В начале XIX века в уездном городе Динабурге Витебской губернии проживало 5 000 человек. Фактически, это был небольшой поселок при построенной еще при Батории крепости на правом берегу Западной Двины. В конце первого десятилетия века в условиях сложной внешнеполитической обстановки и нарастания международной напряженности, в то время, как французский император вовсю бряцал по Европе оружием, правительство Российской империи принимает решение о строительстве на ее новых западных рубежах сети укреплений, одно из которых должно было появиться на Двине. В качестве мест размещения крепости рассматривались 2 пункта: Друя и Динабург, но в конце концов решение было принято в пользу последнего. В марте 1810 года военный министр Михаил Барклай-де-Толли написал Александру I записку "О защите западных пределов России", в которой указал:
"У Динабурга и Друи, избрав хорошее местоположение, должно построить крепость, которая охраняла бы сообщения с центром армии и служила бы подкреплением одной из частей сей армии, но Динабург кажется удобнее для сего назначения, потому что там находятся еще остатки укреплений [крепостные сооружения 16 века], могущих весьма облегчить и ускорить работу".
Масштабное строительство Динабургской крепости началось в мае-июне 1810 года и с перерывом на войну 1812-го продолжалось до 1833 года. За эти годы на месте Динабурга была построена мощная фортификационная система с обшитыми камнем эскарпами главного вала, восемью бастионами, равелинами, казематами - Цитадель. Она была соединена понтонным мостом с Мостовым укреплением, расположенным на противоположном берегу Западной Двины. Овальная территория Цитадели внутри имела регулярную планировку в виде прямоугольных кварталов, окружавших квадратную Плацпарадную площадь. Весь этот, по сути, укрепленный город относительно неплохо (относительно, допустим, аналогичных крепостей в Бресте или Бобруйске) сохранился до сих пор. Только ради этой первоклассной достопримечательности стоит ехать в Даугавпилс.
О Динабургской крепости в последней даугавпилсской серии.
1. Смотрите, как красиво все это выглядит на плане. Мостовое укрепление слева ныне занимает Гривская тюрьма. В южной части Цитадели видна некая застройка - это комплекс иезуитского монастыря второй половины XVIII века, доставшийся крепости в наследство от старого Динабурга.
2. Так Цитадель выглядит сегодня с высоты птичьего полета. Крепость вместе с прилегающими кварталами образует одноименный отдельный район города Даугавпилс. Он несколько оторван от остального города, ведь согласно существовавшей практике при строительстве комплекс окружили поясом, где застройка была запрещена - т.н. Эспланадой. Цифрами я обозначил важнейшие сооружения Крепости.
1 - Михайловские ворота, 2 - Николаевские ворота, 3 - Константиновские ворота, 4 - Александровские ворота, 5 - Артиллерийский арсенал, 6 - Инженерный арсенал, 7 - Плацпарадная площадь, 8 - Дом коменданта, 9 - госпиталь, 10 - иезуитский монастырь.
3. К ней из центра города (например, с площади Единства) ходит трамвай маршрута №3. В него и погрузились.
4. "Обувь из Белоруссии" добралась и до Евросоюза.
5. Трамвайное кольцо, от которого до Михайловских ворот крепости топать еще метров 500.
6. В том числе под виадуком 1860 года Петербурго-Варшавской железной дороги.
7. Перед крепостью. Краснокирпичная конструкция слева в виде крепостной стены - по-моему бывшая автобусная остановка, а справа заметен некий пьедестал. Не знаю, что тут стояло ранее.
8. Один из въездов автотранспорта на территорию укрепления и основной вход пешеходов через Михайловские ворота.
9. Справа кордегардия 6-го равелина.
10. Крепостной ров между 6-м и 7-м бастионами. Масштаб строительства уже начинает поражать.
11. За деревом 6-й редут.
12. Памятная доска татарскому поэту Мусе Джалилю, в сентябре-октябре 1942 года находившемуся в концлагере "Шталаг-340", устроенному на территории крепости.
13. Михайловские ворота - одни из четырех ворот комплекса.
14. Над аркой ворот сохранилось изображение двуглавого орла.
15. Иезуитский монастырь, единственное, что имперские власти сохранили от Динабурга времен Речи Посполитой, располагался сразу за Михайловскими воротами (в центре, как видите, ранее их с "большой землей" соединял мост, сейчас насыпана дамба). Комплекс состоял из крупного костела Непорочного зачатия ПДМ и пристроенного к нему здания коллегиума. Местные ученые относят здание костела к своему любимому "латгальскому барокко", я бы сказал, что это привычное нам виленское барокко, возможно несколько модицифицированное в классицистких формах в XIX веке в процессе перестройки под православный Крепостной собор.
16. Здание построено по одной из нескольких версий в 1746-69 гг. В XIX веке было православным, во времена Первой Латвийской республики тут проводились и православные, и католические, и лютеранские службы. Увы, но этот прекрасный костел не пережил освобождения города в 1944 году. Очень жаль, хорошая была бы высотная доминанта.
