Выехав из Архангельска, справа вдалеке мы мельком увидели деревянную церковь. Ее я не опознал ни во время подготовки, ни на местности, а это был пятишатровый деревянный храм в Рикасово (см.
varandej.livejournal.com/197973.html). Поворот на Холмогоры мы проехали намеренно, потому что у нас оставалось совсем мало времени до поезда, а родина Ломоносова с Преображенским собором XVII в. всё-таки более досягаема, чем Емецк, куда мы так стремились. В самом Емецке из достопримечательностей практически ничего нет, при выезде мы лишь случайно заметили дом, где родился ставший вологодским поэт Николай Рубцов.
Нас итересовали прежде всего 2 деревянных церкви в окрестностях - Никольская села Зачачье и Петропавловская села Ратонаволок, плюс в качестве бонуса - Антониево-Сийский монастырь. Такой приоритет деревянным церквям мы отдаём прежде всего из-за их недолговечности и ужасного состояния, в котором они сейчас находятся, - могут не дожить до “следующего раза”.
Никольскую церковь Емецкого острога в 1687 году перенесли в село Зачачье:
До середины XVIII века она венчалась шатром, который был спалён молнией. В результате ремонта вместо него она получила гигантский гранёный куб. Сложная композиция крупных объёмов выглядит, несмотря ни на что, по-северному простой и элегантной:
Попасть в церковь, к сожалению, нельзя. Крыльцо полуразрушено. Хотя, как мы узнаем позже, в деревне есть хранитель, который может открыть двери, но по-видимому, всех интересует только каменный храм.
Охлупни, причелины, полотенца:
Если уж быть точным, то церковь, которую мы видим сейчас построена в 1909 году. Старую из-за ветхости разобрали и поручили воссоздать местному плотнику-виртуозу Петру Космынину под жестким контролем археологической комиссии. За 100 лет церковь впору снова перебирать. Леса вводят в заблуждение, что здесь реставрация. Приписанный сюда несколько лет назад священник пытался наладить жизнь и в летнем и каменном зимнем храме, но не выдержал то ли бедности прихода, то ли апатии сельчан и уехал в город:
Неподалёку от входа в Никольскую церковь - единственное оставшееся от старого кладбища надгробие. Удивительные подробности жизни и приключений Ивана Петровича Спехина, рассказ о которых мог бы составить честь журналу "Караван историй", мы узнали только в Москве благодаря
посту пользователя vaga land.
Заколоченный дом священника:
Западнее Емецка, в селе Ратонаволок ситуация более оптимистичная. Петропавловской церкви не дают погибнуть местные жители, точнее их дети, благодаря которым деревня оживает в период летних отпусков:
Договариваются с батюшкой из Антониево-Сийского монастыря и служат с переносным престолом. Эти сведения мы узнали от женщины, которая готовила храм к празднику. Местная энтузиастка поразила нас, поделившись своим сокровенным желанием - побывать в московских храмах.
Ярусная Петропавловская церковь (XVIII век) внутри праздничная и очень светлая, как и подобает барочной церкви.
В Петропавловской церкви уникально сочетаются два восьмерика и завершение в виде восьмигранного шатра. Здесь соединены тенденции барочной архитектуры XVIII века - четверик и восьмерики и более раннего шатрового зодчества. Но неизменно лишь одно - безупречные пропорции и грациозное сочетание шатра и главки:
Покрытие апсиды бочкой:
Карточная тема в светелке аналогична тому, что мы увидели в низовье Северной Двины в деревне
Кузнецово:
Дом-комплекс с двором в необычном двухэтажном исполнении:
Пустая дорога, соединяющая Антониево-Сийский монастырь с шоссе М8, настраивает на возвышенный лад. Сам монастырь, однако, неожиданно для нас, приятных ощущений не оставил. Он не похож на суровые северные обители, борющиеся с мерзостью запустения, а по духу ближе к московским, которые РПЦ отвоёвывает в центре города, в местах, как говорят в ритейле, “с большой проходимостью”. Вокруг озера - дачи архангельских чиновников, везде разноцветные клумбы и ограждения с угрожающими табличками - ни шагу в сторону. Вход в монастырь охраняет стая злобных чаек-поморников, которые гнездятся прямо над единственной доступной для простого смертного дорожкой от надвратной церкви вдоль западной стены Троицкого собора до входа в церковный магазин в трапезной. Монастырь стоит на полуострове, и благодаря этой естественной преграде не огорожен стенами. Видимо поэтому после революции сюда легко поместился пионерлагерь и дача архангельского облисполкома.
В 1990-е - 2000-х в монастыре проведены масштабные работы по спасению и научной реставрации зданий, которые однако ещё далеки от завершения.
Вход в монастырь и надвратная церковь Сергия Радонежского (1670-е):
Самое древнее сооружение монастыря - Троицкий собор. Его начали строить в 1589 году, через 69 лет после того, как монах Антоний (1478-1556) из Каргопольских земель с двумя иноками основал здесь, в истоках реки Сия, обитель, а закончили только через 17 лет. Четырёхстолпный собор построен с ориентацией на московские соборы XVI века, но по-северному суров и коренаст.
В советское время был разграблен, сейчас идет восстановление:
Окончание строительства собора совпало с важным событием в истории монастыря и даже России. После пятилетней ссылки в монастырь, был освобожден Федор Романов - будущий партриарх Филарет (двоюродный брат Федора Иоановича (династия Рюриковичей) и отец первого царя династии Романовых). Его келья располагалась в деревянной предшественнице церкви Трёх Святителей.
Каменная церковь Трёх Святителей Московских (Петр, Алексий и Иона) (1638-1652) относится к интересному архитектурному типу - храму-колокольне (церковь “
иже под колоколы”), получившему распространение в московских и северо-русских землях в XVI веке. В Антониево-Сийском монастыре церковь интересна ещё и тем, что имеет уникальную восьмискатную кровлю. То что мы видим сейчас - результат реставрации. Большевики укорачивали здание вдвое:
За трапезной виднеется каменный шатёр Благовещенской церкви (1638-1643), которая была построена московскими каменщиками. По своему типу напоминает
церковь Покрова в Медведкове (1634-1635):
К сожалению, все подходы к ней перекрыты. Даже этот кадр пришлось делать нелегально, перескочив через заграждение:
Разрушенные корпуса келий на берегу озера:
Это был последний рассказ о нашем втором большом путешествии на Русский Север. Повторю слова из обзорной час этой серии, что путешествие на Русский север не так сложно, не так страшно и гораздо интереснее, чем может показаться. В планах на ближайшее будущее: увидеть суровые Соловки, деревянные церкви вдоль Онеги от Каргополя до Белого моря и может быть побывать в древних селениях вдоль Мезени и Пинеги.
Содержание серии "К избам и барокко Русского Севера" (текст и фото совместно с
happykg ):
Обзорная часть. 1. Ярославль, Тутаев, Рыбинск, Пошехонье 2. Череповец
3. Белозерск
4. Вологда 5. Тотьма
6. Великий Устюг 7. Сольвычегодск8. Котлас. Красноборск и окрестности 9. Архангельск 10. Малые Корелы, Лявля и Чухчерьма11. Окрестности Емецка.