Начало: Святые на острове Авша. Под крыльями ангелов... Святые на острове Авша, часть II: Святой Симеон Митиленский Святые на острове Авша, часть III: Феофан и Федор Начертанные Итак, мы уже выяснили, что сосланный на Авшу святой Симеон Митиленский построил здесь монастырь в IX веке. Но, как оказалось, во времена Византийской империи на нашем острове было несколько монастырей! Кто бы мог подумать?! Вот они, крупицы истории Авши, которые я намываю аки золото.
И вторым человеком, основавшим у нас монастырь, был святой Макарий Пеликитский - ни много ни мало один из лидеров православного сопротивления в эпоху второго иконоборчества! Какие люди жили у нас тут!
Остров, кстати, стал для него последним пристанищем - здесь преподобный Макарий ушел в мир иной...
Преподобный Макарий Пеликитский родился в Константинополе, в знатной семье, и назван был Христофором. Но рано осиротел и воспитывался дядей. Ушел в монахи в Пеликитский монастырь в Вифинии (территория нынешней Турции), который через некоторое время и возглавил, став его игуменом:
Он сменил на этом посту игумена Илариона Нового Пеликитского, скончавшегося в 754м году во время самой натуральной бойни - в монастырь ворвался военачальник с красноречивым именем Лаханодракон и надругался всласть над иконопочитателями (то была первая волна иконоборчества в Византии). Иноков кого поубивали, кого изувечили, опаляя им бороды, измазывая смолой лицой и отрезая носы... Брр... И это не фильм ужасов, а реальная история.
После мученической смерти Илариона преподобный Макарий был единодушно избран настоятелем монастыря. Жил в подвигах, творил чудеса (например, вызывал молитвой дождь во время засухи) и прославился даром исцеления, примеры которого красочно описаны в его житие. Гонениям он подвергся при двух императорах - во время правления Льва V (813-820), а потом - небезызвестного нам уже Феофила (829-842). Его сослали на Афусию предположительно в 833 году. Если судить по предполагаемым годам его жизни (760 - 835 гг.), преподобный Макарий к моменту ссылки на Авшу был уже глубоким старцем, за 70 лет.
Любопытно мне было прочитать, как описывается наш остров в житие святого Макария. Тем более, что в этом рассказе я неожиданно для себя нашла попытку объяснить этимологию старого, греческого, названия острова, - Афусия:
«Поэтому нечестивец (имеется ввиду император или эпарх), не вынося его (Макария) дерзновение даже заключенного, осудил его на изгнание (в место), неудобное для приобретения необходимого, а чужестранцам и случайным людям недоступное, ибо это далекий остров, называемый Афусия, как раз из-за своего удаления, как я думаю, так названный».
Как пишет монахиня Кассия (в миру - Татьяна Сенина) в своей работе
«Иконопочитатели и иконоборцы IX столетия», по которой я и цитирую сейчас «Житие Святого Макария Пеликитского», по-видимому, автор возводит название Афусия к глаголу «...» (тут, к сожалению, греческий шрифт исказился, привести оригинал не могу) «быть далеким». Указание данной этимологии ей подсказал епископ Нектарий (Яшунский). Сердечное спасибо им обоим и от меня и от современной Авши, которая на своем веку сменила множество названий, о чем я написала когда-то
отдельный пост .
Едва успев сойти с корабля, святой Макарий уже облагодетельствовал островитян. Видя, что они умирают от голода, дал им хлеба.
По словам монахини Кассии (Татьяны Сениной»), «в ссылке на острове Афусия он (Макарий Пеликитский) пользовался полной свободой: построил храм, основал монастырь (примерно в 833 г.), собрав вокруг себя монашескую общину, и был в почете у местных жителей».
Хотела бы я посмотреть на тех, кто жил тогда на нашем острове! И сколько вообще населения было. :)
Про строительство храма тоже сохранилась интересная история:
«Когда же он жил в той местности, ему понадобилось построить здание священного храма. По воле же Божией случилось, что он нашел в том месте некие давно обрушившиеся развалины (и) поручил присутствовавшим расчистить их.
И вот, когда все взялись за дело, присутствовал там рядом с трудящимися до изнеможения некий бездействующий из монашествующих, которому святой приказал помогать работающим. Тот же утверждал, что не в силах работать, поскольку у него усох большой палец на руке. Тогда святой, усмехнувшись и укорив его за неверие, побуждал его, употребляя жезл справедливого рассуждения, без промедления поспешно взяться за работу. И вот, когда тот взял необходимое орудие и начал очищать землю, он тотчас же стал трудиться наравне с другими».
Здесь же, на Афусии, святой и умер где-то в 835 - 840 году. Кончину свою предвидел. Произнес предсмертную речь, своими руками разметил местоположение гроба и поручил ученикам изготовить его по разметке. «Когда же гроб был готов, и сам он завершил свои (здешние) дела, сказав: «В руки Твои, Владыка, предаю дух мой!» И таким образом он ушел из жизни, не унося с собой ничего из останков жизни...».
Про разметку гроба Кассия сделала примечание: по ее предположениям, речь может идти о гробе, высеченном в скале, что было обычно для монастырских погребений в гористых и каменистых районах. Но на Авше нет гор. Только невысокие холмы, хоть и каменистые. Так что я думаю, усыпальница святого была обычной.
Но даже после смерти святой продолжал чудесные исцеления, которые происходили уже у его гроба. Цитирую "Житие Макария Пеликитского":
"Так вот, когда святые его останки уже были положены во гроб, случилось проходить мимо острова судну, на котором плыл некто по имени Григорий, тайно одержимый демоном. И вот, сильно истерзанный, он, осмелев, собирался броситься в море. Плывшие же вместе с ним, схватив его, высадили на остров. Подгоняемый же демоном, он быстро прибегает к гробнице святого, упав ниц перед ней и проведя (там) тот день, заступничеством святого на рассвете ушел восвояси безмятежный.
Такое же чудо он творит и с Димитрием, в течение немногих дней очистив его от нечистого духа.
После этого он творит необычайное исцеление двух монашествующих, одного исцелив от духа немоты, а другого, от такого же (духа) наказуемого и связанного цепями, освободив от обоих, отослал здоровыми.
Той же самой благодатью благодетельствуя, он избавил двух детей, одного из немого превратив в говорливого, а другого освободив от немого духа.
Также лягушку, гнездившуюся в животе у монаха, он изгнал через вкушение елея..."
Эх, жаль, не сохранилось той чудотворной усыпальницы! И кто знает сейчас на Авше об этой истории и всех происходивших здесь чудесах?
Подозреваю, что только я. Столько веков утекло. Конечно, не то что могилы, даже праха уже не осталось. Все поглотило время...
Где некогда стояли монастыри, возведенные на острове Симеоном Митиленским и Макарием Пеликитским?
Был ли построен монастырь Святой Марии XVII века, остатки которого дошли до нас, на месте одного из них или нет?
Во всяком случае на развалинах нашего монастыря рядом с более современной кладкой выстоявших в битве со временем стеночек четко видны намного более древние здоровые мраморные плиты, которыми был вымощен пол:
Загадки остаются...
Старинных внятных икон с изображением Макария Пеликитского в интернете я не нашла. Зато обнаружила про него что-то вроде
просветительского мультика:
Click to view
Продолжение следует...