Командиры Красной армии - 15

Sep 10, 2008 19:42

СОДЕРЖАНИЕ
Начало
Предыдущая страница

Вторая ступень системы военного образования была представлена различными курсами усовершенствования, в первую очередь курсами усовершенствования командного состава (КУКС) и курсами усовершенствования высшего командного и начальствующего состава (КУВНАС). Первые предназначались для совершенствования и развития знаний и навыков у среднего и старшего комсостава различных родов войск (в сроки от 2,5 до 9-ти месяцев) для дальнейшего продвижения его по службе. Как мы уже видели, изначально эти курсы ориентировались на переподготовку комсостава гражданской войны, выравнивание общего уровня его знаний, на то, чтобы дать ему теоретическую подготовку.

Как уже упоминалось, предшественниками специализированных курсов усовершенствования командного состава были появившиеся еще в годы гражданской войны различные высшие школы - Высшая стрелково-тактическая школа командного состава{1}, Высшая кавалерийская школа, Высшая артиллерийская школа{2}, Высшая школа штабной службы{3}, Высшая школа военной маскировки{4}, Высшая военно-химическая школа{5}, Высшая военно-педагогическая школа{6} и так далее. С постепенным завершением переподготовки старшего командного состава данные школы стали преобразовываться в курсы усовершенствования командного состава. Так, Высшая кавалерийская школа в Ленинграде (кстати, давшая Красной армии таких военачальников, как Г.К Жуков (1923), А.И. Еременко (1923), К.К.Рокоссовский, И.Х. Баграмян (1923-25), Д.Г. Павлов (1922), Я.Т. Черевиченко (1924)) была переформирована в Кавалерийские курсы усовершенствования командного состава (ККУКС), а время обучения было сокращено с двух лет до года. В 1924 году в химические курсы усовершенствования командного состава РККА (ХимКУКС РККА) была преобразована Высшая военно-химическая школа, срок обучения на основном курсе также был также сокращен до 1 года. Одной из последних школ в курсы усовершенствования командного состава была реорганизована Броневая школа{7}.

Одним из наиболее известных учебных заведений второй ступени, использовавшихся для переподготовки общевойсковых командиров (наряду с КУКС), были стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава РККА "Выстрел" (они же Высшие стрелково-тактические курсы, Высшая стрелково-тактическая школа командного состава РККА, Высшая стрелковая школа командного состава РККА, Высший стрелково-тактический институт «Выстрел»). Школа возникла на базе Офицерской стрелковой школы, которая вела свое существование от Учебного пехотного батальона, размещавшегося до революции в Ораниенбауме. Школа «Выстрел» была сформирована в ноябре 1918 года. Ее возглавил один из старейших специалистов стрелкового дела, бывший генерал царской армии Н.М. Филатов. В 1924 году школа получила название «Стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава РККА «Выстрел» имени Коммунистического Интернационала». С 1919 года и до 1926 года через курсы прошло 4 тыс. командиров, в том числе 505 командиров полков{8}. По воспоминаниям Василевского, подготовку на отделении полковых командиров (в 1926 году срок обучения 1 год) составляли четыре учебных комплекса: тактика, стрелковое дело, методика и обществоведение. Он же вспоминал, что занятиями по тактике руководил Г. Д. Хаханьян, а уроки вели В.И. Волков, Н.С. Новиков и Б.И. Рышковский{9}. Слушатели изучали современный по тому времени бой во всех его разновидностях. В рамках общей тактики проходили специальные дисциплины - артиллерию, военно-инженерное и военно-химическое дело, связь, топографию и устройство тыла.

Поскольку в связи с тем, что основная масса бывших командиров гражданской войны, проходившая через эти курсы, обладала слабой общеобразовательной подготовкой, последние страдали многопредметностью{10}. После того, как основная масса командиров гражданской войны, не обладающих минимумом военных знаний, либо прошла через переподготовку, либо была уволена из РККА, курсы усовершенствования были реформированы. Многопредметность была ликвидирована, срок обучения на них был ограничен максимумом в 9 месяцев, прием на курсы был ограничен только командирами с военной подготовкой не ниже военной школы, основной целью курсов стало «усовершенствование тактических и специальных знаний и навыков командиров рот и им соответствующих и комбатов для занятия ими следующих должностей»{11} (предполагалось, что комсостав на своем служебном пути дважды будет проходить через курсы усовершенствования - перед занятием должностей командира батальона и командира полка). К 1928 году через курсы усовершенствования прошли 7,3% комсостава РККА, при этом основная масса пришлась именно на старший комсостав, среди которого доля отучившихся на курсах усовершенствования командного состава составляла 18,4% (среди высшего комсостава 2,8%, а среднего - 4,8%).

