Алтай. ч.5: К Алтаю, немного севернее Казахстана.

Oct 10, 2019 22:43

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

8 июля.

Ночью поезд проходит через Екатеринбург и через Тюмень. Просыпаюсь где-то ближе к Ишиму. То ли в окрестностях Голышманово , то ли ближе Карасульской.

Но начну этот пост фотографиями пейзажей, по которым поезд прошёл раньше, чем я проснулся. Вот, например, река Пышма километрах в 15 км юго-восточнее Тюмени:



Каким образом отснял?


Дело в том, что и возвращался я с Алтая поездом через те же самые Екатеринбуг - Тюмень - Омск - Татарск. Вот кадрами за 25 июля и проиллюстрирую участок от окрестностей Тюмени до окрестностей Карасульской. Дальнейший маршрут от Карасульской до Омска - кадрами и за 8, и за 25 июля вперемешку. Кадры располагаю не хронологически, а сообразно нитке маршрута.

Кстати, этой же железнодорожной веткой я возвращался из Омска в 2013 году. Но то было ночью, и тогда мало что за окнами можно было рассмотреть.

Железнодорожные станции в небольших сибирских городах имеют старинный облик. Они вроде бы и типовые, и в то же время каждая выглядит по-своему. Вот, ж/д вокзал в Ялуторовске:



Река Тобол возле Ялуторовска:



Водокачка в Заводоуковске:



А вот ж/д станция в городе Заводоуковске:



Равнинный ландшафт Тюменской области:



.



Станция Новая Заимка:



Деревня и овражек среди лугов, немного восточнее Вагая:



И снова - очень равнинный ландшафт.

Типовая станция в посёлке Ламенском:



В Голышманово станция более аутентична:



.



Вознесенская церковь в Голышманово:



Западно-Сибирская равнина между станциями Голышманово и Карасульской:



Но это, конечно же, всего лишь один её небольшой пейзаж. Поезду идти и идти по Западно-Сибирской равнине от Екатеринбурга до самого Барнаула.

Вот где-то здесь то я и просыпаюсь утром 8 июля. Далее - кадры за 8 и за 25 июля вперемешку.

Сельскохозяйственных полей вокруг не видно, но очень много лугов, нередко заболоченных. Встречаются чётко выраженные блюдца небольших озёр и болот. Равнина, равнина... Но вдруг - какая-то речка, и, оказывается, что врезана она довольно глубоко.

Ландшафт где-то в окрестностях станции Карасульской:



Деревенька между Карасульской и Ишимом:



Заболоченный ландшафт в 10-15 км к западу от Ишима:



.



Станция Ишим:



Река Ишим - очень длинная (2450 км), но при такой имеет очень скромный объём годового стока (2,4 куб.км/год):



Для сравнения: Дунай (2860 км, 123 куб.км/год), Замбези (2693 км, 106 куб.км/год), Ганг (2510 км, 388 куб.км/год), Быстрая Сосна (296 км, 2,2 куб.км/год).

Кадр выше - за 25 июля. А вот на кадрах за 8 июля сооружения, похожего на мост, ещё не наблюдается. Чем бы оно могло быть?

Между прочим, вверх по Ишиму - всего лишь около 80 км до границы с Казахстаном. Ландшафты там - от казахстанской границы до Камышловского лога - примерно такие же, как на востоке Тюменской области или на западе Омской. Да и населены они там веками преимущественно русскими. Много раз приходил мне в голову вопрос: почему же советские деятели 20-х и 30-х гг. провели границу между Российской Федерацией и Казахстаном столь нелепым образом? Помимо феноменальной глупости, как причины столь нелепого территориального разграничения, быть может, есть всего одно логичное объяснение. Думаю, что после окончания Гражданской войны коммунистическое руководство страны в лице Сталина и Ко административно раздробило сплошную линию станиц Уральского и Сибирского казачьих войск (она тянулась от Каспия до Рудного Алтая - вдоль реки Урал, через Кустанайские степи, вдоль Камышловского лога, среднего течения Иртыша). Казачество ведь не было лояльным по отношению к коммунистам. И оказались казачьи станицы в нижнем течении Урала - в Казахстане, в верхнем течении Урала - в России, в окрестностях Кустаная - в Казахстане, в окрестностях Кургана - в России, вблизи Петропавловска - в Казахстане, в окрестностях Омска - в России, и, наконец, близ Павлодара и выше по Иртышу - в Казахстане. Вкупе та же участь постигла и близлежащие крестьянские сёла и деревни. Как теперь говорят: «тогда же никто не думал, что Советский Союз развалится!» А в результате после развала СССР в границах Казахстана оказалось немало русскоязычного населения - как осевшего в Казахстане в XX веке, так и проживавшего осёдло на протяжении веков.

И вот пространство между северной казахстанской границей и Камышловским логом ( 1, 2, 3, 4) вместе со старинным городом Петропавловском ( 1, 2, 3) - это как есть кусочек лесной русской Сибири в границах современного Казахстана.

