День третий. Ревела буря, гром гремел. Путешествие начинается!
Sep 03, 2023 09:05
Третий день был ключевым. Мы должны были забрать заказанные караваны (по одному на семью) и найти первое место для ночевки. Из гостиницы мы выписались в 11 утра, как положено, а караван нужно было забрать после 3х дня (это тоже своего рода гостиница, и его тоже перед новыми клиентами моют и обустраивают). Фирма проката находилась в получасе езды от города, и между 11 и 14 можно было успеть еще что-нибудь интересное. Запихав чемоданы в хранилище гостиницы, мы попробовали еще немного погулять по Бергену. Но это оказалось не так-то просто! То есть в одну сторону еще ничего (ветер был попутный), а в другую совсем неудобно. Мы добрели до информационного центра, где прятались от непогоды еще 1000 человек, и спросили у милого служащего, на что бы нам потратить имеющееся время. Выходило так, что не на что: все музеи на расстоянии получаса ходьбы, а на открытых местах посетителей сдувает. Мы потихоньку побрели обратно к гостинице - вокруг нее тоже было где погулять, - но по дороге Тали прыгнула в лужу, промочив непромокаемую обувь, промокаемые штаны и все остальное, что было на ней надето, так что пришлось идти в гостиницу и вызволять чемоданы. Практически все время до прихода такси ушло именно на это.
[Чуть-чуть о норвежских машинах]Да, такси. Из аэропорта мы ехали на двух машинах. Но после этого всегда заказывали такси заранее, и указывали, что нас 6 человек и 7 чемоданов. И нам все время подавали чуть ли не автобус! Машин на 7 человек, какие у нас можно встретить немало (да почти в любой семье, где есть четверо детей), мы никогда не видели. С машинами там вообще такая история. Старых машин, битых машин, облезлых машин не попалось ни разу. Много (очень много) тесл и прочих на электричестве - сейчас они материально поощряются государством, электричества в Норвегии завались - почти на каждом водопаде турбина, а водопад почти на каждом шагу. Очень много караванов. Есть машины с зелеными номерами - это для разных техников и сантехников, пассажиров на них перевозить нельзя, и у них есть налоговые льготы
В пункте проката мы оказались часа в два. Мужчины отправились оформляться, а мы тусовались в зале, ибо снаружи выло и сносило. Там симпатично, продается все для туристов - меламиновая посуда (никакой одноразовой, не дай бог), мангалы, приблуды для караванов, и прочая. Можно купить маленькую стиральную машину! Или набор стульев со столом для пикника (все металлическое - пластик унесет при таких ветрах). А можно караван. Вот этот, с бантиком, стоил около 2 миллионов крон (200 тысяч долларов) и был уже завернут для подарка.
Игрушечный караван тоже можно купить.
Через час (дети провели его на шикарных надувных креслах, которые тоже можно возить с собой), нам выдали машины и провели краткий инструктаж.
Во время езды и стоянки без электричества розетки не работают, но работают USB-слоты для зарядки мобильных телефонов - от аккумулятора, который заряжается во время езды, и свет. Холодильник и обогрев питаются газом (с обогревом понятно, а с холодильником не очень). На стоянке с электричеством (караван подключается к розетке, как было на лодке. Но на лодке за электричество надо было платить специальными монетками, а здесь оплата просто оговаривалась при оплате за стоянку) холодильник и обогрев можно переключить на электричество, и розетки начинают работать в штатном режиме. Воду заправляют шлангом, емкость бака 100 литров (на лодке 600!). То есть всем очень быстро помыться один раз хватит. Сливать использованную воду из душа и после мытья посуды желательно на каждой стоянке, для этого есть специальное отверстие (как правило, это можно делать одновременно с заправкой чистой водой). Туалет биохимический, его, как показал опыт, надо выливать раз в 2-3 дня, хотя Алик с Игорем делали это на каждой стоянке. Все содержимое скапливается в специальном чемоданчике, его можно катить к месту слива, как обычный чемодан - если он полный, то весьма тяжелый. Сливы тоже есть в кемпингах. Туалетная тема не очень симпатичная, но и не ужас-ужас. Нужны одноразовые перчатки - в супермаркетах они есть, но на первое время, конечно, стоит взять с собой - хотя бы одну пару. Одноразовая посуда не приветствуется, хотя и продается (и если бумажные тарелки и стаканы вполне приемлемы, то деревянные вилки и ложки вызывают неприятное ощущение, пластиковых же в продаже нет). Питьевая вода есть везде - мы купили минеральную в первый день, а дальше просто наливали в те же бутылки из кранов, обозначенных стаканчиком. Вода чистая, вкусная, ледяная.
