"Sherlock BBC": музыка. Тема Майкрофта.

Dec 15, 2016 22:23

Преамбула
Музыкальная тема
Тема Джона
Тема Шерлока
Что мы слышим в титрах
Тема Мориарти

- Но вы говорили, что любите музыку.
- Музыку? Да. Но это... Я думал, с кем-то плохо.
Или кошка застряла в трубе. (c)

Тема Майкрофта не похожа на все остальные темы - ни по стилистике, ни по ясности намерений. Композиторы выдают нам информацию о Холмсе-старшем такими микроскопическими дозами, что создается впечатление, будто они сами себе заклеили рот, лишь бы не сболтнуть лишнего (хотя иногда их все-таки прорывает, причем в самых неожиданных эпизодах).

Вот скажите, пожалуйста, кто-нибудь помнит тему Майкрофта?
А напеть сможет без шпаргалки? Ну насвистеть?
Именно.
Итак, Майкрофт. Старший брат Шерлока и вроде как его заклятый враг, работает на правительство (а может, он и есть само правительство), щеголь в дорогих костюмах, учредитель клуба "Диоген", следит за весом, IQ упирается в небесную ось. Тема у него могла быть какая угодно - от менуэта до джеймсбонда.
А композиторы выбрали вот это:

image You can watch this video on www.livejournal.com




Это точно тема Майкрофта? Может, они пошутили?
Попробуем в другом эпизоде.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Мда. И последняя попытка.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ладно, уговорили. Тема Майкрофта.
Мы угадаем эту мелодию всего с двух нот. А больше и нету - центральный мотив у нее вот такой, двухнотный:




Если просто смотреть на то, что написано на бумаге - это нисходящая малая секунда. Прямо-таки хрестоматийный пример музыкальной интонации просьбы, мольбы, вопроса. (Моей личной чуйке еще мерещится намек на собачий скулёж. Если я права, композиторы могут этим намекать на линию с таинственным Редбердом, про которого мы пока ничего не знаем).
Но в звучании все немного иначе. Послушаем еще разок, теперь без видеоряда.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Заведем на тему Майкрофта маленькое досье:
1) Центральный мотив темы не просто повторяется - его громкость плавно сходит на нет, как будто в реале звучат только первые две ноты, а все остальное - их эхо.
2) Композиторы для исполнения этого мотива выбрали такую ядреную комбинацию из духовых инструментов, что его жалобная интонация (которая выглядит таковой на бумаге) уходит на самый дальний план. А на переднем плане возникают слегка зловещие картинки-ассоциации: крик филина в ночи, скрип ржавых ворот, завывание ветра в трубе, эхо в пустом доме... Но никак не облик этого благообразного джентльмена, которого мы видим на экране.
3) Мотив-"эхо" - не единственный элемент темы, он чередуется с неожиданно теплым звуком кларнета, и все это на фоне постоянного постукивания. (Для удобства я обозначу эту конструкцию словом "трещотка", как сильно замедленная трещотка гремучей змеи).

Итак, три составляющих элемента темы Майкрофта: "эхо", кларнет, "трещотка". Время от времени тема теряет последние два элемента, и в ней звучит только мелодия (напр. видео №3, "Скандал в Белгравии", сцена в самолете).

Пока все более-менее понятно. Но если мы начнем бродить по саундтреку и следить за проявлениями темы Майкрофта, то можно убедиться: композиторы запутывают следы.

Например. Иногда в саундтреке возникает эпизод, по звучанию очень похожий на тему Майкрофта. Мы его слышим в сценах либо с Мориарти, либо когда на Мориарти нам намекают. Мотива "эхо" в нем нет, но есть ему подобный мотив с той же тембровой краской (в следующем видео он отмечен галочкой), плюс остальные два элемента темы Майкрофта - кларнет и трещотка - тоже присутствуют:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Отсюда следуют две версии. Точнее, три - и я начну сразу с третьей.
3) Мало ли, что там на что похоже звучит. Мелодия Майкрофта есть? Нет. Ну и всё.
2) Композиторы в этих сценах действительно указывают на Майкрофта (просто не хотят копировать его тему точь-в-точь, чтобы не слишком сильно нам подсказывать). И тогда получается, что таксист - проект не только Мориарти, но и Майкрофта; генерал Чен разговаривает в скайпе с Мориарти, а Майкрофт стреляет (либо наоборот); в бассейне Мориарти говорит по телефону именно с Майкрофтом, а вовсе не с Ирен.
1) Все, что есть в теме Майкрофта от самого Майкрофта - это мотив "эхо", а кларнет с трещоткой в его теме обозначают Мориарти. Его влияние/ шантаж/ да что угодно, главное, что Майкрофт - в подчиненном положении.
Ответов композиторы пока не дают, только делают загадочные лица.

Зато в паре эпизодов Арнольд и Прайс все-таки проболтались: там звучит мотив, откуда надо мотив. Получите и распишитесь.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Эпизод из "Невесты" - не единственный, в котором композиторы усиленно намекают на связь Майкрофта и Мориарти. Заглянем в Чертоги разума Шерлока в эпизоде "Его последний обет". На экране Майкрофт, а за кадром - мотив-двойник темы Мориарти. Вы как хотите, а меня на этом месте вынесло из кресла.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И вот так сливают в экстазе тему Мориарти и тему Майкрофта в "Рейхенбахе":

image You can watch this video on www.livejournal.com



В общем, тема Майкрофта - мастерица интриги и чемпионка по уходу от ответов.
Пока ставлю на то, что ключ к разгадке действительно находится в детстве Шерлока - но ведь, по идее, там и Мориарти где-то рядом должен крутиться.
Ждем новый сезон и смотрим, что за бомба там бабахнет.

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - Эплдор.

Музыка, Шерлок

Previous post Next post
Up