменялось фактически весь XVI век, а окончательно храм освятили только в 1676 году. Впрочем, он сохранил свой уже архаичный к тому времени облик XVI столетия. Краснокирпичный костел с побеленными нишами и четырьмя башнями на углах здания очень напоминает православные церкви-крепости в
Мурованке,
Сынковичах и Супрасли, строившиеся примерно в то же время. Разве что архитектура менее "крепостная". Справа - памятник Мицкевичу.
Так эта парочка выглядела en face в 1874 году.
Внутри полный разгром, кроме редких уцелевших фресок и новеньких деревянных алтарей ничего нет. Вот, что значит побыть складом Вильнюсского художественного института.
Костел св. Анны, очень модный среди туристов (как же, весь такой миниатюрный, пламенеющая готика, ах, ох). Здание построили в 1495-1500 гг, современный внешний вид с 1581 года, колокольня все того же Чагина 1873 года. Интересно, что костельчик на самом деле построен из желтого и коричневого кирпича, но начиная с 1761 года (Глаубиц!) стены последовательно штукатурятся под красный кирпич. Сейчас, как видите, его главный фасад озаборен, ибо с некоторых пор из него начали вываливаться кирпичи.
В советское время костел оставался действующим, сохранились готические своды, но алтари барочные.
И какая готика без витражей.
С улицы Майронё можно через Серейкишкский парк выйти к набережной Нериса, а там недалеко предместье Антакальнис (Антоколь), в самом начале которого расположен костел свв. Петра и Павла монастыря каноников латеранских (он же на заглавном снимке). Это уже далеко за пределами Старого Города, но костел красивейший и в обязательной программе. Построен в 1668-1676 гг. по фундации гетмана великого литовского Михала Казимира Паца (арх. Ян Заор и Джамбаттиста Фредиани). Над входом надпись "Regina Pacis Funda Nos In Pace" ("Королева мира, укрепи нас в мире"), обыгрывающая фамилию фундатора. В советское время выполнял роль кафедрального католического собора Литовской ССР. Костел красив и сам по себе, но известен конечно прежде всего своими безумными интерьерами.
Чуть менее, чем полностью, все внутри покрыто белыми лепными стукковыми рельефами (их более двух тысяч). Впечатление все это производит потрясающее.
Алтарь начала XX века скромен, зато в центре висит картина Франтишка Смуглевича "Прощание свв. Петра и Павла" (1804 года). Вверху люстра в форме корабля (1905).
Орган и фрески итальянских мастеров.
Аллегория Смерти, попирающей царские короны и папские митры. На Антоколе есть еще костел св. Троицы монастыря тринитариев, мы его долго искали, а потом оказалось, что он вроде бы на территории какой-то больницы, куда можно зайти только с другой улицы, а там холмы, и улица эта где-то вверху, и чтобы попасть на нее надо было 15 минут возвращаться к костелу Петра и Павла... Поленились в общем.
Из Антакальниса по улице Костюшко и Арсенальной вернемся на Кафедральную площадь. Главный католический костел Вильнюса - св. Станислава и св. Владислава - первоначально был построен в конце XIV веке, последовательно менял свой внешний вид из готического в ренессансный (это все можно увидеть на макетах Нижнего замка из
предыдущей серии), пока в 1782-1801 гг. его по проекту Лаврена Стуоки-Гуцевича не перестроили в классицистских формах. Слева колокольня, первый ярус которой представляет собой одну из бывших башен Нижнего замка.
Центральный неф в сторону алтаря. Чудесным образом удалось словить момент без толп туристов.
И в обратную сторону. Тут уже без толп не обошлось.
На Кафедральной площади и закончим пока. В следующей серии храмы западной части Старого города.
Предыдущие серии:
Вильнюс:
1.
Вильнюсская телебашня.
2.
Панорамы города.
3.
Лаздинай сверху.
4.
Лаздинай снизу.
5.
Новый центр Вильнюса.
6.
Современная архитектура Вильнюса.
7.
Дворец спорта.
8.
Соварх проспекта Гедимина.
9.
Оперный театр.
10.
Дом печати.
11.
Музей революции.
12.
Дворец бракосочетаний.
13.
Остатки советского Вильнюса.
14.
Беларуская Вільня.
15.
Где жить в Вильнюсе.
16.
Бакшта.
17.
Замковая гора.
Друскининкай:
1.
Город.
2.
Парк Грутас, часть 1.
3.
Парк Грутас, часть 2.
Алитус:
1.
Город.
Клайпеда:
1.
Морской порт.
2.
Новый город.
3.
Советский костел.
4.
Старый Мемель, ч.1.
5.
Старый Мемель, ч.2.
6.
Куршская коса.
Паланга:
1.
Выход к морю, ботанический сад и традиционные достопримечательности.
2.
Современная городская застройка.
Кретинга:
1.
Город.
2.
Дорога в Шауляй.
Шауляй:
1.
Город сверху.
2.
Улица Вильняус.
3.
Город Солнца.
4.
Гора крестов.
Паневежис:
1.
Город сверху.
2.
Центр.
3.
Окрестности центра.
Биржай:
1.
Город.