Слева черное - это холодильник. Над ним небольшая газовая духовка. За ним дверь в туалет. Справа - душ. Дверь туалета устроена таким образом, что можно закрыть только его, а можно весь сектор со спальней и душем. У спальни есть еще свои выдвижные двери, отделяющие его от туалета. По обеим сторонам кровати - шкафчики. Места мало, но есть огромный багажник, в который с легкостью влезли стол, стулья, 3 чемодана, и можно было еще три раза по столько же запихнуть.
Детская кровать расположена над водительским сиденьем и опускается, образуя уютную комнатку. Днем она крепится к потолку, и вообще не видна.
С занавесками! Через три дня мы узнали от Игоря, что под матрасом скрывается сетка, которая фиксируется на потолке, чтобы ребенок не упал с кровати, а за день до окончания поездки обнаружили в багажнике еще и лестницу. Но Тали карабкалась по опущенному пассажирскому сиденью :) Внутри есть лампочка и окно в потолке.
Кухня микроскопическая. Есть газовая плитка и раковина. А что еще надо?
Чтобы порезать салат, раковину и плитку можно закрыть. Во время езды их нужно закрыть обязательно (иначе они с грохотом закроются сами).
Чайник во время езды лучше убрать в шкаф, иначе он будет летать по всему помещению.
Все полки и ящики запираются на защелки. Если что-то не убрать, оно тоже будет летать. Если ящики не запереть, они будут весело открываться и закрываться, звеня и грохоча. Все стеклянное я ставила в выдвижные ящики, перекладывая небьющимися предметами, за всю дорогу ничего не разбилось, но забытое на столе летало постоянно. В лодке тоже были такие правила, но максимальная скорость лодки - 8 километров в час, и все, кроме стеклянной посуды, спокойно было можно оставлять, а у каравана скорость доходит до 90 (хотя все начинает летать в основном на поворотах).
В ящиках под плитой есть вся необходимая посуда - кастрюли, сковородки, вилки-ложки, небьющиеся тарелки и чашки, штопор, спички для плиты (плита с автоподжигом, но он не всегда срабатывал). Я взяла овощечистку, но там и она была (не такая волшебная, как у меня, поэтому я и вожу ее с собой везде). Ножи попались тупые, хорошо, что мы не сильно много готовили. Без одноразовой посуды можно обойтись, но тогда тратится больше воды. Есть мусорное ведро, маленькие метелка и совок, пакеты для мусора на всю дорогу, туалетная бумага. Мыло для посуды и рук, шампуни и прочие расходники нужно купить самим.
Все окна открываются наружу и фиксируются в открытом положении. На всех, в том числе потолочных, есть жалюзи и антимоскитная сетка. Такая же сетка есть на входной двери. Потолочные окна в каждом помещении, включая туалет и душ. Свет зажигается во всех закутках, есть и наружная лампочка над дверью. Можно открыть маркизу, как на игрушечном караване на фото вверху - она защищает от дождя и солнца, но во время бури ее просили не открывать.
Место для детей и других пассажиров - в дополнение к штурманскому:
Ремни безопасности на диванчике рассчитаны на двоих.
Это Алик, он удручен размерами свалившегося на него счастья транспортного средства. Первый день - нужно привыкать к машине, а за окном буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. Ну хорошо, не снежные, но мокрые. Караван раскачивается, а его вес 4 тонны все-таки.
Вон сколько у них караванов!
Получив транспорт, мы отправились за покупками.
Это первая (плачевная) попытка сфотографировать вид из окна...
Готовили и ели мы все вместе, это удобно, и сидячих мест внутри каждого каравана хватало как раз на шестерых: четыре есть на диванчиках сзади, а два передних сиденья (водительское и штурманское) крутятся, и их можно зафиксировать в любом положении, в том числе лицом к столу.
В первом, заранее запланированном кемпинге, нам с сожалением сообщили, что мест нет. Во втором, через 20 километров - что есть место только для одного. А нельзя ли втиснуться нам двоим на это место? - попробовали мы разжалобить портье (расстояние между машинами в кемпинге должно быть 3-4 метра, нам бы как раз хватило, даже с лихвой). Нет, нельзя, строго ответил он. А что же нам делать? - поныли мы. - Можно заночевать на стоянке Икеи, - посоветовал невозмутимый клерк.
В наступающих сумерках мы отправились к ближайшей Икее, которая как раз закрывалась (вернувшись обратно километров на 15), и там приготовили общий ужин на своих кухоньках, а после прекрасно проспали ночь под непрекращающийся ливень. Караван запирается изнутри. Обогрев в ту ночь мы не включали, что было ошибкой - на 20 градусов все-таки желательно ставить.
Оказалось, что в промзоне можно ночевать почти везде. Днем стоять нельзя, но и незачем, а ночью - пожалуйста, если нет запрещающего знака. Тем не менее на стоянке уже притулилось немало караванов. У некоторых за дворником лежала бумажка. Мы заинтересовались, не штраф ли это, но Игорь проверил содержание - это было вежливое письмо с просьбой не парковаться днем.