Музыка, которую я люблю. Год 1965-ый. Часть 3

Aug 07, 2019 15:47

Эта часть истории получилась чуть более длинной, чем остальные, поэтому на её написание потребовалось чуть больше времени. Итак, из далёкой Америки перенесёмся назад в СССР.

В отличие от непредсказуемой до безрассудности эпохи Хрущева, вызвавшего США на соцсоревнование, эпоху Брежнева можно назвать спокойным периодом планомерного укрепления в СССР «железного занавеса» и роли партаппарата. Или, как это принято говорить - «эпохой застоя».




Остались в прошлом поиски врагов идеи и битвы за безумные кампании. Стабильная уверенность в настоящем стала приоритетней борьбы за какое-то абстрактное светлое будущее. По большому счёту, и коммунизм, который Хрущев пообещал советскому народу всего 4 года назад, перестал быть для власти какой-то важной ценностью. Но сам народ узнает об этом лишь в 1968-ом. Пока же возникшую передышку все воспринимают скорее с радостью.

Мы по-прежнему первые в космосе и балете, а после победы дуэта Протопопова и Белоусовой в Инсбруке на Олимпиаде 1964-го года - ещё и в фигурном катании. Но постепенно снижается финансирование и количество космических запусков. На смену романтики чистого спорта, которую представляли Лев Яшин, Валерий Брумель, Лариса Латынина, Михаил Таль пришла прагматичная борьба за медали. Фраза «победила дружба» теперь воспринимается не иначе, как с усмешкой. Юрия Власова сменяет Леонид Жаботинский, Латынину - Кучинская, а вместо Ландау и Королёва страна начинает следить за приключениями студента Шурика, героя новой комедии Леонида Гайдая, и слушает о том, «как наши космические корабли бороздят просторы Большого театра».



Кинокартина «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» - лидер советского кинопроката 1965-го года. Именно с этого фильма началось сотрудничества Леонида Гайдая с тогда ещё малоизвестным композитором Александром Зацепиным, только приехавшим в Москву и поначалу подрабатывавшем игрой на аккордеоне в ресторанах. Творческий тандем оказался удачным, и впоследствии ни один известный фильм Леонида Гайдая не обходился без музыки Александра Зацепина.

Впрочем, застой - застоем, но совершали подвиги, выходили в космос и ставили рекорды вполне реальные живые люди, а не винтики системы. И если задаться вопросом, кто ярче других воспел энтузиазм советского народа, то это конечно же Александра Пахмутова. Вот про кого действительно можно сказать: «И вместо сердца - пламенный мотор»! В отличие от других авторов, в её песнях нет холодного пафоса и отстранённости наблюдателя. Перед тем, как написать песню о каком-то крае или каких-то людях, Пахмутова не ленилась поехать в тот край, пообщаться с теми людьми несколько дней, разглядеть тот огонёк, что ими движет и вдохновляет. А разглядев - выделяла этот огонёк словно через увеличительное стекло для остальных в своей музыке.

Песни Александры Пахмутовой и сейчас невозможно слушать равнодушно. Они зажигают. Их лиричность близка и понятна. Их хочется подпевать, не обращая внимания на то, что во многих из них воспевается советская идеология. Потому что это песни не об идеологии, а людях и том, что мотивировало их к свершениям.

Именно так в 1962-ом году композитор вместе с поэтами Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым поехала на возводимую на Ангаре Братскую ГЭС, чтобы написать о её строителях одну песню. В результате же свет увидел целый цикл песен «Таёжные звёзды», песню из которого я ранее упоминал. И вот в 1965-ом году Пахмутова с Добронравовым начинают работу надо новым циклом о лётчиках «Обнимая небо». И вновь заглавную песню цикла они доверили исполнять не профессиональному певцу, а актёру Льву Барашкову, сыгравшему за два года до этого роль лётчика-испытателя в картине «Им покоряется небо». На данной записи можно увидеть всех троих. А многие наверняка узнают ещё и первую женщину-космонавта Валентину Терешкову.

Самой лояльной по отношению к СССР капстраной становится Финляндия. Несмотря на территориальные разногласия и военные конфликты в эпоху Сталина, именно Финляндия оказывается наиболее заинтересованной в рациональном укреплении хороших отношений с большим соседом, вместо раскачивания идеологических противоречий. Она единственная из капстран выдаёт назад беглецов из СССР. Со следующего, 1966-го года в состав правительства Финляндии войдут представители компартии. А спустя 10 лет именно в Хельсинки состоится подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, известного также как Хельсинкское соглашение.

Подобный конформизм не остался незамеченным, и в первый и последний раз советское руководство награждает орденом Ленина главу капиталистического государства. Причём награду повезли к самому Урхо Кеннонену, а не вызвали номинанта в Кремль, как это было принято.