От территориального развала СССР в проигрыше оказалось население и России, и Казахстана. Северный Казахстан утратил транзитные транспортные потоки. А Россия потеряла (помимо всего!) аж три из четырёх железнодорожных линий, связующих запад и восток огромной страны. Ж/д ветки, проходящие через Петропавловск, Кокчетав и Целиноград (Нурсултан), теперь оказались за границей. Всякий желающий поездом проехать в регионы, расположенные восточнее Тюмени... А, собственно, кому охота два лишних раза маяться на таможне? Так вот, всякий теперь может проехать в границах страны исключительно по ветке Тюмень - Омск. Севернее - леса и болота, южнее - казахстанская граница. Хорошо хоть, что и в России, и в Казахстане понимают, что лучшим вариантом развития двух стран является интеграция.

Могу предположить, что видимый строящийся мост над Ишимом - это дублёр или ж/д или автодороги. Но, что это такое на самом деле - не могу разобрать.

Пойменный правый берег Ишима:



Длинное пойменное озеро Челгай:



Западно-Сибирская равнина:



.



Выехав из Тюменской области, поезд въезжает в Омскую.

Постройка в Мангуте, очевидно, относящаяся к середине XX века:



Вид в южном направлении :



Станция Мангут:



Северо-восточная часть Мангута:



.



Ландшафт на западе Омской области тоже весьма схож с ландшафтом северного края РК Казахстан. Вот этот пейзаж и озерцом с деревенькой, и рельефом, и расположением очень напоминает мне село Октябрьское (что в 12 км к северу от Булаево), разве что лесов за озером не видно (чуть восточнее Мангута) :



Да и окрестный ландшафт схож - кадр примерно посередине между Мангутом и Называевском:



.



Поезд подходит к станции Называевская, вид в южном направлении:



Где-то там примерно в 80 км отсюда находится село, где родились и мой прадедушка, и мой дедушка (благодаря которому и возникла у меня идея поездки на Алтай).

В 1929 году село ещё было в составе Российской Федерации. А в 1931 году зачем-то оно было передано в Казахстан. Абсолютно непонятно, из каких соображений; ведь казахи там испокон веков никогда не жили (а по переписи 1897 года более чем на полторы тысячи населения в селе оказалось всего то приезжих 6 казахов на подработках). Ну, я о том селе уже рассказывал по ходу казахстанской поездки.

Сам город Называевск интересен мне тем, что до революции вблизи станции Называевской работала учительницей моя пра-пра-бабушка Анна Дмитриевна - в девичестве Крюкова, по первому мужу - Селиванова (а после революции по второму мужу - Почанина).

Северо-западная окраина Называевска:



Более старые домики:



В Называевске нередки крыши со скосами на торцах - как в Кокчетаве, например.

Старые кирпичные домики при ж/д станции, в Называевске таких несколько:



.



.



Грузовой паровоз Л-1080. Один из 4199 паровозов серии «Л», выпущенных в 1945-55 г. Главный конструктор паровоза - Л.С.Лебедянский. :



Станция Называевская:



Водокачка вблизи станции и ещё старые кирпичные домики:



Северо-восточная окраина Называевска:



.



.



.



.



Лесные ландшафты чуть восточнее Называевска:



Сухие берёзовые перелески:



Пейзаж в южном направлении:



Ландшафт между Называевском и Любинской:



Водокачка и старый домик у станции Драгунская:



Ландшафты ближе к Омску становятся более похожими на среднерусские, но только они положе:



.



Лесной ландшафт:



Сухие берёзы:



Почему-то между Тюменью и Омском встречается очень много засохших берёз. Иногда засохшие перелески соседствуют с вовсю зелёными перелесками. Иногда пространство под сухими берёзами сплошь занято порослью. Что это - гербициды, заболевание, вредители, изменение уровня грунтовых вод? Пассажир (на обратном пути) утверждает, что последнее из перечисленного.

Вид в южном направлении (за 8-е июля; где-то вблизи станции Любинской; быть может, чуть западнее её):



Станция Любинская:



И типовая водокачка при станции:



Ландшафт в юго-западном направлении - в сторону Октябрьского (вот это точно чуть восточнее Любинской; а как похож на пейзаж, что отснят вблизи этой же станции 8-го числа!:



И сразу же - заболоченная местность:



.



Лесные, и луговые пейзажи.

Река Иртыш и город Омск:



.



Будка при ж/д, со стилизованной формой крыши:



Портовый город Омск:



Локомотив серии «Эр» при станции Омск (его я уже фотографировал в 2013 г.):



В Омске солнечно и тепло. Около +30.

Типичный деревянный домик где-то в северной части Омска:



Типичные синие ставни на окнах домиков (заметил даже на небольшой кирпичной дачной постройке) - это такая типичная черта, общая для северного Казахстана и для Омска. Которая, быть может, каким-то образом восходит ещё в те дореволюционные времена, когда Омск был административным центром Акмолинской области.

продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.55.Омск (и обл.), 9.локомотив, 8.Чекушкины, 7.72.Тюменская обл., 7.04и22.Алтай, 9.вид из поезда, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up