С конца двадцатых годов намечается тенденция к узкой специализации курсов - например, 15 ноября 1929 года создаются специальные курсы усовершенствования командного состава РККА для подготовки командных кадров шифровальной службы. В целом с начала 30-х годов намечается все большее использование курсов усовершенствования для подготовки технических специалистов: так, в 1930-1932 гг. действовало 18 десятимесячных курсов усовершенствования командного состава, при этом 73 процента слушателей этих курсов проходили переподготовку с общевойсковых и кавалерийских командиров на командиров технических войск{12}.

Следующей ступенью системы военного образования было высшее военное - академическое - образование, получаемое как в военных академиях, так и на курсах усовершенствования высшего командного состава. Какурин в написанной к 1930 году «Истории гражданской войны» отмечал, что существенной проблемой РККА в тот период было отсутствие учебного центра, нацеленного на краткосрочную переподготовку высшего комсостава{13}. Создание подобного центра позволило бы существенно выровнять уровень знаний и профессиональной подготовки последнего и избежать многих неудач гражданской войны (либо минимизировать их последствия), связанных с недостатками в области управления. По всей видимости, данная проблема осознавалась и сразу по окончании гражданской войны, в результате чего в 1921 году были созданы Высшие академические курсы, нацеленные на переподготовку высшего комсостава. («Военно-академические курсы высшего комсостава РККА были учреждены … с целью усовершенствования и пополнения военных знаний высшего командного и политического состава РККА, выдвинутого в процессе Гражданской войны из лиц, не получивших систематической военной подготовки»). Через существовавшие до осени 1924 г. Высшие академические курсы была пропущена большая часть высшего командного состава Красной Армии (реально процесс переподготовки закончился только в 1926-27 учебном году). Впрочем, считать что ВАК занимались только военным ликбезом унтер-офицеров царской армии, занявших высшие командные должности в царской армии, было бы неверно. На курсах был очень квалифицированный преподавательский состав и реально через Высшие академические курсы проходили командиры с самым разным уровнем подготовки, начиная от кадровых офицеров - как, например, полковники старой армии А.Н. Бахтин и М.А. Рейтер, гвардии капитан Б.К. Колчигин, капитаны Н.В. Куйбышев и А.Я. Яновский, штабс-ротмистр Мелькумов Я.А.{14}, - и офицеров военного времени - например, капитан Качалов В.Я., штабс-капитаны Казанский Е.С., Левичев В.Н., Лепин Э.Д., Медведев М.Е., Пашковский К.К., Ринк И.А., Седякин А.И., поручики Баронов К.Ф., Герасимов М.Н., Смирнов А.К.. Снегов М.Г., Стороженко А.А., Шмидт Д.А., Цветаев В.Д., подъесаул Каширин Н.Д., подпоручики Даненберг Е.Е. и Филатов П.М., прапорщики Грязнов И.К., Ефремов М.Г., Калинин С.А., Кассин Г.И., Кулик Г.И., Княгицкий П.Е., Путна В.К., Рыжов А.И., Собенников П.П., Судаков Ф.П., Хаханьян Г.Д. и другие{15}. Впрочем, унтер-офицеры и рядовые старой армии, а также вовсе не служившие, такие как репрессированные впоследствии высшие военачальники РККА командарм 1-го ранга Белов И.П., Вострецов С.С., комкоры Примаков В.М., Ткачев И.Ф., комдивы Борисенко А.Н. и Квятек К.Ф., дивизионный комиссар Егоров Д.Я., будущие генералы Советской армии Глухов М.И., Кулешов А.Д., Смирнов И.К., бывшие конармейцы Тимошенко С.М., Городовиков О.И., Апанасенко И.Р.{16} - составляли значительную часть контингента этих курсов. Интересно, что из 22 будущих командармов и комкоров Великой Отечественной, прошедших через ВАК, 15 человек стали командармами и 8 - комкорами, что в какой-то степени косвенно свидетельствует, что через эти курсы пропускались наиболее перспективные командиры.

