Начало
тут,
тут и
тут.
В Иерусалиме нас встретила замечательная
alla_hobbit: изначально мы строили маршрут немножко иначе, но в результате вышло к лучшему.
Мы переночевали у неё, а утром выстрелились, учитывая погоду, сперва в музей - потому что Гусля, которая намеревалась все-таки заняться тут своей настоящей работой, загорелась поглядеть на образцы каких-то огурцов. Огурцы были в Мусульманском музее - он в Иерусалиме небольшой, но довольно занятный.
Я представления не имел, чего ожидать, а там внезапно, например, какие-то золотые петушки:
Хотя традиционные иллюстрации тоже, и занятия у людей довольно разнообразные.
Ткут ковры:
Была целая стена про развитие письменности и довольно толковый доклад, который жужжал на трех последовательно языках, если нажать ему кнопочку.
Каллиграф:
Знаки зодиака - особенно рака оцените. На картинках внизу, мы решили, что хайфские кабаны, а что у них когти - подумаешь, вы слона Хокусая видели?
Тут явно богословский дискпут:
Не спрашивайте, у меня даже идей нет:
Сами огурцы я фотографировать не стал, там было просто много разных тканей и текстур с объяснениями, и Гусля мне рассказала про ткацкий станок с перфокартами (я вообще прежде не знал
этой истории - то есть, знал само слово жаккардист в смысле рабочий, ткущий на станке, который умеет делать узоры, но и всё).
В какой-то момент огурцы кончились,
alla_hobbit на нас забрала и мы двинули втроём в Старый город - для начала в храм Гроба Господня.
В сам Старый город попадают по какой-то современной магазинной улочке, где шляются подростки - с розовыми волосами, в кедах и с огромными стаканами питья, как на Гринвиче времен, когда мы там бывали чаще. Потом начинается самое интересное.
Храм выскакивает на тебя как-то довольно неожиданно из-за поворота; народу там было изрядно, и мы двинулись просто последовательно обходить его по периметру. Нынешнее здание построено где-то в 12 веке крестоносцами, всерьез и с размахом, но какой-то вариант храма, если я правильно понял, там был всю дорогу, с момента, собственно, воскресения господня. Если я правильно понял, на данный момент храм поделен меж основными христианскими конфессиями (ортодоксальные греки, армяне и католики, представленные францисканцами), и всякий желающий может прибиться в свой угол и помолиться там.
Прямо на входе безо всякого пафоса стоит собственно гроб господень Камень миропомазания (народ там благословляет кресты, и я тоже благословил целую горсть всяким хорошим людям)
Дальше можно обходить храм последовательно и дивиться.
Загадочная хреновина, о которой говорят, что это пуп земли. Анатомический смысл этого утверждения от меня ускользает, но не будет придираться:
Пещера, где воскрес господь - очередь соответствующая, прорваться внутрь нечего было и пытаться:
Это было где-то между приделами:
Армянский придел:
Православный придел - это обилие драгоценного металла ни с чем не спутаешь:
В католическом приделе было темно и фотографий не вышло вовсе:
Нам, конечно, своего придела не положено, но окситанский (ну, почти) крест мне все-таки выдали
Внимание, средневековое граффити:
Бедного Гусленыша, который вообще говоря язычник и не подписывался, мне кажется, несколько укачало, но он мужественно сопровождал терпеливую Аллу и мельтешащего меня. В какой-то момент храм всё же закончился, вы выбрались наружу и пошли в обратную сторону по via Dolorosa: честно сказать, прямо сейчас это просто магазинная улочка
Все места, где господь наш останавливался, очень славно помечены на стенах поясняющими фигурками:
Коптская (до 60 годов была коптской, а теперь эфиопская, поправляет меня в комментариях Алла) церковь
Кот
Алла повела нас дальше в еще одну достопримечательность, о которой мы не подозревали: тут оказывается есть часовня российской царской семьи
Историю про Игольное Ушко рассказывают так: будто эта дырка в стене, через которую человек пролезет, а всадник - нет. Человек пролезает - пруф:
Дэль тоже:
Историки, впрочем, в этом месте ругаются страшными словами и говорят - игольное ушко имеется в виду самое настоящее, а вот верблюд это опечатка в слове "канат".
Мы шли по Via Dolorosa в обратную сторону, потому что мы ролевики а не реконструкторы, поэтому и остановки являлись нам в обратной последовательности. На второй находится греческая православная церковь, где в темницах держали разбойников и господа нашего.
Темница Варраввы
Темница господа
Там же неподалеку дворик Пилата
У входа нам встретились самые настоящие южноамериканские францисканцы - в робах и вервиях, которые пели какой-то довольно славный четырехголосный хорал перед выходом и явно собирались дальше, чтобы каждую остановку отмечать таким образом.
