Три идеи - исконная традиция (Ancien Régime)

Nov 25, 2021 03:24

Наконец-то переходим к тому, о чём я хотел сказать.

Настоящий консерватор-традиционалист, услышав об этих трёх наборах идей ( 1, 2, 3) сказал бы, что перед нами тоска по утраченным подлинным ценностям - православию, самодержавию, народности... по Царю, Богу и сословной системе. Это всё попытки обойти и как-то заполнить существующую дыру. Без монархии, подлинной христианской веры и сословий европейская жизнь и европейская культура утратили смысл, и вот, нацисты, либералы и коммунисты пытались разными способами этот смысл вернуть.

Где Царь?

У одних это высшая раса, у других цивилизация, у третьих - угнетённые и прогрессивные группы, классы, народы.

Где Бог?

У одних это война, у других мир, у третьих - революция.

В отсутствии сословий одни предлагают бескомпромиссную власть высших над низшими, другие - формальные права человека, а третьи - тотальное господство коллектива, равенство в бесправии перед мудрой волей Начальства.

***

И всё же, другой, ещё более настоящий и уже несуществующий традиционалист поклялся бы Юпитером и Юноной, Миневрой и Марсом с Венерой, что весь этот Царь-Бог-и-сословия скопом, всё это не более чем тоска по настоящей утрате, единственной подлинной утрате - по Вечному городу, по величайшей Империи, которая когда-либо существовала, по державе, в которой гармонично сочетался монархический, аристократический и народный принцип. Нет Сената и нет народа. Вот рана, которая никогда не заживёт. Вот боль, которая заставляла людей, терявших единственный настоящий Город, выдумывать ему на замену незримый Град Небесный, которому уже ничто не сможет повредить. "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут..." - эта мысль привлекательна для тех, кого обокрали и разорили.

Вождь варварской банды, которому удалось захватить холм с руинами римской виллы или каструма, объявлял себя Rex'ом - в честь древних царей римской дореспубликанской архаики. И потомки этих рексов... хотя, какие потомки, скорее всего, позднейшие "Еl Rei" и "Le Roi" были потомками псарей и конюхов на службе тех вождей... так вот, они обозвали себя Помазанниками Божьими. На сей раз, в честь легенды евреев, малого народа, чьё главное достижение состояло в том, что он был завоёван Империей, а потому его сказания и мифы были переведены на языки высокой культуры, греческий и латынь.

Вместо империи - чересполосица королевств. Каждое объявляет себя будущим Римом или следующим Римом, ни одно им не стало. Империей назвала себя Испания, Британия и даже косматая Германия - а что толку?



"Но вот правда: это травма европейцев. Их потерянная империя.
Для меня империя - это то, что должно быть разрушено."

...сказала мне Оля по совершенно иному поводу. Так странно! Вещи, о которых я думал в последние дни, всплывали в разговорах с ней, которые были совсем о другом, и она возвращала мне репликами то, о чём я ещё не успел ей рассказать.

***

Наверное, если идти в самую глубь, там будет и Платон с его мечтой об идеальном пирамидальном обществе, стратифицированном по функциям, и прочие рефлексии утраты Золотого века и изначального индоевропейского единства.

***

Но вернёмся обратно к монархии и сословиям. При желании, этот набор представлений тоже можно подвергнуть диалектическому анализу.

Царь и Бог - это очевидное противоречие, это два начальника, земной и небесный. А ведь "никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть". Выход, синтез - сословная система общества. В общих чертах, население делится на три основные группы. Одна в первую очередь служит земным властям и присягает монарху, утверждая, укрепляя и распространяя власть своего господина "конно и оружно". Вторая часть населения посвящает себя службе Господу. Третье сословие кормит и содержит две предыдущие группы своим трудом, и через это реализует свой долг служения.

Бог и сословия - небесное и мирское. Бог хочет, чтобы человек служил ему и только ему, чтобы человек приходил к нему свободным от обязательств, "птицы небесные не сеют и не жнут". Но у человека в сословном обществе не может не быть обязательств и забот. Даже духовенство существует в собственном мирке, со своими начальниками, уставами, распоряжениями и прочим. А значит, даже они радеют о Боге чуть меньше, чем могли бы. Выход - монархический принцип, существование Царя, который поднят над системой и не связан ей. Монарх не служит никому - и поэтому он может служить Господу, напрямую общаться с Богом, реализовывать себя, как образцовый христианин. И через него к Богу восходят представители всех сословий, потому что они знают, что царь молится за них.

Сословия и Царь - поданные и правитель, общее и единичное. Любой подданный может задуматься о том, что монарх - тоже человек, а значит, "почему он, а не я? или мой племянник?" Царь может задуматься о том, что раз он поднят над системой и не связан ей, то он может творить с ней что угодно, менять людей местами, возносить, низвергать, или вообще всё разом взять и отменить. Кто ему запретит? Он Царь. Ответом является Бог. Бог предназначил конкретного человека для царского венца, Бог проследил за обстоятельствами рождения будущего монарха. Раз поданные верят в Бога, они должны служить Царю. Но и Царь не должен трогать систему и вмешиваться в её функционирование, потому что не он её создал. Бог решает, кому есть серебряной вилкой, а кому метать навоз вилами. Царь отвечает перед Богом, а значит, монарх, пусть он и имеет на это полное право, не должен покушаться на права и обязанности сословий и отдельных подданных, он должен хранить и обычаи, и привилегии.

И даже в рамках умозрительной конструкции всё это может существовать только в идеальном равновесии. Достаточно выбить один элемент, и остальные два неизбежно утратят смысл и рухнут. Как, собственно, оно и произошло в реальности.

три идеи, татиба, Восток

Previous post Next post
Up