Между тем, в самом факте существование ВАК, как института переподготовки высшего комсостава, параллельного с Военной Академией, имело свои отрицательные стороны. Вот что писалось например в Докладе бюро ячеек военной академии от 18 февраля 1924 г.: «Если бы ВАК существовал как институт, имеющий своей задачей обновление военных знаний комсостава, ранее прошедшего теоретическую школу (академию), то этим самым и обуславливались бы его связь и отношения с Военной академией, а равно и контингент его слушателей. При настоящем положении вещей мы имеем две параллельно существующие высшие военные школы, разница между которыми состоит в том, что в одну принимают только комбригов, комдивов и выше без приемных испытаний, обучают 9 месяцев и отправляют на ту же работу, какую они вели до поступления на ВАК; в другую же школу принимают и комдивов, и комрот, но с обязательными приемными испытаниями, с 3-летним курсом обучения и с прохождением службы, по окончании учебы, с низших должностей. Существует много объективных причин, которые привели к этому положению, но когда в виде его следствия рождается всем известная рознь в среде нашего высшего комсостава, то ее следует понимать как опаснейшее явление для нашей армии»{17}. Ситуация осложнялась формальным подходом к распределению выпускников Военной Академии. Как отмечалось в другом документе того же времени - письме военных работников Ленинградского военного округа - академия «в годы гражданской войны и в послевоенный период в большинстве за счет товарищей с высших командных и штабных должностей, имеющих большой стаж работы и богатый боевой опыт гражданской войны», зачастую «лично выразивших желание попасть в Академию для пополнения своих теоретических знаний». При этом в соответствии с общим порядком прохождения службы этих лиц, часто до поступления в Академию командовавших соединениями дивизионного уровня, после стажировки требовалось аттестовать на должности «не выше комбатов, помкомполков и начальника Оперативно-Строевой части Штадива». Это как значительно ухудшало положение квалифицированного комсостава, вызывало разочарования в служебных перспективах и демобилизационные настроения{18}. Особенно сильны были эти чувства при сравнении академиками своего положения с положением выпускников ВАК.

В связи со всем этим, а также возможно в связи с тем, что процесс переподготовки высшего комсостава в основной своей массе к этому времени был закончен, Высшие Академические Курсы были реорганизованы: в целях содействия дальнейшему росту военной и политической подготовки высшего командного состава приказом Реввоенсовета СССР № 1070 от 12 августа 1924 г. вместо Высших академических курсов при Военной академии были созданы Высшие курсы усовершенствования (КУВК), которые были рассчитаны на командный состав, уже окончивший ВАК, Военную академию или ускоренный курс старой Академии генерального штаба. Таким образом, на их базе был создан - как и предлагалось в упомянутом выше докладе - «институт, имеющий своей задачей обновление военных знаний комсостава, ранее прошедшего теоретическую школу». После того как в 1926/27 учебном году основное отделение курсов закончило доподготовку высшего комсостава РККА, основной целью курсов стало регулярное «освежение» знаний высшего комсостава, ознакомление его с последними достижениями в военном деле, приобщение «к работе советской военной мысли, пополнение и совершенствование его познаний и т.д.». С начала 1925/26 учебного года в целях единой подготовки командного и политического состава Высшие курсы усовершенствования командного состава были объединены с военно-политическими академическими курсами в Курсы усовершенствования высшего начсостава РККА при Военной академии с отделениями военным и политическим{19}.

В докладе М.Н. Тухачевского о мерах по реорганизации Курсов усовершенствования высшего командного от 28 февраля 1927 г. планировалось, что курсы усовершенствования высшего начсостава РККА должны состоять из 2-х отделений - общевойскового (полк, дивизия, корпус) и армейского. На оба отделения должны были направляться как строевые, так и штабные командиры, а также начальники артиллерии и инженеры (дивизии и корпуса). На армейское отделение на основании персонального отбора отправлялись высшие командиры, могущие в перспективе занять оперативные должности армейского масштаба, при этом наряду со строевыми и штабными командирами, на это отделение отправлялись также соответствующие им по масштабу начальники специальных родов войск и служб. При этом планировалось, что у курсов будет своя, особая специализация - общевойсковая подготовка. Это мотивировалось тем, что в то время как вопросы оперативно-стратегической подготовки высшего комсостава в достаточной степени решались в военной академии, а также на КУВК, подготовка общевойсковых командиров-практиков отличалась крайней несистематичностью. Следствием этого было то, что «ни общевойсковые командиры, ни начальники штабов и весь состав штабов к руководству боем и взаимодействию различных родов войск в бою оказались неподготовленными». Обучение на курсах должно было быть максимально ориентированным на практические занятия, связанные с работой на карте и местности{20}.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

