Владимир Дергачев
Советский дальнемагистральный самолет Ту-114
Когда во время зарубежных поездок, объявляют о задержки рейса, я остаюсь относительно спокойным. Советская закалка, опыт «сидения» в аэропортах по погодным и другим причинам до недели. Для жителей Крайнего Севера и это не срок.
Особенно мне запомнился Хабаровский аэропорт начала 70-х годов. Из Владивостока в Москву не было прямого рейса. Дальнемагистральный самолет Ту-114 («Россия») вмещавший 170 - 220 пассажиров, выполнял беспересадочные рейсы из Москвы только до Хабаровска, где происходила пересадка пассажиров, летящих во Владивосток, на два менее вместимых самолета Ту-104.
Этот первый советский пассажирский реактивный самолет был спроектирован на баз бомбардировщика Ту-16 и уже серийно не выпускался из-за низкой надёжности (абсолютный рекордсмен среди всех советских серийных пассажирских самолётов по происшествиям и катастрофам, в которых погибло 1140 человек). Но продолжалась эксплуатация «Аэрофлотом» оставшихся самолетов гражданской авиации до 1979 года, а в Министерстве обороны - до 1981 года, когда произошла очередная катастрофа. С военного аэродрома под Ленинградом при взлете разбился Ту-104, погибло практически все управление Тихоокеанского флота, из них 17 адмиралов и генералов.
Хабаровский аэропорт был главным воздушным узлом Дальнего Востока. В осенне-зимний период аэропорт часто закрывался по погодным условиям, что приводило к огромному скоплению транзитных пассажиров. В зале для пассажиров число сидячих мест было ограничено, а уставшим пассажирам администрация не разрешала спать на полу. Гостиницы при аэропорте не было по определению. Можно было устроиться на «ночлег» у телеграфной стойки, где принимали телеграммы. Если под стойкой расстелить на полу газеты, служащая могла не заметить «отдыхающего» пассажира. В буфете, несмотря на скудность ассортимента, почему-то всегда в наличии было дефицитное советского шампанское. Поэтому, чтобы скоротать время, преимущественно мужчины, с удовольствием пользовались этой возможностью. В результате образовывались агрессивные толпы людей, требующие немедленно их отправить по намеченным маршрутам. Обстановка в аэровокзале накалялась до предела, и пассажиров уже нельзя было назвать строителями коммунизма.
И администрации аэропорта однажды пришла гениальная идея. Диктор объявила, что «Аэрофлот» бесплатно предоставляет спальные места, но … только для мужчин. Мало, что неслыханный для «Аэрофлота» сервис, да еще для мужчин. Я оказался среди желающих испытать предлагаемый сервис. Служащая аэровокзала вывела нас на площадь, где температура воздуха было всего ничего, - 25 ° С. Она привела нас в неотапливаемый барак, в котором стояли голые солдатские кровати, и великодушно разрешила занять любое спальное место, выдавая каждому по два матраса. Один стелился на кровать, другим можно было накрываться. Таким образом, в горизонтальном положении было легче коротать время. Кроме того, гениальность предложенного «сервиса» способствовала снятию напряжения в наэлектризованной шампанским толпе. В неотапливаемом «отеле» народ быстро трезвел.
В благоприятные для полета дни, когда я с коллегами, летел из Владивостока в Москву, во время пересадки в Хабаровске было модным посещать местный аэровокзальный ресторан, чтобы легче с помощью коньяка, перенести беспересадочный многочасовой перелёт до Москвы.
Пассажирские самолёты тех лет не отличались повышенным комфортом. В Советском Союзе была такая традиция, вначале строить самолеты для перевозки бомб, а затем на их основе создавать пассажирский вариант. Поэтому об особом комфорте говорить не приходилось. Дальнемагистральный самолет Ту-114 («Россия») был спроектирован еще в далеком 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Поэтому высокий уровень шума и вибрация в салоне была нормой. Лучше всего с эти можно было бороться, если на время отключишься с помощью ста грамм коньяка. В 1976 году Ту-114 заменили более современным Ил-62.
Воздушный железный занавес. В Советском Союзе практически все международные рейсы выполнялись из Москвы и частично из Ленинграда. Поэтому, если ты летишь из Владивостока в служебную командировку в США, или соседнюю Японию, сделать это можно было только через Москву. Официально Хабаровский аэропорт получил статус международного еще в 1970 году, однако первый международный рейс в Ниигату (Япония) был выполнен только в 1978 году.
Современный Хабаровский международный аэропорт «Новый» самый крупный на Дальнем Востоке (2 млн. пассажиров в 2014 году), немного отстает международный аэропорт «Владивосток» (1,8 млн. пассажиров). Хабаровск - главный воздушный хаб (пересадочный узел) Дальнего Востока.
На снимке слева - международный терминал, справа - здание управления аэронавигацией Дальнего Востока
Благовещенск. Историческая столица русского Приамурья Российский Дальний Восток. Форпосты гидроэнергетики Долгая дорога с Дальнего Востока. Путин едет на «Калине» Хабаровск. Дальневосточная столица Вождь всемирного пролетариата не на своем месте Воздушные ворота Дальнего Востока на замке Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный преимущественно зеками Мертвые гиганты дальневосточной индустрии Предыдущие статьи цикла:
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни Чита. Столица Забайкалья Совершенно секретные части Красной Армии Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно Почему Япония не начала войну против СССР? Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы Забайкалье. Китайская лесная шкатулка Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча «Бог создал Сочи, а черт - Могочи» Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота Родина Чингисхана и Академия Буддизма Дальневосточная буржуазно-демократическая республика Японский проект украинского антирусского государства на Дальнем Востоке