Уважаемые драмафонцы!
Выходя на финальный круг нынешнего драмафона, самое время поставить финальную точку в предыдущем драмафоне-2010. История такая. Одна из пьес прошлого драмафона ("Пиза крупнопанельная" Марины Куновской), получившая много хороших отзывов во время забега, получила очень уж негативную и краткую
рецензию от эксперта. Формально забег наш закончился, рецензии на все пьесы получены. Но остался неприятный осадок -- у организатора, у автора упомянутой пьесы, у некоторых участников забега. Поэтому автору было предложено получить альтернативную рецензию от одного из
экспертов нынешнего драмафона. Решить нашу задачу помог Дайнис Гринвалд. Он прочитал пьесу и прислал рецензию. Которую ниже и публикую. Эта рецензия пойдет (в месте с рецензиями на другие отмеченные тексты нынешнего забега) в рассылку по театрам.
22. Марина Куновская (
sestry_fromm), "Пиза крупнопанельная", трагикомедия -
1,
2,
3,
4,
5,
Итог Рецензия на коммунальную драму Марины Куновской «Пиза крупнопанельная»
Эта пьеса - попытка символического изображения ситуации достаточно характерной на просторах России, когда люди, пребывая в незавидной, ущербной ситуации, тем не менее, готовы годами и десятилетиями ждать внешнего решения своих проблем, вместо того, чтобы самим пытаться устроить свою жизнь.
Пьеса построена по условиям чисто концептуальной драмы, хотя ситуация самая бытовая - около тридцати лет назад построен и заселен ущербный многоквартирный панельный дом, который, на подобие пизанской башни, медленно наклоняется, может рухнуть, но никто не может предугадать, когда это произойдёт. Парадокс в том - что вместо того, чтобы или добиться ремонта дома, или искать другого решения своей жилищной проблемы, жильцы дружно (несмотря на щели в стенах и риски для жизни) настойчиво хотят домучиться до мгновения, когда дом действительно обвалится. Как пострадавшим им тогда представится шанс получить лучшую бесплатную жилплощадь, чем они могли бы заиметь при любом другом сценарии.
Интрига пьесы строится на том, что новый жилец (случайно оказавшийся в этом доме - получил квартиру по наследству), бывший кегебист Богдан (ещё один символический, к сожалению, мало разработанный пласт) пытается как-то активно решать проблемы дома тут и сейчас, а все жильцы дружно ему противостоят. В финале дом действительно рушится.
Пьеса может быть интересна режиссёру, который хочет затеять дискуссию на реальную, чётко обозначенную пьесой трагикомическую, одну из тяжелейших российских проблем. Трудность для режиссёра может быть в том, что больше имея опыт прозаика, чем драматурга, автор заставляет своих героев непрерывно, независимо от ситуации, по любому поводу проговаривать все свои внутренние и нормальным человеком скрываемые от других и даже от себя глубинные аргументы. Выходит, что вместо того, чтобы создавать магию пьесы из трудно прогнозируемых зрителем решений героев, тайна которых открывается только постепенно, автор всё зрителю и актёрам навязывает в разжёванном виде и актёрам вместо роли в развитии (что всегда интересно), приходится внешне юродствовать, чтобы как-то удержать внимание. Концептуальная пьеса тем и обычно проигрывает психологической, что персонажи по ходу развития действия внутренне не меняются и вся тайна и магия действия должна удерживаться одной интригой и ожиданием финала, который в данном случае (обвал дома) тоже предсказуем. Важно КАК это произойдёт. Катарсис должен произойти от того, что герои наконец увидели реальный итог своего долгого мучительного бытия отчего прозревают/не прозревают - в последнем случае вместо них прозревает зритель. Даёт ли пьеса возможность прозрения? Отчасти. Очень много зависит от её будущего режиссёра, как в плане психологических оправданий героев, так и в умении будущего режиссёра сокращениями лишнего текста заинтриговать зрителя нагнетанием тайны. И нужно найти более пронзительный финал.
Дайнис Гринвалд
Все пьесы "Осеннего драмафона-2010" (ссылки на отрывки и рецензии)