{1} Будущие курсы «Выстрел»
{2} В высшей артиллерийской школе учились поручики старой армии будущий генерал-лейтенант и командарм Великой отечественной В.П.Свиридов и заместитель наркома оборонной промышленности комкор Бондарь Г.И.
{3} Школа штабной службы была создана приказом РВСР N 260 от 11 февраля 1919 г. в Москве для подготовки младших чинов Генерального штаба Приказом РВСР N 1168 от 26 июня 1920 г. переименована в Высшую советскую школу штабной службы командного состава РККА. По приказу РВСР N 2071 от 20 сентября 1921 г. на базе школы был создан подготовительный курс для Военной академии. Приказом РВСР N 2242 от 11 октября 1921 г., в развитие приказа РВСР N 2071 от 20 сентября 1921 г., школу штабной службы было решено изъять из ведения ГУВУЗа и подчинить начальнику Военной академии. «Центральный Государственный Архив Советской Армии» (с июня 1992 г. Российский государственный военный архив). Путеводитель. В двух томах, том II , 1993. В 1921 году данную школу закончили будущие комкоры Великой Отечественной генерал-майоры Зуев Ф.А., Панюхов В.В., Трушкин Н.А., в 1919 году - будущий маршал и Герой Советского Союза Толбухин Ф.И., штабс-капитан старой армии.
{4} Высшая школа военной маскировки, была основана в 1918 году под Москвой, в Кунцево, бывшими офицерами братьями Сучковыми. Ее деятельность в научном отношении была связана с исследованием опыта Первой мировой войны в области применения маскировки и организации маскировочных работ. Этот опыт был обобщен в ряде наставлений по военной маскировке, вышедших в 1918 году. Разработки в этой области, проводившиеся, в частности, в Высшей школе, дали возможность в 1924 году выпустить специальное наставление. Основные требования его были проверены на учении «Маскировочный маневр».
{5} Созданные в 1918 году Московские советские курсы военной газотехники, проведя восемь выпусков, приказом Реввоенсовета республики от 9 января 1920 года были преобразованы в Высшую военно-химическую школу РККА. В состав школы входил основной и специальный классы. Основной класс, готовящий заведующих противогазовой обороной (ПГО) частей различных родов войск, имел два курса-подготовительный и специальный с годичным сроком обучения на каждом. Подготовительный курс давал общеобразовательную и общую военную подготовку лицам, у которых она была недостаточной. На специальном курсе изучались военно-химическое дело и методика противогазовой подготовки. Специальный класс, носивший название класса «ученых войсковых химиков», готовил специалистов для занятия старших командных должностей в штабах, управлениях, частях противогазовой обороны, а также старших технических руководителей. Он комплектовался лицами, имевшими специальную военно-химическую подготовку в объеме основного класса. Продолжительность обучения в специальном классе была два года. За это время слушатели получали теоретическую подготовку и практические навыки работы в лаборатории, учебных мастерских и в полевых условиях... В 1924 году Высшая военно-химическая школа приказом Реввоенсовета была преобразована в Химические курсы усовершенствования командного состава РККА (ХимКУКС РККА). Курсы проводили большую работу по дальнейшему совершенствованию специальной подготовки бывших выпускников газотехнических курсов и Высшей военно-химической школы, по переподготовке специалистов-химиков, прибывающих из войск, а в последующие годы и призываемых из запаса. ХимКУКС имели два курса-основной с годичным сроком обучения и курс войсковых химиков со сроком обучения (до 1927 года) - два года. На курсе войсковых химиков готовили специалистов для назначения на старшие командные должности в частях противогазовой обороны, в штабах и управлениях и на должности технических руководителей. Основной курс комплектовался в большинстве командирами различных родов войск, не имевшими предварительной химической подготовки. (Взято с сайта ….)
