Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный зеками

Feb 24, 2015 10:37

Владимир Дергачев


http://bestmaps.ru/files/content_images/20130804160032.jpg

Комсомольск-на-Амуре. На переднем плане речной вокзал.

Комсомольск-на-Амуре (255 тыс. жителей, 2014). Численность население города «Юности» сократилось с 1992 года примерно на 65 тыс. Убыль населения связана с резким спадом производства и банкротством предприятий.  По численность населения город занимает четвёртое место на Дальнем Востоке после Владивостока, Хабаровска и Якутска.

В Советском Союзе город входил в число крупнейших военно-промышленных центров и был закрыт для посещения иностранцами. Сегодня для посещения город иностранцами требуется получить разрешение Федеральной службы безопасности, но на практике это не всегда соблюдается.

***
В 1929 году ЦК ВКП(б) принимает специальное решение об ускоренных  темпах социалистического строительства на Дальнем Востоке в связи с советско-китайским конфликтом и захватом Китайско-Восточной железной дороги. Приказом Реввоенсовета СССР создаётся Особая Дальневосточная армия.


Город образован в 1932 году на месте села Пермское, основанного в 1860 году. В январе  правительственная комиссия во главе с заместителем  наркома обороны Яном Гамарником выбрала площадку  для строительства  города и оборонных предприятий. Уже 10 мая к месту строительства  на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» прибыл первый  отряд мобилизованных комсомольцев. Первые строители жили в шалашах и бараках. Всего до 1 апреля 1934 года на ударную стройку прибыло примерно 2,5 тыс. комсомольцев, из них как утверждают не только злые языки,  по разным причинам покинуло город (сбежало?)  около 2 тыс. «добровольцев».

Советской власти пришлось использовать трудовые ресурсы ГУЛАГа.  Как мне известно, в районе Комсомольска  ударный труд обеспечивали  Пермское отделение БАМЛАГа, АмурЛАГ (Нижне-Амурский ЛАГ)  и другие лагеря до 1955 года. С середины 30-х годов город «Юности»  был по числу лагерей  столицей рабского труда заключённых в Хабаровском крае. К началу 1949 года только в Нижне-Амурском лагере  содержалось 34 тыс. заключенных.  Наряду с ударными оборонными стройкам заключенные возводили школы, жилые дома, кинотеатр «Комсомолец» и драматический  (вначале лагерный) театр.  Даже монумент в честь 20-летия высадки первых «комсомольцев-добровольцев» возвели зэки.

Первыми оборонными и градообразующими объектами были судостроительный и авиационный заводы. В стране планового хозяйства город строился не по единому генплану,  и представлял несколько поселков, в том числе вокруг судостроительного завода и  района Дзёмги (вокруг авиационного завода).  Меня забавляло, когда  трамвай  делал  в центре города зигзаг, так улицы двух соседних районов (поселков) не стыковались.

Деревянный пароход «Колумб» был построен в 1912 году в Благовещенске и мог перевозить до 800 пассажиров,  в 1947 году из-за ветхости разобран на дрова.


В 90-е годы город «Юности» пережил «демократический» передел общенародной собственности в другую и серию банкротств,  заслужил звание криминальной столицы Дальнего Востока.

Цунами банкротств привел к разорению подземного завода «Парус», производившего  подводные мины и торпеды для подводных лодок, и сернокислотного завода. Электромеханический завод, построенный японскими военнопленными и производивший аккумуляторные батареи  для подводных лодок и других судов, так же прекратил существование.

Главными градообразующими предприятиями являются судостроительный и авиационный заводы. Амурский судостроительный завод  выпускает суда военного и гражданского назначения, строил даже атомные подводные лодки, эскадренные миноносцы и крейсеры для Тихоокеанского флота. Крупные суда ведут в плавучем доке на достройку на другие морские судостроительные заводы.

Авиационный завод имени Юрия Гагарина  выпускает истребители и бомбардировщики  Су-33, Су-35 и другие, производит сегменты фюзеляжа и крыло для регионального пассажирского самолета  Sukhoi Superjet 100.

Металлургический завод «Амурсталь» строился с расчетом на рудную базу месторождения на Нижнем Амуре, но руда оказалась некачественной,  и предприятие перепрофилировали на вторсырье. В 90-е годы в процессе приватизации  завод распался на несколько производств, среди которых сохранился металлургический завод «Амурметалл», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат.