У самого края мусульманского квартала, в начале собственно Via Dolorosa, по которой мы шли в обратную сторону - маленькая чудесная церковь Рождества Богородицы.
Там стояла гостеприимно распахнутая книга жалоб и предложений.
А теперь покажите мне квентаро, который не сделал бы того, что сделал я...
Дело шло к середине дня, мы сколько-то задолбались и решили перекусить в австрийском хостписе. Этот выбор не удивит вас, если вы знаете, что там на крыше!
Внутри там тоже славно:
Но вид с крыши...
Дальше мы уже просто шлялись, и отправились в сторону Еврейского квартала.
Башня:
Фонтан посреди города:
Еврейский квартал
Есть варианты, так:
или так
К храму, который однажды будет восстановлен, относятся всерьез, в частности, в Еврейском квартале посреди площади стоит золотая менора, которую туда принесут, когда храм построят. В смысле, из золота, и весит примерно полтонны.
Под стеклом, чтобы каждый мог полюбоваться. По ней лазают дети. Если это не символ, то я не знаю, как работают символы.
Иерусалим действительно золотой, не только на закате, но на закате особенно
Монастырь на горе
Под конец нам показали глюк матрицы но мы после всего только рукой махнули
Вечером Гусля рухнула, а мы с Аллой мы поехали гулять к довольно интересному месту.
Когда-то богатые английские евреи набрали денег и отправили хорошего человека, чтоб он приехал и построил глазную больницу за границей старого города, где из-за скученности народ очень сильно страдала трахомой. Снаружи были арабские разбойники, селиться за стенами никто не хотел, и потребовалась эпидемия холеры в старом городе, чтобы раздаваемые за полный даром квартиры снаружи стали хоть кому-то интересны.
В результате народ туда перебрался, расположился, зажил, и благотворитель построил им всем на прокорм почему-то мельницу.
Мельница, видимо ввиду неученной им розы ветров, стояла безо всякого полезного толку, кроме того обстоятельства, что через много лет на крышу ее водрузили пулемёт и остановили бегущих из города в слободу погромщиков.
Вокруг мельницы расположен квартал, больше всего похожий на Cordes-sur-Ciel: чудесные улочки, плющ везде, переплетенье лестниц, дома с решетками - и жители ушли примерно двести лет назад.
Алла говорит, что все это принадлежит каким-то богатым американцам, которые приезжают сюда на две недели в год на Пасху, в остальное время все это так и стоит заперто, как рождественская шкатулка.
Если так, то чтоб им пусто было, так бездарно тратить пространство.
Кот наших хозяев немножно заяц и немножко ягненок. Но безошибочно кот!
***
Наутро мы отправились в музей археологии и всякой еврейской культуры. Музей сделан отлично, очень толково и интересно - фотографировать там надо или каждый стенд, или не связываться. Я узнал, например, что финикийцы оказывается произошли от ханаанцев (там про это полтора зала примерно). А Кастор и Поллукс это такие Элронд и Элрос наоборот: один сын смертного мужа Леды, другой - сын Зевса при этом оба считаются Диоскурами.
Помимо вообще археологии и модели Второго Храма в натуральную величину там есть отдельная секция рукописей - про свитки мертвого моря и кодекс Алеппо.
Чтобы туда добраться, надо выйти на улицу, и указание звучало странно: ориентируйтесь на яблоко, сразу за ним. Мы сперва не поняли, а потом как поняли...
Свитки мёртвого моря раскопали в середине века: нашли семь штук, в Кумране, и при входе фильм про это дело, где подробно и с удовольствием рассказывают, как их сперва выкупали за бесценок у бедуинов, а после пошли уже всерьез искать в пещерах (в 50-60 годах на Западном берегу, ага? Я бы не стал делать гвозди из этих людей, о них будут ломаться молотки). После фильма предлагается проследовать таинственным подземным ходом в огромный зал, где кольцом размещены собственно свитки и комментарии
Тексты там в основном библейские, а также какие-то апокрифы и тексты местных общин (гимны и всякое такое). Там как я понимаю до сих пор увлеченно копают, и до сих пор что-то находят.
Если спуститься по небольшой лесенке, в такой же круговой зале (ходишь по кругу, вокруг руны, как по кольцу всевластья изнутри) - хранится кодекс Алеппо, в который я влип как Гусля в свои огурцы.
Это собственно текст 10 века, который был, как я понял, записан для иерусалимских евреев, а потом во время первого крестового похода его украли, и предложили выкуп. Деньги нашлись у еврейское общины Каира, и его повезли какими-то караванами в Тверию, потом в Россолимо (Египет), потом в Алеппо, где он и осел. Кодекс ныкали, никому не давали (в смысле, его нельзя было выносить из синагоги, а ученый с обоснованным и благочестивым запросом, мог быть впущен почитать) - но в пятидесятых года сгорела синагога, где он хранился, и пропала примерно половина страниц.
