Совместная статья
evgmaz и
petunder Мы столкнулись с тем, что поднятая нами тема заинтересовала многих читателей. Это очень хорошо. Наш труд потихоньку превращается в коллективный, хотя до этого еще далеко.
В комментариях к предыдущим частям (
Часть 4.ПАРТИИ и
Часть 5.ВЫБОРЫ) было высказано достаточно иронии, что авторы предлагают утопические или нежизненные идеи.
Извините, но предполагал ли кто-нибудь несколько лет назад, что ИНТЕРНЕТ создаст настоящих политиков и станет способным вывести на улицу сотни тысяч людей?!
Предполагал ли кто-нибудь, что беспорядки в Англии будут катализированы всего лишь твиттером? Предполагал ли кто-нибудь, что волна революций на Ближнем Востоке будет лишь следствием проникновения социальных сетей, таких как Facebook?
Неужели существующие мировые и российские процессы остановятся на достигнутом уровне и Интернет станет всего лишь разрушительной силой при свержении режимов?
Очевидно, что НЕТ! Очевидно, что уже пора рисовать картину ближайшего будущего!
Если вам сложно абстрагироваться от Путина и ПЖиВ, то возьмите для рассмотрения любую другую страну, какая вам больше по душе!
С учетом полученных ранее комментариев,
ТРЕБОВАНИЯ ПО ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ПАРЛАМЕНТА выглядят следующим образом:
А. Компетентность
1). Избрание депутатов в разрезе профильных парламентских комитетов (
об очередном дележе портфелей за спинами избирателей можно прочесть на rbc)
Б. Публичность и прозрачность
2). Публичность результатов парламентских голосований
3). Публичность депутатских расходов
4). Публичность самих выборов (хорошо аргументировал
baraboon)
5). Публичное обсуждение принимаемых законов в широких слоях Общества (
victorshevchik приводит пример обсуждения закона об образовании)
В. Обновляемость
6). Возможность обновления депутатского корпуса с разумным уровнем текучести (10-20% в год). Этому механизму будет посвящена следующая статья.
7). Гибкая возможность переизбрания депутатов
8). Гибкая возможность лишения депутатской неприкосновенности (в том числе за прогулы, как предлагает
victorshevchik)
9). Избираемость по одномандатной системе (активно поддержал
717s; против выборов по партийным спискам также активно выступили
pier_nasos и
baraboon, раскрывая недостатки «технологии паровоза»)
10). Возможность обновления профильных комитетов в период обсуждения в Обществе наиболее актуальных проблем и задач (подробно обсуждалось в предыдущей статье)
11). Исключение практики отказа от мандата в пользу другого лица (предложение от
vyacheslav_911 и
svet_ych)
Г. Контроль
12). Широкие возможности парламентского расследования (от
thunderquack )
13). Уголовное наказание при голосовании за другое лицо (от
victorshevchik)
Некоторые из перечисленных 13 требований кажутся фантастикой (либо утопией), однако лишь последние 3 решаются исключительно организационными мерами; первые 10 требований можно выполнить с помощью идей прямой демократии на основе современных информационных технологий.
Подобный симбиоз часто называют Электронной демократией, либо Электронным парламентом, что подразумевает систему принятия решений многими участниками (гражданами страны).
Просьба не путать с Электронным правительством, являющимся, по сути, более современным вариантом системы предоставления государственных услуг, не более того!
Итак, пришло время сформулировать принципы прямой демократии. Это не кликание мышкой в личном кабинете. Простите, но личный кабинет, да и сеть интернет - это всего лишь инструменты.
ПРЯМАЯ (ЭЛЕКТРОННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ содержит 4 основных способа участия граждан в управлении и принятии решений:
1). КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧИНОВНИКОВ
Любой социально активный гражданин своего государства должен иметь законодательно закрепленную возможность контролировать деятельность людей, имеющих властные полномочия.
