По
мнению Франсиско Варелы, «все рефлексивные традиции в человеческой истории - философия, наука, психоанализ, религия, медитация - подвергают сомнению наше наивное представление о «я» как о субъекте». Подтверждение он находит у Дэвида Юма, объявившего «я» несуществующим.
(
Неужели вон тот - это я? )
Comments 85
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Психология, Философия.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
Reply
Reply
На сколько я понимаю, Юм боролся с идеей "я" как именно с продолжением идеи души, что в человеке есть нечто постоянное. Согласитесь, что по факту мое или Ваше "я" являются не более чем каким-то хитросплетением синапсов, которое постоянно меняется :)) Какие-то откусываются микроглией, какие-то вырастают по новой, в каких-то меняется количество рецепторов..... Юм просто не очень хорошо относился к религиозным идеям...... Вот Вам воспоминания Адама Смита о его разговоре с умирающим Юмом:
[W]hen [Hume] was reading a few days before, Lucian’s Dialogues of the Dead, among all the excuses which are alleged to Charon for not entering readily into his boat, he could not find one that fitted him; he had no house to finish, he had no daughter to provide for, he had no enemies upon whom he wished to revenge himself. “I could not well imagine,” said he, “what excuse I could make to Charon in order to obtain a little delay. I have done every thing of consequence which I ever meant to do, and I could at no time expect to leave my relations and ( ... )
Reply
Reply
( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
А возможно-ли сознание без "я", и не одно-ли это и то же?
Reply
Reply
Reply
Reply
Это вовсе не обязательно. Каждому в опыте дано только я, наполненное при этом разным набором переживаний и ощущений, которые мы принимаем за личность. Личность, конечно, штука шаткая, а вот я как возможность-что-то-воспринять, принцип субъектности может быть и один на всех. И нет препятствий даже посчитать это самой фундаментальной штукой во вселенной, поскольку всё остальное, очевидно, познаётся через неё. Нет субъекта - нет и объектов, некому и не о чем говорить. "Объективность" - идея, живущая внутри субъектов, сама по себе в природе не обнаруживается.
Reply
Reply
А "Я" отвергают все кому не лень, поскольку "Я" в науке не место. На что уж философия Маха крутится вокруг человека, а тем не менее и он отвергает "Я". Зато его книга полна "Мы". Примерно также и у других: "Я" отвергается, "мы" остается, как минимум в тексте.
Reply
Я бы сказал, не отвергают, а задвигают ) Отводят место некоего эпифеномена ) Собственно, о том и Юм.
Reply
'Проблемы или решаются, или распознаются как несуществующие.'
'Во всех моих критико-познавательных исследованиях по физике, как и изложенных в настоящей книге исследованиях по физиологии органов чувств, руководящей идеей является одна и та же мысль, именно та, что все метафизическое, как нечто праздное и нарушающее экономию науки, должно быть из нее изгнано.'
Reply
Ну после Канта эти заявления уже устарели )
Reply
Leave a comment