Тогда еврейская община Иерусалима, рассвирепев, выкрала его обратно, сбыв таким образом пророчество Исайи: инструкция (Тора) придёт из Сиона, слова господни из Иерусалима.
Надо сказать, отношение к этой святыне интересное, и например один кусочек кодекса до места не доехал, потому что один бруклинский профессор, не тем будь помянут, всю жизнь таскал его с собой в качестве талисмана, и только после его смерти наследники отдали фрагмент в музей. У меня сложилось ощущение, что народ тихо надеется, что сгорело меньше, чем все думают, и странички будут еще всплывать.
Выглядит это дело вот так, и кстати по краям страниц мне кажется, все-таки не следы огня, а грибок поел (мне доводилось переплетать и обгорелое, и грибком еденое, и это куда больше похоже на грибок)
Но, самое интересное - там есть детальные инструкции в глоссах о том, как правильно это читать, включая диакритику и пунктуацию, поэтому ученые и носились с ним буквально как с писаной торой. Малый кодекс тоже глоссирован, но в уже сложившейся традиции масоретов (у которых своя диакритика).
На выходе из всего этого дела еще некая книжная выставка, и там я обнаружил вот эту прелесть. Есть у христиан молитвенники с маргиналиями? Нам тоже надо! У нас будет (как подсказывает
viktorovna_y в комментаниях, Пасхальная Агада)
Гуслю тем временем интересовали текстили, а там как раз была выставка костюмов.
В современной части музея был целый зал монстров, куда я не пошел, а Гусляшка залипла, потому что интересовалась, как они сделаны.
А в конце в отдельном зале совершенно и потрясающая выставка концептуалистки, которая берет какие-то предметы, организует их в некий конгломерат, после чего связывает между собой и погружает в глубину Мертвого моря. На всю эту конструкцию налипает соль и выходит вот такое:
По-моему, это просто обалденно.
Часа в три за нами приехала Алла, и мы отправились дальше квестовать.
Спервы мы прицелились в Доминиканскую часовню, выложенную плиткой, стоящую вроде как над пещерой, где родился Иоанн Креститель. Даже без ремонта полным ходом место очень странное - кафель в церкви производит на современного смотрящего такое же, полагаю, впечатление, как алюминиевая посуда в романах Чернышевского.
Да и крест у них... впрочем, смотрите сами:
И не помогает, что рядом есть православная часовня с такой же историей.
Это страшная, кстати, засада - только прицелишься проникнуться и обалдеть, как на тебя с пелевинской настойчивостью из стены вылезает какой-нибудь следующий виток постмодернизма, и чувствуешь себя буквой на палимпсесте, с другой стороны которого кто-то уже активно орудует пемзой. Брр.
Рядом обнаружилось дерево с попугаями - специально по заказу Аллы, которая утверждала, что эти rara avis ей в городе прежде особо не попадались:
Неподалеку от обеих церквей был очень милый сад неизвестного нам ордена, который был, по словам Аллы, основан в 19-м веке каким-то еврейским парнем, которому приснился вещий сон, что он должен креститься приехать сюда и сделать это - ну он и сделал.
Сад ужасно симпатичный, с тропками, по которым можно протискиваться, и чудесным видом - сейчас не в диковинку, весна, а тогда в январе цветущий миндаль производил впечатление радуги в небе.
Я там наконец осуществил мечту идиоты и сорвал с дерева апельсин. Идиота потому, что он был совершенно несъедобен - дички они есть дички.
Затем мы перешли дорогу и поднялись, мимо источника, где встретились Мария и Елизавета, в францисканскую церковь - где тоже пещера рождения Иоанна Крестителя.
Я на этом месте мрачно процитировал спутницам Умберто эко на тему о том, что два солдата захватили по голове Иоанна Крестителя каждый, и ни один свою не отдает.
Хотя францисканская церковь мне понравилась куда больше, она очень светлая и славная, я туда успел как раз к окончанию мессы, которую служили на польском - я знал этот хорал и с удовольствием встроился.
Предзакатный свет нам выдали совершенно несравненный, но после опять начался дождь, так что греческие и римские развалины и могилу пророка Самуила мы рассматривали уже во мраке и по зонтиками.
Вообще туда конечно нужно приезжать на закате в ясный день, забираться на крышу мечети смотретьна город, это одна из самых высоких точек.
А дальше нам, собственно, пора было по домам: хозяева накормили нас восхитительного ужином, и развезли по автобусам и поездам. Они все совершенно прекрасные, и дай им Господь во всём удачи.
Ни на Масличную гору, ни в Гефсиманский сад мы не успели, христианин во мне с мявом рвется обратно, и предложение всем, с кем мы разминулись в эту поездку, "на следующий год в Иерусалиме" остается в силе (разумеется, with J-correction).
UPD:
глоссы с поправками от Аллы