1965-ый год в Америке можно было бы назвать «черно-белым». Линдон Бэйнс Джонсон, пришедший к власти после убийства Джона Кеннеди, начал свою деятельность с ряда преобразований по созданию в США «Великого общества», в котором не будет бедности. Первым делом он подписал Закон о гражданских правах, запретивший расовую сегрегацию в общественных местах. Благодаря телевидению за церемонией подписания следили миллионы американцев. Затем, в 1965-ом году президентом был подписан и Закон об избирательных правах, запретивший расовую дискриминацию на выборах. В стране были введена государственная медицинская страховка и программа медицинской помощи нуждающимся, учреждена программа федерального финансирования образования, увеличились выплаты по социальному страхованию, усилилась борьба с преступностью, предпринято ряд радикальных мер по увеличению безопасности на транспорте и строительству улучшенных автомагистралей, разработана программа по созданию «образцовых городов» и снижению загрязнения воды и воздуха. Всё это способствовало также и активному росту доходов рядовых американцев.
Однако создать «великое общество» Линдону Джонсону так и не удалось, так как его шаги во внешней политике, направленные на противостояние коммунизму, и прежде всего начало активных военных действий во Вьетнаме, серьёзно подкосили финансовую базу этой программы, и в конце концов её пришлось свернуть. В который раз военные расходы угробили надежду на воплощение грандиозных идей.
Ликвидация расовой сегрегации на юге США придала дополнительный толчок для развития музыкального стиля соул. Эта вокальная разновидность ритм-энд-блюза с ярко выраженной чувственной, «душевной» манерой исполнения поначалу оставалась исключительно «чёрной» музыкой в противовес ставшими межрасовыми рок-н-роллу и блюз-року. Соул исполняли Рэй Чарльз, Сэм Кук, Тина Тёрнер, Арета Франклин. Он был своеобразным музыкальным символом общественного движения борьбы афроамериканцев за свои права.
Но в 1965-ом году музыка соул вышла за прежние рамки, и её начали петь белые исполнители. Так американский дуэт «The Righteous Brothers» решил выпустить в том году свою версию песни «Unchained Melody», написанную десятью годами ранее к малоизвестному фильму «Unchained». Фактически они записали свою версию в виде соло лишь одного из участников дуэта, Бобби Хэтфилда, обладавшего тенором. И хотя тогда их исполнение не поднялось выше 4-ой позиции американского хитпарада, сама запись стала знаковой, явив собой один из первых примеров белого или, как его ещё называли, «голубоглазого» соула.
Впоследствии данную композицию исполняли и другие белые музыканты, но именно версия «The Righteous Brothers» осталась канонической. И именно в этой версии спустя 15 лет песня получила своё второе рождение, достигнув вершины британского чарта уже как главная тема другого легендарного фильма «Привидение» (Ghost) с Патриком Суэйзи. По этому фильму большинство из нас её и запомнило. Сейчас же у вас есть возможность увидеть оригинальное исполнение этой песни 1965-го года.
Помимо развития стиля соул, 1965-ый годы стал годом рождения ещё одной разновидности ритм-энд-блюза, его самой танцевальной версии - фанка. И представил новый стиль один из классиков соула и «крестный отец фанка», уроженец Южной Каролины Джеймс Браун, популярность которого в те годы перешагнула границы южных штатов и распространилась по всей Америке.
Поначалу фанк был развлекательной версией соула. Его характеризовали более резкий вокал и предельно синкопированный, «фанкующий» ритм, ориентированный на танцы. Пройдёт не так много времени и из фанка вырастут такие музыкальные стили, как диско и хип-хоп.
Само название стиля восходит к жаргонному выражению, которое употребляли джазовые исполнители ещё в начале XX века «Get funky!», что означает «Танцуйте так, чтобы взмокнуть!», «Выложитесь до упаду!». И Джеймс Браун на своих концертах выкладывался так, что за кулисами падал на пол от нервного истощения, и ему приходилось делать инъекции глюкозы. Его ноги вытворяли такое на сцене, словно бы их приводил в движение какой-то ветер. Именно на этих выступлениях учился танцевать юный Майкл Джексон.