В этом же году в СССР в моду входит незамысловатая мелодия странного финского танца «Летка-енка» на мелодию «Letkis», финского композитора Рауно Лахтинена, переработавшего мелодию другого финского танца - «Jenka». Это первая модная западная мелодия, исполнение которой не возбраняется и даже поощряется. Она становится обязательным номером на всех концертах. А на конвертах пластинок с этой песней специально печатается руководство для желающих разучить этот западный танец. Исполнять «Летку-енку» поручают в основном музыкантам из самой культурно близкой к Финляндии советской республики - Эстонии: певцам Кальмеру Тенносаару, Велло Оруметсу, певице Хелли Ляэтс и вокальному ансамблю «Лайне».

image You can watch this video on www.livejournal.com



А хотите посмотреть, какие мелодии в те годы танцевали в самой Финляндии? - Пожалуйста! Вот вам финская звезда тех лет Катри Хелена, дважды представлявшая свою страну на конкурсе Евровидение. Но чтобы не повторяться, я не буду выкладывать здесь её исполнение песни «Letkis», а покажу другой задорный танец, «Polkkis», или попросту польку.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Главный советский певец тех лет - Муслим Магомаев. Взлёт его карьеры произошёл стремительно. Всесоюзную известность пришла в 20 лет после выступления на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в Кремлёвском дворце съездом в 1962-ом году. Красивая статная фигура, страстная манера пения и сильный оперный голос, который с лёгкостью исполняет как патриотические, так и лирические песни, арии из опер, народное творчество и новые современные песни - ничего подобного в СССР ранее не видели!

Всего через год молодому певцу доверяют исполнять сольные концерты, на которых он выкладывается по полному, отработав два отделения, а после этого отпускает уставшего аккомпаниатора, сам садится за рояль и ещё долго поёт свои хиты на бис. К Магомаеву благоволит сама министр культуры Екатерина Фурцева.

В 1964-65-ом году его, не имевшего тогда ещё консерваторского образования, отправляют на стажировку в миланский театр «Ла Скала». С этой стажировки Магомаев возвращается в СССР уже звездой мирового масштаба. Он - первый поп-идол СССР и эталон стиля. Популярность его в народе невиданная и сравнима разве что с популярностью «The Beatles» в Великобритании. Конная милиция с трудом сдерживает поклонниц перед стадионами, где выступает Магомаев, а те за ночь покрывают следами поцелуев от своей губной помады автомобиль, в котором певца возят на концерты.

При этом сам Муслим Магомаев держится достаточно скромно. Посмотрите, например, запись с Новогоднего «Голубого огонька» 1965-го года, на которой певец исполняет первый советский шейк «Солнцем опьянённый». На видео, кстати, можно увидеть и автора песни, Арно Бабаджаняна, а заодно и сравнить, насколько отличалась картинка, которую передавалась на экраны советских телевизоров, с тем, как всё это выглядело вживую.

Не подумайте только, что этот «Голубой огонёк» действительно был цветным. Это современные технологии смогли подарить ему естественный вид. А цвет на советском телевидении появился лишь к 50-летней годовщине Революции, 7 ноября 1967-го года. Но даже после этого суточная доля цветного вещания была очень незначительной и выделялась преимущественно для фильмов, которые в программе передач так и помечали «цв. тел.». Да и цветные телевизоры, чтобы посмотреть такие фильмы, в то время были в большом дефиците и передавали изображение не качественно. Именно поэтому новости и концерты рекомендовалось снимать в черно-белом варианте. И только спустя ещё 10 лет, в 1977-ом году всё вещание перейдёт на цветной формат.

В своём рассказе я не могу обойти вниманием имя Вероники Кругловой, ныне практически забытое. Тем не менее песни в её исполнении вы, скорее всего, слышали не раз. Приехав в начале 60-ых в Ленинград и выиграв серьёзный творческий конкурс, она получила приглашения буквально во все популярные ленинградские ансамбли, но выбрала коллектив Павла Рудакова. Проработав в этом ансамбле два года и став популярной на Ленинградской эстраде, в 1965-ом году она неожиданно получает приглашение в оркестр Олега Лундстрема, главный джазовый оркестр страны. От такого предложения невозможно было отказаться, и Вероника Круглова переезжает в Москву, где её популярность вышла на всесоюзный уровень.

Однако проработать в оркестре Лундстрема ей суждено было всего четыре месяца. А дальше случился неудачный брак с начинающим Иосифом Кобзоном, который настойчиво добивался любви популярной певицы, но не смог вынести, когда на одной сцене с ним выступал бы кто-то ярче него. Уйдя спустя три года от Кобзона, она получит предложение выйти замуж от другого популярного певца, Вадима Мулермана, но бывший муж, уже получивший покровительство властей, постарается сделать всё, чтобы московские площадки оказались для Вероники Кругловой закрытыми. Вскоре и сам Мулерман окажется в немилости у нового руководства телевидения. Но про этого исполнителя рассказ отложим до истории про следующий год.

