Первая этическая система, этика компромисса. Лучший вариант развития событий в неоднозначной ситуации - "Изоляция агрессора", когда все элементы, сохраняя существующие между ними противоречия, объединяются против одного, общего для всех врага. "Агрессором" назначается тот элемент, у кого окажется наименьшее число дружественных связей, чтобы было проще разорвать оставшиеся (проще говоря, союзники должны его предать). При невозможности реализовать оптимальный вариант, в ход идёт "Регулируемый конфликт", когда образуются пары аккуратно борющихся друг с другом противников, но действует принцип "друг моего врага - мой друг".
Вторая этическая система, этика конфликта. Лучший вариант развития событий в неоднозначной ситуации - "Связь через общий центр", когда все элементы, сохраняя существующие между ними противоречия, объединяются вокруг одного, общего для всех союзника. "Центром" назначается тот элемент, у кого окажется наименьшее число конфликтов с остальными, чтобы было проще погасить оставшиеся (враги должны с ним помириться). При невозможности реализовать оптимальный вариант, в ход идёт "Деление на два лагеря", когда образуются два предельно антагонистичных альянса, и действует принцип "друг моего врага - мой враг".
Это важно, поэтому я решил ещё раз это подчеркнуть.
Легко заметить, что Первая этическая система легко может привести (и приводит) к травле одного многими. Если кто-то оказался Кевином Спейси, все должны быть против Кевина Спейси. По крайней мере, так ведут себя "обыватели" Первой этической системы, элементы, лишённые способности к рефлексии.
Героическое поведение противоположно обывательскому.
Но надо хорошо понимать, почему структуры Лефевра так себя ведут. Структура - это не Герой. У неё нет разума. Это примитивный механизм, машина. Мы загрузили в неё некие основополагающие принципы. Например, "
Добро сильнее Зла". Это аксиома Первой этической системы. Если будет конфликт между Добром и Злом, Добро победит. А задача структуры - производить Добро. Структура состоит из элементов, которые, под влиянием среды, склоняются в ту или другую сторону, и повлиять на них структура не может. Но если она противопоставит все элементы одному-единственному, то во всех случаях, когда этот единственный элемент случайно окажется Добром, Добро победит и структура "поднимется". Пусть даже сам элемент будет физически уничтожен, Добро всё равно победит (см. случай с Христом).
Обыватель внутри структуры пытается сделать своё окружение более комфортным. Поэтому он принимает участие в общей борьбе с "агрессором", с паршивой овцой и коллективным козлом отпущения. А "мотивация" структуры в целом совсем иная, структура болеет за изгоев, и каждый отдельный обыватель является лишь проводником этой призрачной общесистемной воли.
То же самое происходит во Второй этической системе, только там аксиомы другие. Когда обыватель оказывается заперт в одном из двух враждующих лагерей, он твёрдо знает, что "как два различных полюса, во всем враждебны мы, за свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы". Логика же самой структуры совершенно иная. Программа гласит, что цель оправдывает средства, потому что Зло сильнее Добра, иначе Добру не пришлось бы использовать методы Зла и соглашаться на союз со Злом. Честный бой Добро проиграет. Но жёсткие связи внутри структуры (единство, единомыслие, дисциплина) производят Добро. Противопоставляя друг другу два монолитных союза, структура рассчитывает на то, что внутри каждого лагеря, с обеих сторон, победит Добро. А борьба Добра с Добром, хорошего с лучшим, порождает Добро.
И зеркальное отражение тех же принципов:
Вторая этическая система стремится связать все элементы через единый центр, потому что если центр окажется Добром, то и вся структура в целом будет производить Добро.
Первая этическая система готова использовать два отдельных ограниченных конфликта, участники которых дружат между собой, потому что конфликты и гибкие связи производят Добро, а союз Добра и Добра - это, очевидно, Добро.