{6} Выпускниками школы стали штабс-капитаны царской армии будущие генерал-лейтенанты Гаген Н.А. (в 1929 году) и Хадеев А.А. (1922) и генерал-майор Вещезерский Г.А. (1922), поручики Грибов И.В. (будущий генерал-лейтенант, 1929), и Яманов А.А. (генерал-майор, 1924), прапорщик Глинка К.А. (полковник, 1922), старшие унтер-офицеры Городинский Ю.Л. (генерал-майор, 1922) и Терешков А.Д. (ГСС, генерал-лейтенант, 1928) и фельдфебель Котельников В.П (генерал-майор, 1923), унтер-офицер Рубцов Ф.Д. (генерал-майор, 1923), не служившие в старой армии Голубев-Крицер Я.Г. (1929), Чуваков Н.Е. (ГСС, генерал-лейтенант, отделение по подготовке преподавателей тактики при школе, 1923) и Швецов В.И. (1923)
{7} В начале 1918г. при Центральном броневом управлении в Москве создается Броневая школа, готовившая в основном личный состав для бронепоездных частей. После ряда реорганизаций 31.03.23 г. Военная броневая автомобильная школа переходит на переподготовку командного состава исключительно броневых частей, в связи с чем расформировывается одна из ее составных частей - техническая рота. Школа получает название Военная броневая командная школа. 16.09.24 г. Военная броневая командная школа и Высшая военная автомобильная и броневая школа сливаются в одну под общим наименованием Военная авто-броневая школа с курсами усовершенствования командного состава РККА. В состав школы вливается часть личного состава расформированной летом 1925 г. Военной автотракторной школы. 1.09.25 г. школа сливается с Артиллерийской тракторной школой и образует Военную школу механической тяги с курсами усовершенствования командного состава РККА. В 1926 г. постепенно производится реорганизация школы в курсы, разделяющиеся на курсы спецподготовки комсостава и курсы усовершенствования командиров автомобильных частей. 1.10.27 г. приказом РВС СССР № 444 Военная школа механической тяги реорганизовывается в Военные курсы механической тяги РККА, а 1.10.28 г. приказом РВС СССР № 192 курсы реорганизуются в Броневые командные курсы РККА. 1.10.30 г. приказом РВС СССР № 726/218 курсы реорганизуются в Бронетанковые курсы усовершенствования и переподготовки командного состава РККА имени тов.Бубнова с непосредственным подчинением УММ РККА. (Взято с сайта «Мехкорпуса РККА)
{8} Из 670 командиров общевойсковых армий и стрелковых корпусов Великой Отечественной через данные курсы прошло 220 человек (или одна треть), в том числе 150 человек - в двадцатые годы.
{9} последние трое - офицеры генштаба старой армии.
{10} «Учебные планы КУКС страдали многопредметностью (по причине слабой и общеобразовательной подготовки слушателей). В настоящее время многопредметностью сокращена, главным образом, на КУКС основных родов войск элементы различных предметов концентрируются около небольших вопросов - тем, стержнем которых является специальность данного курса». . Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 303-304, там же указывается распределение слушателей КУКС по общеобразовательной подготовке - с высшим образованием - 1,7%, со средним - 22% и с низшим - 76,3%.
{11} Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 302, 309
{12} История второй мировой войны 1939 -1945 в двенадцати томах, Воениздат, 1973-74 г., со ссылкой на Архив МО, ф. 32, оп. 15801, д. 130, л. 15.
Кстати, если еще раз обратиться к справочникам «Комкоры» и «Командармы», то видно, что почти все офицеры, закончившие различные бронетанковые КУКС, закончили их как раз в это время - Ленинградские КУКС закончили 15 человек, в том числе один в 1931 году закончил Размадзе И.О., и 14 в 1932 году - Гнедин П.В., Ермаков А.Н., Есипенко Х.Ф., Козак С.А., Коротков Ф.Ф., Кошевой П.К., Кравцов И.К., Крузе А.Я., Куркин А.В., Минеев В.И., Новиков В.В., Петров М.П., Сухарев Н.М., Терехин М.Ф., один человек - Шуба В.И. - закончил Орловские бронетанковые КУКС - в 1932 году, двое - Московские курсы мотомехвойск - Петров П.Г. в 1932 г. и Перков С.П. в 1933 году.
{13} Какурин «История гражданской войны» - глава про Врангеля, найти