Всё это в будущем, а пока эта талантливая певица находится на вершине своей популярности, и специально для неё пишут песни известные советские композиторы. Как, например, вот эту «Ничего не вижу», написанную легендарным Оскаром Фельцманом. За роялем, если не ошибаюсь, сам автор:

Возможно, вы уже обратили внимание, что в моей музыкальной истории ни разу не упоминались советские музыкальные фильмы. Были фильмы с песнями, фильмы, где музыка выступала в качестве фона, а вот чтобы в качестве основного участника или связующего элемента картины, не говоря уже о мюзиклах - увы. И действительно, последними подобными лентами в нашем кинематографе были «Карнавальная ночь» 1957-го года и снятая через год гораздо менее успешная «Девушка с гитарой». После этого подобные фильмы и актёры, способные не только играть, но и петь или танцевать, перестали быть востребованы руководством киностудий на добрый десяток лет. Когда на горизонте маячит коммунизм, советским гражданам не до лёгкого жанра!

Зато Голливуд продолжает бить фонтаном в этом направлении. И второй год подряд зрителей покоряет талант Джули Эндрюс, выступившей снова в роли гувернантки у детей, но теперь уже не сказочной брюнетки Мэри Поппинс, а вполне себе земной блондинки, попавшей в семью овдовевшего морского капитана австрийской армии в Зальцбурге накануне Второй мировой войны. Там она, бывшая воспитанница монастыря пытается приобщить к пению семерых детей капитана, в результате чего звуки музыки творят чудеса, изменяя не только детей, но и судьбу самого капитана, которого фашистская Германия пытается вернуть на военную службу. В результате у это мужчины, пережившим потерю веры в жизнь, вспыхивает любовь, и вся семья сбегает от нацистов в Швейцарию. Этот чудесный и сейчас, к моему удивлению, практически забытый фильм так и называется «Звуки музыки».

Как не удивительно, но эта красивая картина основана на вполне реальной истории. Более того, Мария Августа Кучера, прообраз главной героини даже снялась в этом фильме в одном из эпизодов.

В том же году картина была удостоена сразу пяти наград «Оскар», а также трёх премий «Золотой глобус» и кучи других премий, в том числе и в номинации «Лучший фильм года». Сама же Джули Эндрюс получила сразу несколько премий за лучшую женскую роль и стала признанной королевой мюзикла. В 1999-ом году за заслуги перед Великобританией Джули Эндрюс была удостоена титула Дамы Ордена Британской империи из рук самой королевы.

Не знаю, почему этот мюзикл у нас мало кто видел, но уж песни-то из него, переведённые на множество языков, в том числе и на русский, вы не могли не слышать. Ведь они прекрасны, как и то, как они были исполнены в фильме! Взять хотя бы песню «Do-Re-Mi», которую вы наверняка слышали в детстве, а теперь у вас возможность посмотреть её первоисточник. Возможно, после этого фрагмента вам захочется пересмотреть и весь этот красивый семейный фильм, несправедливо забытый в отечественном кинопрокате.

Продолжая тему музыки в кинематографе, предлагаю, как и в истории про предыдущий год, снова обратиться к «бондиане». Нет, я не собираюсь рассказывать о каждом фильме этой франшизы. Меня интересуют лишь те из них, что наиболее ярко отражают музыкальные предпочтения своего времени или оставили значимый след в музыкальной культуре.

В 1965-ом году выходит 4-ый фильм о суперагенте Джеймсе Бонде «Шаровая молния». И для исполнения заглавной музыкальной темы фильма создатели картины рискнули пригласить начинающего 25-летнего британского исполнителя Тома Джонса (настоящее имя - Томас Джон Вудворд), набиравшего популярность среди молодёжной публики благодаря своему довольно раскованному поведению на сцене. Выбор оказался идеальным попаданием в яблочко! За это исполнение певец получил премию «Грэмми» в номинации «Дебютант года».

По легенде, распространяемой создателями фильма, Том Джонс настолько выложился, что на исполнении финальной высокой ноты песни потерял сознание от перенапряжения прямо в звукозаписывающей кабине. Сам же исполнитель рассказывал: «Я закрыл глаза и держал последнюю ноту так долго, что, когда я вновь открыл их, комната начала кружиться».

В 2012-ом году именно Тому Джонсу с его композицией «Thunderball» доверят открывать 50-тую юбилейную годовщину выхода первого фильма «бондианы». Это видео я и предлагаю сейчас посмотреть. В нём прекрасно буквально всё: и сам артист, ставший почти на полвека старше, но не растерявший ни своей силы голоса, ни неизменной улыбки, и музыканты на сцене, и лица и реакция зрителей в зале, и, конечно, кадры за сценой, сопровождающие исполнение:

На этой ноте заканчивается мой рассказ про год 1965-ый. Ну а в качестве бонуса сегодня будет ещё одна вариация на тему финского танца «Letkiss», вышедшая в 2000-ом году в исполнении Катерины Фрей, молодой исполнительницы из Гамбурга австрийско-американского происхождения. Сейчас она выступает под именем Кэй Алисон (Cay Alison), а тогда была известна под ником Darling. Возможно, эти имена вам ничего не скажут, но уж этот её хит, думаю, вы не могли не слышать, так как он звучит регулярно. Теперь же у вас есть возможность ещё и посмотреть оригинальный клип на него. Даже как-то не верится, что это было почти двадцать лет назад!

image You can watch this video on www.livejournal.com



< Год 1965-ый. Часть 2.           Год 1966-ой. Часть 1. >
Previous post Next post
Up