Сегодня такую возможность дает закон о госзакупках в части хозяйственной деятельности государства и чиновников. Однако, мы считаем, что этот принцип должен быть распространен на все виды деятельности чиновников.
Контроль деятельности подразумевает:
а). контроль в режиме он-лайн;
б). максимальная публичность деятельности чиновников;
в). максимальная публичность расходов любых госучреждений.
Основная роль контроля лежит на самих гражданах, которые на основании видео-свидетельств правонарушений или анализа общедоступной информации требуют возбуждения соответствующих административных или уголовных дел.
Например, можно бесконечно увеличивать штат ГИБДД, но это не приведет к сокращению правонарушений.
И, напротив, в гражданском обществе каждый гражданин является, по сути, полицейским, и задачами современного государства являются эффективная работа с обращениями граждан и анализ видео-доказательств с соответствующими последствиями для нарушителей.
Про современную работу полиции (в нашем понимании) мы напишем в будущих статьях, однако некоторые идеи изложены одним из авторов (
petunder)
в "Новой газете" от 8 ноября 2011г.Одними из самых известных проектов, реализующими этот принцип прямой демократии, являются Роспил и Росяма Алексея
navalny.
Аналогичные методы общественного контроля возможны почти во всех сферах госуправления, даже в таких казалось бы экзотических, как налоговый контроль. В ближайшее время подробней поговорим и на эту тему.
2). УТВЕРЖДЕНИЕ РЕШЕНИЙ (предварительно принятых профессиональным парламентом)
В данном случае предполагается сочетание двух демократий: наличие традиционного парламента (Нижней палаты) и Верхней палаты, роль которой выполняют сами граждане на принципах прямой демократии.
Если говорить про Россию, то роль Совета федерации (Верхней палаты) НАСТОЛЬКО ПРИМИТИВНАЯ, что граждане ее исполнят не хуже родственников бывших чиновников, отставных министров и бывших губернаторов, восседающих в этой палате. (
Подробности см. в статье о Совете федерации).
А знаете, откуда такая уверенность?!
Дело в том, что большинство законов (не подлежащих обязательному рассмотрению Советом федерации) считаются ОДОБРЕННЫМИ АВТОМАТИЧЕСКИ, если в течение 14 дней Совет федерации не соизволил их рассмотреть просто решил забить на работу.
Если граждане забьют на законотворчество (подобно сенаторам), то закон будет одобрен аналогичным автоматическим способом, при этом государство сэкономит 3 592 568 000 руб. (именно столько заложено на финансирование Совета федерации на 2012г. , см. Приложение 6 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012г.»).
А теперь вопрос: Нам что, некуда потратить лишние 3,6 млрд. руб.?
Неужели «ошибки» граждан будут стоить дороже, чем указанная сумма, а ради избежания возможных «ошибок» мы должны кормить кучку высокопоставленных пенсионеров?
3). УПРАВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Сейчас единственным способом делегирования полномочий являются выборы, доверия к которым, как мы обсуждали ранее, не осталось.
Под управлением полномочиями мы понимаем делегирование, отзыв полномочий и лишение неприкосновенности именно гражданами, а не коллегами по думе в соответствии с запросами прокуратуры.
Мы раскроем механизмы реализации этого важнейшего пункта в следующей статье: Часть 7. РЕЙТИНГ.
В нашем понимании формирование представительских органов власти должно происходить на Рейтинговой (репутационной) системе, которая должна прийти на смену устаревшей Системе традиционных выборов.
Уже сейчас можно задуматься, а почему не предоставить гражданам техническую возможность в отстранении определенного кол-ва депутатов в течение определенного периода (скажем за год).
Возможность отстранить пять-десять депутатов за год - это уже колоссальный успех для прямой демократии и всего общества! И как при этом зашевелятся сами депутаты!
4). РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ (в этом случае говорят про Коллективный разум)
Одна голова хорошо, а две лучше, гласит известная поговорка. К сожалению, в массе случаев, когда много людей обсуждают наболевшую проблему, истины в споре не рождается. Тем не менее, наличие сети Интернет и социальных сетей показывает нам, что в споре может рождаться не только конфликт, но и наиболее оптимальное решение.
Коллективный разум в системе принятия решений на государственном уровне на сегодняшний момент кажется утопией, но в бизнесе это ноу-хау становится реальностью уже сейчас.
Так на прошедшей недавно конференции по Краудсорсингу, проводимой Сбербанком в честь своего юбилея, на которой выступали известные специалисты IT-индустрии и профессора элитных западных университетов, приводилось множество примеров использования методов Коллективного разума, начиная от выработки идей при производстве зубной пасты до решения задач Пентагона.
Кстати, на этом мероприятии присутствовал В.В. Путин, однако он очень быстро покинул конференцию. Возможно, услышал частое употребление таких опасных слов, как YouTube, Google, Twitter.
Конференцию в прямом эфире транслировал канал Россия 24.
Коллективный разум многие относят к фантастике, но даже настоящая статья написана при содействии 7-и активных участников, принявших участие в комментировании предыдущих работ.
В США наиболее перспективные военные разработки осуществляются не традиционным директивным образом, а с использованием сетевых технологий. Кому интересно, можно прочитать про DARPA. Как показала практика, расходы на создание новых образцов вооружений могут быть сокращены в ТЫСЯЧИ раз по сравнению с традиционными методами.
Также, получила распространение практика использования в государственной системе экспертных сообществ, так называемых think tank (фабрик мысли). В массе своей они построены по сетевому принципу (в отличие от множества «вертикалей» научных институтов РАН).
Таким образом, использование коллективного разума в системе прямой демократии - это не утопия, а всего лишь технологическая и общественная задача более отдаленного будущего.
ВЫВОДЫ:
В зависимости от сочетания перечисленных выше 4-ех способов участия граждан в управлении государством, различные сторонники рисуют свои модели Электронной демократии, причем каждый из них доказывает свое исключительное понимание сути вопроса.
Как по отношению к Представительской демократии ведутся бесконечные споры о том, модель какой страны лучше и какая система выборов мудрее, так и по отношению к Прямой демократии нас ожидают жаркие споры и поиск оптимальных вариантов в течение ближайшего времени.
Почему прямую демократию многие воспринимают в качестве утопии?!
Никто ведь не требует, чтобы Общество одномоментно перешло на прямую демократию по всем перечисленным выше 4-ем направлениям!
Если к первым трем принципам человечество уже почти готово, то всеобщее понимание потребности в 4-ом направлении развития (Коллективный разум) проявится в более отдаленной перспективе.
По сути, мы говорим, что Депутат должен быть блогером; каждый депутат должен говорить с избирателями о своих взглядах постоянно, а не только в момент выборов; каждый депутат должен постоянно следить за своей личной репутацией (рейтингом, см. следующую статью), иначе может лишиться своего кресла; каждый депутат должен чувствовать обратную связь с народом, а не наслаждаться своей безнаказанностью, козыряя неприкосновенностью.
Со временем словосочетание блогер-депутат станет таким же понятным, как и блогер-журналист или блогер-политик (последнее стало реальностью совсем недавно)!
Мы представили только принципиальные взгляды на Электронную демократию; детали, недостатки и многочисленные страшилки надвигающегося мирового господства Электронной демократии будут обсуждаться нами еще на протяжении длительного времени.
В следующей части (Части 7) мы обсуждаем Систему рейтингов в качестве важнейшего составного элемента Прямой демократии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ............
Предыдущие части:
Часть 1. ЗАДАЧИ Часть 2.ПРИНЦИПЫ Часть 3.СОСЕДИ Часть 4.ПАРТИИ Часть 5.ВЫБОРЫ