Наиболее известной песней Джеймса Брауна стала «I Got You (I Feel Good)», достигшая в том году третьей позиции американского чарта. Найти хорошую видеоверсию её исполнения тех лет оказалось не так-то просто. Поэтому на следующей записи с телешоу Эда Саливана её фрагмент прозвучит вместе с фрагментом другой схожей песни, написанной Джеймсом Брауном в стиле фанк «Papa's Got A Brand New Bag», получившей по итогам года «Грэмми» в номинации «Лучшее R&B исполнение». Слушайте и следите за ногами!
Но лучшие годы этих стилей ещё впереди, а пока США продолжали переживать последствия «вторжения» британских рок-музыкантов, как главной тенденции на американском музыкальном рынке. Вслед за рок-исполнителями этот рынок стали завоёвывать и представители других жанров. Так можно отметить сингл «Downtown», записанный в тот год британской поп-исполнительницей Петулой Кларк. Хотя у себя на родине ему не удалось подняться выше 2-го места, в Соединённых Штатах его ждала более завидная судьба. В результате, Петула Кларк стала второй британской исполнительницей, покорившей вершину Billboard за всю историю этого чарта, и первой, кто сделал это с наступления эпохи рок-н-ролла. Одновременно она стала первой исполнительницей из Великобритании, чей сингл стал «золотым» в США, будучи проданным более миллиона раз.
Возможно, подобная популярность объясняется тем, что автор песни, английский композитор Тони Хэтч написал её под впечатлением от атмосферы Нью-Йорка во время своей первой поездки в Америку. А может быть это случилось оттого, что он уловил тенденции времени и во время записи постарался добиться эффекта, чтобы огромный оркестр играл подобно рок-группе.
1965-ый год считается годом появления движения хиппи. И тут нельзя не вспомнить Шер, о которой я обещал рассказать ранее.
Урождённая Шерилин Саркисян, признанная Богиней и Императрицей поп-музыки, поначалу вовсе не планировала стать певицей или танцовщицей. Её мечтой было стать актрисой, а кумиром для подражания была Одри Хёпберн в фильме
«Завтрак у Тиффани». Но в 1962-ом году она случайно знакомится в кафе с Сонни (Сальваторе) Бонно, работавшим ассистентом у легендарного Фила Спектора. Сонни знакомит её с самим Филом Спектором, и тот приглашает Шер в свою студию в качестве бэк-вокалистки во время студийной записи продюсируемых им групп «The Ronettes», «The Crystals» и вышеупомянутой «The Righteous Brothers». С помощью штата бэк-вокалистов Филу Спектору и удавалось добавлять мощное гармоничное звучание в изобретённую им «стену звука», о которой я рассказывал
в одной из своих прошлых историй.
Спустя некоторое время Сонни Бонно, ставший мужем Шер и уже написавший несколько песен, получивших признание по обе стороны Атлантики, предлагает ей попробовать начать собственную карьеру и вызывается быть её автором и продюсером. Трудно поверить, но в те годы Шер страдала от боязни сцены, поэтому Сонни пришлось выходить на публику и петь вместе с ней. Шер смотрела на него, а не на зрителей и тем самым ей удавалось скрывать своё волнение. Как она потом говорила, «я пела для других через него».
