Моя философия. Синопсис. - 7

Feb 03, 2022 15:34


Моя философия. Синопсис. - 1.

Моя философия. Синопсис. - 2.

Моя философия. Синопсис. - 3.

Моя философия. Синопсис. - 4.

Моя философия. Синопсис. - 5.

Моя философия. Синопсис. - 6.

Ну, что? Чувствуете? Вы уже чувствуете эту колоссальную мощь моего интеллекта, который - пробиваясь сквозь толщу философских ошибок и заблуждений к самым глубинам нашего мироздания - устремляется к Философской Истине? И вы уже видите, как из моих философских заметок - иногда путанных и сбивчивых, и да, порой излишне многословных - уже пробивается яркий и ослепительный свет этой Философской Истины? Последней, предельной Философской Истины - той самой, которую искали на протяжении столетий лучшие умы человечества, но которую они так и не смогли достичь.

Философия - это сложнейший предмет. Самый сложный предмет. Это вершина всей человеческой интеллектуальной культуры (да и всей культуры вообще), и здесь малейшая ошибка или неточность могут сбить с правильного пути и привести к чудовищным заблуждениям. Так как философия имеет дело не только с окружающим нас миром, но с самим разумом человека, с его сознанием. Поэтому не будем судить слишком строго предыдущих философов, которые этой Философской Истины так и не смогли достичь. Кто-то из них смог лишь ухватиться за тень этой Философской Истины, кому-то удавалось схватить ее за хвост, а кто-то, из самых великих - как Аристотель и Кант - приближались к этой Философской Истине чрезвычайно близко, на расстояние вытянутой руки. Но все же даже они спотыкались и совершали ошибки. А кто-то - как, например, Гегель - и вовсе впадали в настоящее безумие и открытое шарлатанство.

Но идем дальше. Нам еще предстоит более отчетливо сформулировать ключевые моменты нашей философии, а некоторые аспекты, признаться, до сих пор не вполне ясны мне самому. И прежде всего - природа пространства и времени. И вот именно к рассмотрению этой проблемы я и вернулся в следующей части моих философских заметок.

Мне удалось - благодаря моей метафизике - не только понять, где и почему Кант совершил свои роковые ошибки, но и встроить гносеологию Канта в свою более широкую философию в качестве ее важнейшего элемента. Однако это никак не отменило задачу «вскрыть» философию Канта изнутри нее самой. И в следующей части моих философских заметок я и предпринял попытку это сделать - через критику учения Канта о пространстве и времени.

14. Ошибка Канта в его представлениях о природе пространства и времени (14 постов): ( 1), ( 2), ( 3), ( 4), ( 5), ( 6), ( 7), ( 8), ( 9), ( 10), ( 11), ( 12), ( 13), ( 14). Учение Канта о пространстве и времени («трансцендентальная эстетика», в терминах самого Канта) является ключевым элементом всей его философии. Более того, я полагаю, что именно с этого вопроса - вопроса о природе пространства и времени - Кант и пришел к своей философии.

В то время физика и математика в Европе совершили невиданный скачок в своем развитии: Лейбниц и Ньютон уже создали систему дифференциального исчисления, Ньютон уже создал свою механику и открыл закон тяготения, было совершено множество других открытий. Однако никто не мог сказать точно, что все это означает, и почему, например, совершенно абстрактные (и для многих непонятные) математические построения, в которых фигурируют какие-то бесконечно малые величины, интегралы и дифференциалы, могут быть так успешно применены для описания объективного физического мира. И уж тем более мало кто понимал, что есть пространство и время, которые заняли положение ключевых физических величин в картине мира, созданной Ньютоном. Сам Ньютон пытался дать свое понимание того, что есть пространство и время («большой ящик без стенок бесконечных размеров, в котором тикают часы»), пытался сделать это и Лейбниц (в своей философии с монадами), но их ответы мало кого удовлетворили.

И вот Кант - внимательно следивший не только за политическим событиями в Европе, но и за всеми открытиями своего времени - и попытался ответить на эти вопросы. И когда он это сделал - он совершил в философии революционный переворот. И навсегда вошел в число величайших умов человечества.



И в этой части я как раз и рассматриваю это учение Канта о пространстве и времени. Сначала Кант разделил все суждения нашего разума на аналитические и синтетические. После чего он обнаружил, что некоторые синтетические суждения имеют априорный характер - то есть мы добавляем к нашему знанию какое-то новое знание, но при этом - вот что странно! - это новое знание об «окружающем нас мире» берется вовсе не из опыта, а из нашей головы, вне и без всякого опыта. Разве это не странно?

И самым ярким примером таких априорных синтетических суждений, конечно, являются суждения и высказывания математики и геометрии. Геометру или математику не нужно что-то измерять в эмпирическом опыте, чтобы доказать правильность своих теорем или создать новый математический аппарат - вроде дифференциального исчисления. Все это они могут делать, не выходя из своего кабинета. А потом - бац! - оказывается, что эти совершенно абстрактные математические построения позволяют описывать природу - как опять же дифференциальное исчисление позволило Ньютону успешно описывать любое движение тел.

Как же такое возможно? И Кант, отвечая на этот вопрос, совершает свое величайшее философское открытие: Кант вдруг понимает, что предметом математики и геометрии является пространство и время. Математика и геометрия - это особый, логико-математический язык, с помощью которого наш разум способен описывать пространство и время. И поскольку «окружающий нас мир» находится «в» пространстве и времени, то и все, абсолютно все выводы и положения математики и геометрии оказываются всеобщими и необходимыми для природы, для «окружающего нас мира». И поэтому мы можем смело (и очень успешно) применять математику и геометрию для описания природы и «окружающего нас мира».

Но как математики приходят к своим выводам и формулам? Априори! Они делают это, сидя в кабинетах, и им не нужен никакой эмпирический опыт и никакие измерения для подтверждения правильности своих теорем и формул. А значит? А значит, и пространство и время уже каким-то образом присутствуют в самом нашем разуме. Вне всякого опыта и до всякого опыта.

И вот отсюда Кант и сделал вывод, что пространство и время - это субъективные формы нашего сознания, через которые и с помощью которых мы воспринимаем «окружающий нас мир». Проще говоря, наш рассудок и разум «укладывают» весь эмпирический опыт, все наши ощущения, в свои собственные формы - пространство и время, и в результате мы получаем картинку «окружающего нас мира», где все существует в пространстве и времени. Ну, а затем Кант уже выстроил на этом всю свою философию.

Но здесь Кант все же немного ошибся.   

Философия

Previous post Next post
Up