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, работающий на поступающей по нефтепроводу из Охи сахалинской нефти, является крупнейшим на Дальнем Востоке.
Ежегодный внешнеторговый оборот предприятий города  превышает $1,5 млрд., в том числе экспорт - более $1млрд.  (нефтепродукты,  машиностроительная продукция и древесина).

***
Благодаря экологам было прекращено строительство атомной электростанции на озере Эворон  и, естественно возникли проблемы с электроэнергией. Даже имелись планы использования атомных реакторов на строящихся на местном судостроительном заводе атомных подводных лодках.

Информация для размышления. Да, был Чернобыль. Но у меня складывается убежденность, что экологическое движение в 80-е и 90-е годы  Запад с помощью грантов неправительственных организаций использовал для разрушения энергетического потенциала России и постсоветских стран. Например, в Крыму АЭС была законсервирована на последней стадии строительства,  разрушена, а оборудование разворовано или ушло на металлолом.  Прошло три десятилетия и полуостров продолжает испытывать  дефицит электроэнергии.

***
Климат города, расположенного на широте Воронежа,  характеризуется холодной продолжительной зимой и коротким теплым летом.  Малоснежной зимой из-за низких температур наблюдается  значительное  промерзание грунтов и как следствие деформация дорожного полотна и фундаментов зданий.

Комсомольск-на-Амуре  расположен на трех надпойменных речных террасах и  во время крупных  наводнений  частично подвержен подтоплению или затоплению. Во время катастрофического наводнения 2013 года достигнут абсолютный максимум уровня Амура с 1932 года  - + 9 метров 12 см.

Амур у города подвержен мощному антропогенному загрязнению, в том числе за счет трансграничного сброса сточных вод из бассейна Сунгари (КНР).   Весной и летом лесные пожары, в том числе на торфяниках приводят к высокой концентрации оксида углерода.  Наблюдается повышенная чистота онкологических заболеваний. По комфортности проживания Комсомольск-на-Амуре занимает  одно из последних мест среди крупных российских городов.


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/22/100/22100790_1207420586_rechnoy_vokzal.jpg

Центральная гостиница  «Восход»  расположена на проспекте Первостроителей,  который в 1972 году представлял пустырь между железнодорожным вокзалом и Амуром.  Гостиница построена в 1972 году и реконструирована в 2007 году


Так выглядел проспект Первостроителей, протянувшийся  от железнодорожного до речного вокзала,  из окна гостиницы в 1972 году.


После завершения строительства БАМа Комсомольск - на - Амуре стал крупным железнодорожным узлом с направлениями на Тынду, Советскую Гавань и Хабаровск. В 1975 году был сооружен железнодорожный мост через Амур, до этого существовала с 1945 года паромная переправа. Четыре железнодорожных парома  были построены на местном судостроительном  заводе до 1952 года


Железнодорожный мост через Амур во время паводка. После его строительства два парома было продано в Китай и два сдано на металлолом


Окрестности Комсомольска-на- Амуре. Высокогорное оползневое озеро Амут  расположено  примерно в 60 км от Комсомольска-на-Амуре  в Солнечном районе Хабаровского края. Озеро расположено на высоте 760 метров над уровнем моря, температур воды +3°С, +6°С, глубина до 12,5 метра. 


http://www.mancompany.ru/upload/iblock/ba5/ba5bb5900705e62ce7919bce07ea3f8a.jpg

Амурские столбы у села Нижне-Тамбовское


Автор Виктор Буд

Благовещенск. Историческая столица русского Приамурья
Российский Дальний Восток. Форпосты гидроэнергетики
Долгая дорога с Дальнего Востока. Путин едет на «Калине»
Хабаровск. Дальневосточная столица
Вождь всемирного пролетариата не на своем месте
Воздушные ворота Дальнего Востока на замке
Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный преимущественно зеками
Мертвые гиганты дальневосточной индустрии

Предыдущие статьи цикла:
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы

Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  - Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
Дальневосточная буржуазно-демократическая республика
Японский проект украинского антирусского государства на Дальнем Востоке 

СССР, Россия, История, Комсомольск-на-Амуре, Экспедиции, Дальний Восток

Previous post Next post
Up