{14} Бахтин А.Н. (1985-1963), полковник старой армии, будущий генерал-лейтенант советской армии, в Великую Отечественную войну заместитель командующего армии, командир корпуса, окончил ВАК в 1924 году, Рейтер М.А. (1886-1950), генерал-полковник советской армии, в Великую Отечественную командарм, командующий Брянским и Резервным фронтами, окончил ВАК в 1923 году, Б.К. Колчигин (1894-1976), гвардии капитан старой армии, будущий генерал-лейтенант советской армии, окончил ВАК в 1924 году, Куйбышев Н.В. (13.12.1893-1.8.1938), брат В.В. Куйбышева, кадровый капитан старой армии, окончил ВАК в 1922 году, Яновский А.Я. (1890-1982), капитан старой армии, окончил ускоренный курс Академии Генштаба царской армии в 1917 году, будущий генерал-майор советской армии, в Великую Отечественную войну успешно командовавший стрелковым корпусом и дважды раненый, окончил ВАК в 1924 году, Мелькумов Я.А. (1885-1962), штабс-ротмистр, комдив, в тридцатые годы помощник командующего САВО, репрессирован, окочил ВАК в 1924 году.
{15} Качалов В.Я. (1890-1941), школа прапорщиков, капитан старой армии, генерал-лейтенант советской, окончил ВАК в 1923 году, Казанский Е.С. (21.1.1896-26.9.1937), Павловское военное училище, штабс-капитан, окончил ВАК в 1925 г., Левичев В.Н. (22.12.1891-26.11.1937), школа прапорщиков, штабс-капитан, комкор, окончил ВАК в 1923 г., Лепин Э.Д. (1889-1938), штабс-капитан, комкор, окончил ВАК в 1922 году, Медведев М.Е. (13.10.1898-1937), Владимирское военное училище, штабс-капитан, окончил ВАК в 1922 году, Пашковский К.К. (1894-1938), ускоренный курс военного училища, штабс-капитан, комдив, окончил ВАК в 1924 (?) году, Ринк И.А. (1886-1938), Виленское военное училище, штабс-капитан, комдив, окончил ВАК в 1923 году, Седякин А.И. (1893-1938), штабс-капитан, командарм 2-го ранга, окончил ВАК, Баронов К.Ф. (1890-1943), Виленское военное училище, поручик, генерал-майор , окончил ВАК в 1924 году, Герасимов М.Н. (1894-1962), 3-я Московская школа прапорщиков, поручик, генерал-лейтенант , окончил ВАК в 1922 году, Смирнов А.К. (1895-1941), Владимирское военное училище, поручик, генерал-лейтенант , окончил ВАК в 1922 году, Снегов М.Г. (1896-1960), Алексеевское военное училище, поручик, генерал-майор , окончил ВАК в 1922 году, Стороженко А.А. (1895-1938), поручик, комкор, окончил ВАК, Шмидт Д.А. (1896-1937), поручик, комдив, окончил ВАК, Цветаев В.Д. (1893-1950), Тифлисское военное училище, поручик, генерал-полковник , Герой Советского Союза, окончил ВАК в 1922 году, Каширин Н.Д. (1888-1938), подъесаул, командарм 2-го ранга, окончил ВАК, Даненберг Е.Е. (1891-1938), подпоручик, комдив, окончил ВАК, Филатов П.М. (1893-1941), Душетская школа прапорщиков, подпоручик, генерал-лейтенант, окончил ВАК в 1922 году, Грязнов И.К. (1897-1938), прапорщик, комкор, на конец гражданской войны командир 7-го стрелкового корпуса, окончил ВАК и КУВНАС, Ефремов М.Г. (1897-1942), Телавская школа прапорщиков, прапорщик, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации, , окончил ВАК в 1922 году, Калинин С.А. (1890-1975), Псковская школа прапорщиков, прапорщик, генерал-лейтенант, окончил ВАК в 1922 году, Кассин Г.И. (1892-1939), прапорщик, комдив, окончил ВАК в 1924 году, Кулик Г.И. (1890-1950), школа прапорщиков, прапорщик, маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, , окончил ВАК в 1924 году, Княгицкий П.Е. (1884-1937), прапорщик, комдив, окончил ВАК в 1922 году, Путна В.К. (1893-1937), прапорщик, комкор, окончил ВАК, Рыжов А.И. (1895-1950), школа прапорщиков, прапорщик, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза, , окончил ВАК в 1924 году, Собенников П.П. (1894-1960), Николаевское кавалерийскре училище, прапорщик, генерал-лейтенант, , окончил ВАК в 1923 году, Судаков Ф.П. (1897-1941), Павловское военное училище, прапорщик, генерал-майор РККА, учился на ВАК в 1922 г., Хаханьян Д.Г. (1895-1939), прапорщик, комкор, окончил ВАК.
{16} Глухов ефрейтор старой армии, окончил ВАК в 1924 году, Кулешов и Смирнов - старшие унтер-офицеры, окончили ВАК в 1923 году. Глухов и Смирнов, как и Тимошенко, Апанасенко, Городовиков - также учились и на КУВНАС (в 1927-1930 годах соответственно).
{17} Вестник Архива Президентской Федерации
