Индустриальный
Архангельск заканчивается барачными окраинами и бесконечными лесопильными заводами. Даже за пределами города с крутого берега Северной Двины видны господствующие над пространством трубы ЦБК. Севернее, и это особенно ощущается на архангельском вокзале - только болота, море и Северный ледовитый океан. Из-за этого кажется, что дым целлюлозо-бумажных комбинатов тянется за горизонт, к самому Северному Полюсу. Однако, то о чем мы расскажем дальше, не имеет ничего общего с этими пейзажами:
Посещение музея деревянного зодчества Малые Корелы мы решили начать, приобщившись к традиционной кухне. В ресторане одноименного туристического комплекса c названием Малые КАрелы сделали очередное кулинарное открытие - сёмужная окрошка. И потом, в течение всего жаркого лета, в душной Москве нас и друзей радовал простой рецепт этого блюда: сёмга, кефир, укроп, зелёный лук и огурцы.
До Малых Корел с музеями деревянного зодчества мы были знакомы только на примере Кижей и киевского Пирогово. И каждый раз перед посещением этих музеев не покидало стереотипное ощущение, что нас ждёт встреча с псевдонародным китчем и декорациями для свадеб. Отчасти это так и есть. Но главный принцип этих музеев - научность и достоверность.
Малые Корелы - самый первый (создан в 1964) и самый большой в России скансен. Чуть ранее в том же году в СССР уже были созданы подобные музеи в окрестностях Киева и рядом с Таллиным. Самый первый подобный музей Скансен, который и дал название всему движению, открылся более века назад в Стокгольме, а на постсоветском пространстве ветераном стал музей Бривдабас под Ригой, открывшийся в 1924 году.
В первые годы своего существования музей в Малых Корелах развивался согласно принципу 1930-х годов: собрать и спасти памятники архитектуры, без учёта ландшафта и традиций. Видимо поэтому самый ранний Каргопольско-Онежский сектор произвёл впечатление эклектичного собрания памятников, а на центральной площади ощущаешь музейную чистоту, а не деревенскую жизненность.
Действительно, когда сюда в 1960-е вертолётами привозили церкви и хоромы, руководствовались прежде всего их спасением. Так например произошло с колокольней из села Кулига-Дракованова (конец XVI в.) - одним из древнейших примеров типа “восьмерик на четверике”. Она была вывезена из
Красноборского района на Северной Двине, но каким-то образом в одиночестве, без храма, оказалась среди каргопольских изб. Когда в 1975 (!) здесь решили возродить колокольный звон, на “отреставрированной” колокольне даже не обнаружилось балок для колоколов:
Согласно прекрасному сборнику статей “Современная скансенология: теория и практика”, архитектурно-этнографический подход в Малых Корелах с “живой” деревней был сформирован в 1970-е. Может быть из-за того, что мы были в будний день после обеда, задуманную “живую” деревню мы не ощутили. В других скансенах - киевском Пирогово, вологодском
Семёнкове и Кижах были разбиты огороды, и даже паслись домашние животные, иногда (в Семёнково), правда, механические (!). Тем не менее, остальные секторы: Мезенский, Пинежский и Двинской приобрели структуру классического скансена и достаточно хорошо представляют культурно-исторический образ Архангельской области. Постройки позиционируются в соответствии с традиционными канонами ансамбля поселения, как и расстояния между усадьбами и постройками внутри них.