17. Сейчас его площадка остается незастроенной, так что возможно когда-нибудь костел и восстановят. В случае полной реконструкции Даугавпилсская крепость была бы беспрецедентным по масштабам фортификационным комплексом на территории бывшего СССР. Костел располагался вот за этим постаментом, ранее занимаемом МиГом-19. На заднем плане виден фрагмент уцелевшего коллегиума тех же лет постройки, что делает его самым старым зданием города.
18. Небольшой холм, на котором стоял костел. Как обычно, съемку коллегиума я оставил на обратный путь, вот только возвращался я по крепостным валам и к монастырскому корпусу уже не подошел.
19. А вот собственно причина, по которой визит сюда я порекомендовал бы отложить на пару-тройку лет. Сейчас крепость находится в самом разгаре жесточайшей реконструкции. Как я понимаю, сюда в рамках программы по ревитализации этого депрессивного района, собираются перенести некоторые административные здания типа полицейского управления Латгалии. Многие крепостные постройки ремонтируются, асфальт почти везде снят, вокруг тотальный дестрой. В перспективе фотографии Михайловская улица. По детальному проекту застройки И. Х. Трузсона (1816) были проложены главные (шириной 21 м) и второстепенные (шириной 10 м) улицы, внутри которых располагались военные и частные постройки, выделенные в зоны. Эта вот главная улица.
20. Важнейшие двух- и трёхэтажные здания дома коменданта, штаба, артиллерийского и инженерного арсеналов, госпиталя на 1000 человек, солдатских казарм, жилых домов командного состава, также четверо крепостных ворот сооружены по проектам архитектора А. Е. Штауберта в стиле довольно минималистичного классицизма.
21. Одно из активно реконструируемых зданий - Артиллерийский арсенал.
22. За ним самые красивые ворота крепости - Николаевские с неоготическими стрельчатыми окнами.
23. И тут же единственное пока отреставрированное здание комплекса - бывшая Водоподъемная башня 1860-х годов, которую сейчас занимает культурный и информационный центр крепости. Выглядит как новенькое.
24. Улица Императора (Императорская).
25. Продолжение Михайловской. В советское время на территории крепости размещалось Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище, так что тут успели понастроить пятиэтажек для офицерско-преподавательского состава.
26. Дом коменданта также в процессе реконструкции. За ним бывшая Плацпарадная площадь, сейчас превращенная в сквер. На здании дворца мемориальная доска декабристу-поэту Кюхельберкеру, сидевшему тут в 1827-31 гг.
27. 1-я Офицерская улица.
28. Конец Михайловской. Справа типичная казарма времен постройки крепости, впереди крепостные валы.
29. Оформление подъезда казармы.
30.
31. Огромный заброшенный позднесоветский корпус. Скорее всего основное здание училища.
32. Орденская улица уже частично замощена плиткой.
33. Сторону Плацпарадной площади, противоположную Дому коменданта формирует бывший военный госпиталь.
34. В центре площади сейчас разбит парк, единственное сейчас место в крепости, где окружающий дестрой не чувствуется.
35. В парке установлен памятник войне 1812 года в виде трех пушек. Ранее это был еще и фонтан.
36.
37. Еще одна пушка смотрит на Константиновскую улицу.
38.
39. Императорская. Здесь еще теплится жизнь.
40. На углу Императорской и Константиновской еще одна пушка-памятник. За ней корпус иезуитского монастыря.
41. На этом же перекрестке Инженерный арсенал, украшенный старыми фотографиями Крепости. У левого края снимка видны Александровские ворота.
42. Такие вот фотографии например.
43.
44. Александровские ворота. Не увидел в конце концов только Константиновские в северном углу крепости.
45. У ворот решили взобраться на вал. Предкрепостная территория с большой автостоянкой. Думаю, когда крепость была занята режимным училищем, здесь оставляли свои автомобили посетители.
46. Заброшенные склады и Инженерный арсенал.
47. Куртины, люнеты, равелины, редюиты, настоящий клондайк для любителей фортификации.
48.
49. Кладка из бутового камня впечатляет.
50. Крепостной ров заболочен, хотя на панорамном снимке №2 таким не выглядит.
51. Вдалеке виден железнодорожный мост бывшей Петербурго-Варшавской дороги через Западную Двину.
52. Над Михайловскими воротами. В центре - Артиллерийский арсенал, справа Михайловская улица.
53. Слева на месте елок над воротами должен стоять Крепостной собор.
54. С дворовой территории Артиллерийский арсенал уже оштукатурен. Будет, судя по всему, белый со светло-серой крышей. Приезжайте сюда через несколько лет, есть шансы, что такой вы застанете всю крепость.
55. Дорога от Михайловских ворот к трамвайному кольцу.
56. Обратите внимание на толщину кирпичной кладки на гранитном основании. Фундаментально делали.
Крепость завершила формирование крайне положительного впечатления об этом абсолютно игнорируемом туристами городе. На следующее утро мы продолжили смотреть Латгалию. Из Краславы, одного из крупнейших местечек Витебской губернии, следующая серия.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.
8.
Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9.
Даугавпилс: площадь Единства.
10.
Даугавпилс: Центр.
11.
Даугавпилс: Новое Строение.
12.
Даугавпилс: Гаёк.