Так образовался семейный дуэт «Сонни и Шер». В 1965-ом вышел их дебютный альбом «Look at us». По настоянию Сонни открывать альбом должна была песня «I Got You Babe». Но ни владельцы студии звукозаписи, ни сама Шер не верили в успех этой песни, и тогда Сонни отнёс её на радио, где слушателям было предложено проголосовать за понравившуюся песню по телефону. Так песня стала хитом и даже достигла вершины чарта Billboard. Особого признания «I Got You Babe» получила у зародившегося тогда в Америке движения хиппи. А спустя 40 лет этот сингл будет принят в «Зал славы премии Грэмми», как имеющий «качественное или историческое значение». Давайте же посмотрим, как он звучал тогда. Отдельное внимание - взгляду Шер.
Кстати, обратите внимание на костюмы исполнителей. Свингующая молодёжь Лондона искала самовыражения в том числе и в одежде. На смену монотонной классике прежних лет они предложили контрастные принты с клеткой и полосками. Главная задача момента - выделяться! По-новому заиграла и прежняя мода на платья и костюмы в горошек, который стал более ярким. Для усиления эффекта костюмы и платья украшают крупными пуговицами и накладными карманами.
Ещё одним новшеством становится введение в повседневный женский гардероб брюк и брючных костюмов. Сейчас сложно представить, но прежде женщинам допускалось носить брюки только дома или на пляже, но не в публичных местах и тем более не в качестве одежды на вечерний выход. И вот это табу снято!
Вместе с «британским нашествием» новые тенденции лондонской молодёжи достигли берегов США, а вскоре стали и всеобщим трендом, охватившим в том числе и нашу страну. Пройдёт совсем немного времени и вслед за женскими брюками появятся и женские джинсы.
Движение хиппи было лишь одной лишь стороной молодёжного движения протеста, зародившегося в Америке и получившего название «контркультура». Оно возникло на базе Движения за гражданские права и Движения против войны во Вьетнаме, происходивших на фоне официальной государственной компании по созданию в США «великого общества процветания». Молодёжь и в первую очередь студенческая молодёжь осуждали двуличие и публичные ценности общества, позволившего втянуть себя в войну. Усилению влияния «твёрдой руки» государства во всех областях они противопоставили свободу граждан этого государства.
Безусловно, рок, как никакой другой стиль, лучше всего подходил для музыкального выражения идей контркультуры. Одним из представителей этого движения стал квартет «The Mamas & The Papas», работавший в стилях поп-рока и психоделического рока. В том году они выпустили свой первый альбом с легендарным хитом «California dreaming».
Сама песня была написана солистами группы Джоном и Мишель Филлипс за два года до этого, когда они вернулись в зимний Нью-Йорк из отпуска в Калифорнии и ещё только мечтали о создании собственной группы. Эмоции от поездки на западное побережье, где всегда тепло, настолько захлестнули их, что Джону захотелось их как-то выразить. Как он потом вспоминал, он что-то играл на гитаре всю ночь, потом записывал свои мысли, потом попытался разбудить Мишель, чтобы она зарифмовала их. Она сказала:
- Оставь меня в покое, я хочу спать. Я спать хочу.
- Проснись. Запиши это - и ты никогда не пожалеешь. Я обещаю, Мишель.
- Ну ладно.
«Она записала и снова завалилась спать. И впоследствии она никогда не жалела о том, что встала и записала этот текст.» Так и рождаются хиты!
Думаете бешеная популярность может быть лишь у рок- и поп-исполнителей? Тогда посмотрите, как зрители встречали певца и композитора Роджера Миллера, второй год подряд удостоившегося сразу нескольких наград «Грэмми» в различных категориях кантри-музыки.
В 1965-ом году этот американский музыкант написал свой самый известный хит «King of the Road», который рассказывает о бродяге, каждый день путешествующем в поездах. В тот год эта песня достигла вершин Британского и Норвежского чартов, а также кантри-чарта Billboard. Хотя нам она известна скорее по версии «Boney M», записанной спустя 13 лет. Тем интереснее будет послушать, как же выглядела в оригинальном варианте эта незамысловатая песенка и какой ажиотаж вызывала у слушателей:
<
Год 1965-ый. Часть 1. Год 1965-ый. Часть 3. >