Пинежский сектор:
В музее-деревне мельница должна молотить, в церкви проходить службы, колокола на колокольне звонить, а в домах если не жить, то хотя бы открывать их для посещения. С мельницами Малые Корелы превзошли сами себя. Ветряная мельница-шатровка из деревни Кожпоселок (1902) не только используется по назначению два раза в год, но и вмещает в себя прекрасную экспозицию по устройству мельничного дела с доступным объяснением всех процессов:
Ансамбль центральной площади перевезенный из с. Кушерека Онежского района. Вознесенская церковь (1669) не частого кубоватого типа:
Обратите внимание на кокошники, смягчающие переход от куба к шейкам главок:
Колокольня (1854):
Дом Пухова (нач. XIX в) из Каргопольского района. Если вернуться к первой фотографии музея, то там отчетливо будет видно Т-образное строение этого типа дома. Развернув фасад жилой части к улице появлялась делать большее количество жилых комнат:
Дом-двор Кириллова из д. Киселево Каргопольского района (конец XIX века). Здесь двор пристроен параллельно жилому срубу (по-моему этот тип называется "кошель"):
Водотечник:
Гигантский дом-двор Цигарева из д. Выемково Ленского района (1870-е). Здесь я насчитал 6 срубов, соединенных друг с другом "связью", которая со стороны крыльца образует сени. Само крыльцо "боярского" типа на одной ноге:
Еще один внушительный дом-двор Тропина из д.Цивозеро Красноборского района. (конец XIX в.):
Шикарные охлупни на доме старообрядцев Русиновых из д.Кондаковская Верхнетоемского района:
Георгиевская церковь из д.Вершина Верхнетоемского района (1672). Необычайно массивная с повышающимися объемами крыльца и западного прируба с бочковым завершением:
Мезенская мельница. Основание сруб стоит неподвижно, ветер улавливается верхней частью, которую в нужный момент разворачивают:
Дымник:
В Малых Корелах мы не выступаем за полную правдивость северной деревни. Лес и поляны все-таки можно обработать от слепней и комаров. Рой этих насекомых придавал нам солидное ускорение при осмотре музея).
Лявля и Чухчерьма
В 10 километрах от музеифицированных Малых Корел начинается заповедный край. Первые километры мезенского тракта отмечены самой древней по датировке Ополовникова (1581-1584) шатровой Никольской церковью в селе Лявля (другие источники называют древнейшей Успенскую церковь из Александро-Куштского монастыря, перевезенную в Спасо-Прилуцкий монастырь, первая четверть XVI в.):
При “реставрации” XIX века церковь лишилась нескольких нижних венцов и галерей, поэтому выглядит очень тяжеловесной:
Сейчас Никольская церковь принадлежит Малым Корелам, и как многие музейные памятники, находится в недореставрированном состоянии, а осмотр затрудняет бурьян высотой по пояс. При этом соседняя действующая каменная церковь штукатурится и наводит лоск. Хотя, даже если передать лявлинскую церковь РПЦ, не факт, что на неё обратили бы внимание:
Когда дорога отходит от берега Двины, лес становится редким от вырубок, исчезает асфальт и населённые пункты. Сразу на ум приходят жуткие рассказы из ЖЖ (ссылка) о зеках, которые разбредаются из здешних многочисленных колоний:
Дорога из Архангельская через Малые Корелы и Лявлю ведет в Мезень. Асфальт довольно быстро кончается, появляясь лишь на этом мосту через малодеятельную железную дорогу Архангельск - Карпогоры:
К счастью, мы никого не встретили, хотя посёлок Луковецкий, через который лежал путь в Чухчерьму, был населен исключительно страшными существами, разгуливавшими с бутылками пива и водки по бетонным дорогам.
Но всё это стоит преодолеть, чтобы увидеть село Чухчерьма с очаровательной сказочной клетской церковью с высокой клинчатой кровлей и колокольней по соседству. То что мы видим - это только часть ансамбля, центром которого был девятиглавый Ильинский храм. Упоминание о нём неожиданно нашлось в
отчёте Дэвида Бакстона о путешествии по Русскому Северу в 1930-х. :
Сейчас холмиком с церковью Василия Блаженного (1820, по другим сведениям XVII в.) и колокольней (1783) лучше любоваться издалека. Если подойти ближе, то сохранность клетской Власьевской церкви удручает. Почти полностью прогнившая кровля и нижние венцы... Ещё немного - и будет слишком поздно:
Колокольня рублена не “в обло”, а “в лапу”, что характерно для среднерусских, а не северных построек. Балясины ограждения яруса звона появились при ремонте в 1910 годах, а в 1980-е их растащили. Ополовников говорит, что первоначальное ограждение могло быть только тесовым, как на крыльцах домов (см. Малые Корелы):
Впереди еще одна часть - знакомство с памятниками на левом берегу Северной Двины...
Содержание серии "К избам и барокко Русского Севера" (текст и фото совместно с
happykg ):
Обзорная часть. 1. Ярославль, Тутаев, Рыбинск, Пошехонье2. Череповец 3. Белозерск 4. Вологда 5. Тотьма6. Великий Устюг 7. Сольвычегодск 8. Верхняя Уфтюга и Пермогорье 9. Архангельск 10. Малые Корелы, Лявля и Чухчерьма
11. Окрестности Емецка.