Моя философия. Синопсис. - (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8).
Таким образом, мы должны признать, что вывод Канта о том, что «эмпирическое пространство-время», в котором мы воспринимаем весь «окружающий нас мир» - как и «математическое пространство-время» - находится в нашем сознании, хотя и вызывает у многих сомнение, все же является абсолютно правильным.
Ну, а как? КАК может быть иначе? Я на протяжении всего изложения моей философии постоянно подчеркивал, что если вы что-то видите, слышите, осязаете, чувствуете, мыслите - то все это уже соотнесено с вашим «Я». Это ВЫ видите, слышите, осязаете, чувствуете и мыслите. И все это уже, конечно, должно присутствовать в вашем сознании, как феномен вашего сознания. И приводил этому множество примеров и доказательств.
Скажем, пример с яблоком. Вы сорвали с дерева яблоко, поднесли его ко рту, надкусили, и вот - о чудо! - вы ощутили свежий сладкий вкус яблока. А теперь ответьте мне на простой вопрос: где возникает эта реальность «сладкого вкуса яблока» и где она существует? В ВАШЕМ СОЗНАНИИ. У яблока, объективно, НЕТ никакого вкуса. И эта реальность «сладкого вкуса яблока» возникает только после того, как вы надкусили яблоко. И возникает она в вашем сознании. Это вы, ваше сознание, порождаете - в вашем же сознании - эту реальность «сладкого вкуса яблока». И делаете вы это только потому, что у вас, в вашем сознании, существует способность порождать - в вашем же сознании - вкус «сладкого». «Сладкое» - это вкусовая форма вашего сознания. Как и другие вкусовые формы - «горького», «кислого», «соленого» и прочего. И если бы у вас - в вашем сознании - не было бы этих вкусовых форм, - причем существующих априорно, еще до того, как вы надкусили яблоко или затащили себе в рот что-то другое, - вы никогда не смогли бы почувствовать, что такое «сладкое». Или «горькое». Или «соленое».
Или возьмем звуки. Где возникает и существует эта реальность звука? В ВАШЕМ СОЗНАНИИ. Это ваше сознание порождает звуки - в вашем же сознании. Объективно, никаких звуков не существует, а существует лишь колебание воздуха (или какой-то другой среды). Или возьмем цвета. Где возникает эта реальность? В ВАШЕМ СОЗНАНИИ. Это вы, ваше сознание, «окрашиваете» «окружающий вас мир» в различные цвета. А объективно, никаких «цветов» не существует, а существуют лишь электромагнитные волны различной длины.
Так почему же мы должны думать, что с эмпирическим пространством-временем - в котором для нас существует весь «окружающий нас мир», включая все наши зрительные, слуховые, вкусовые и прочие ощущения - дело обстоит как-то иначе? Мы не можем ничего воспринять, если в нашем сознании нет способности к такому восприятию. Но если мы все же что-то воспринимаем, то все это уже находится в нашем сознании - и при этом в формах нашего же сознания. И в этом смысле восприятие нами «окружающего нас мира» в формах пространства и времени принципиально ничем не отличается от всех прочих наших восприятий.
Отличий между пространственно-временными формами и всеми прочими формами восприятия только два. Первое состоит в том, что пространственно-временные формы являются наиболее фундаментальными и универсальными формами нашего восприятия. Так что все прочие наши восприятия - зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и прочие - уже помещаются нашим сознанием в пространство и время. И существуют для нас уже в пространстве и времени.
А вторая особенность состоит в том, что эмпирические формы пространства и времени - будучи формами чувственности - очень тесно связаны с математическим пространством и временем, которые, в свою очередь, тесно связаны с логическими и рациональными структурами нашего разума. Очень плавно и быстро в них перетекая. И поэтому мы с необычайной легкостью можем применять математику и геометрию в нашем эмпирическом опыте. Например, с большой точностью измерять расстояние между различными предметами.
У остальных наших восприятий этого нет. Они остаются, по большей части, именно чувственными восприятиями. Нам очень сложно точно, математически, определить, насколько «более сладкое» отличается от «менее сладкого» в каких-нибудь «единицах сладкого». Или насколько «темно-зеленое» отличатся от «светло-зеленого» в «единицах зелености». Подобное различие мы можем делать только очень приблизительно. Гораздо больше с логико-математическими структурами нашего разума, как ни странно, связаны наши звуковые восприятия: не секрет, что в музыке присутствуют очень строгие математические закономерности (возможно, это связано с тем, что при восприятии звуков - особенно звуков речи и звуков музыки - огромную роль опять же играет время: важна длительность звука, их чередование, их темп, а также высота и тональность звуков). Но почему одни сочетания звуков - в которых мы можем обнаружить математическую строгость - кажутся нам гармоничными и приятными, а другие - нет, этого мы сказать не можем.
Во всем же остальном, повторюсь, пространственно-временное восприятие нами «окружающего нас мира» ничем принципиально не отличается от прочих наших восприятий. А значит, пространственно-временные формы уже существуют в нашем сознании. И не только математические, но и эмпирические. Точнее сказать, математическое и эмпирическое пространство и время - это одни и те же формы нашего сознания, только используем мы их по-разному: первые - для изучения свойств пространства и времени как таковых, с помощью нашего разума, а вторые - для восприятия «окружающего нас мира», в качестве «чувственных форм» восприятия.
Так что же? Кант был во всем прав? И его учение о пространстве и времени является истинным? Увы, нет. Старина Кант все же допустил очень серьезную ошибку. И далее я объясню, в чем она состояла.