{18} Там же. В том же письме отмечалось, что «установленный порядок службы генштабистов будет являться нормальным для последующих выпусков Академии (комплектуемых ныне молодыми комротами и комбатами). В отношении же к прежним выпускам этот порядок негоден и для Красной Армии вреден. Поэтому необходимо вопрос стажировки пересмотреть и открыть дорогу достойным и знающим работникам к занятию ответственных должностей».
{19} «На основании приказа РВСР N 1697 от 8 августа 1921 г. при Военной академии РККА были открыты Военно-академические курсы высшего командно-начальствующего состава. Приказом РВС СССР N 709 от 6 июня 1924 г. они были расформированы. В этом же приказе говорилось о необходимости выработки нового положения и штата академических курсов для высшего командного состава. Приказом РВС СССР N 1070 от 12 августа 1924 г. было объявлено о сформировании Курсов усовершенствования высшего командного состава (КУВК) при Военной академии РККА. Приказом РВС СССР N 490 от 11 мая 1925 г. они были слиты с Военно-политическими академическими курсами (ВПАК) - в Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава РККА при Военной академии РККА в составе военного и политического отделений. Приказом РВС СССР N 167 от 27 марта 1926 г. из их состава было выделено политическое отделение и курсы получили наименование Курсов усовершенствования высшего командного состава РККА. По приказу РВС СССР N 285 от 1 сентября 1928 г. они вновь объединялись в Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС). В 1930 г. при курсах были дополнительно сформированы экономическое и военно-мобилизационное отделения (приказы РВС СССР N 043 от 25 июля и N 064 от 28 августа 1930 г.). Расформированы в 1936 г. в связи с созданием Академии Генерального штаба РККА». «Центральный Государственный Архив Советской Армии» (с июня 1992 г. Российский государственный военный архив). Путеводитель. В двух томах, том II , 1993
См. также Берхин, 287-288, и Доклад начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского К.Е. Ворошилову о мерах по реорганизации Курсов усовершенствования высшего командного состава с целью повышения общевойсковой подготовки командных кадров от 28 февраля 1927г, Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 46-49
{20} Доклад начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского К.Е. Ворошилову о мерах по реорганизации Курсов усовершенствования высшего командного состава с целью повышения общевойсковой подготовки командных кадров от 28 февраля 1927г, Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 46-49. Там же - приложение к докладу:
Основные соображения по организации занятий на КУВКе
1. Общевойсковое отделение КУВКа имеет целью: а) дать слушателям практику в управлении боем соединенными родами войск (полк, дивизия, корпус); б) развить навыки в полевой работе штабов; в) выработать навыки методического руководства подготовкой войск (методика занятий в частях); г) ознакомить слушателей с последними достижениями в военном деле (в области тактики и техники); д) инструктировать в духе намеченной учебной общевойсковой программы на предстоящий летний период. 2. Формы занятий на общевойсковом отделении - работа на карте и местности (решение задач, выходы в поле, военная игра). 3. Армейское отделение КУВКа имеет целью: а) дать слушателям практику в управлении армией (армейской операцией); б) освежить познания слушателей в области стратегии и оперативного искусства; в) ознакомить слушателей с новыми тенденциями в указанной области и новыми достижениями военной техники; г) развить навыки в полевой работе штабов. 4. Формы занятий на армейском отделении - работа на карте (решение задач, военная игра) и местности (выходы в поле, полевые поездки). 5. При определении программы для каждого набора КУВКа принимаются во внимание основные вопросы, подлежащие проработке комсоставом РККА на данный учебный год. 6. Вся работа на обоих отделениях КУВКа должна быть построена в своей основе на практических занятиях и семинариях. Лекции могут быть допущены лишь в строго необходимом количестве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РККА, Командиры КА, комсостав

Previous post Next post
Up