До второй серии несколько часов, но еще есть время поползать с лупой по саундтреку "Шести Тэтчер" - может, чего наползается, пусть даже и в режиме "нноооо, залетные, фортиссимо мамма миа". Наверняка потом будет интересно вернуться к этому этапу.
Анализирую по обычной схеме: читаю музыкальный язык в сочетании с видеорядом и пытаюсь строить версии на основе суммы "прочитанное + увиденное", без всяких претензий на истину в последней инстанции. Желающие, присоединяйтесь.
Общие впечатления: композиторы продолжают традицию "Невесты". - в инструментовке много синтетики, хотя инструментов симфонического оркестра тоже хватает; - по сравнению с предыдущими сезонами, за кадром гораздо больше тишины (т.е. меньше музыки как таковой) - из всех музыкальных тем персонажей самая акцентированная - тема Мориарти, все остальные почти всегда либо замаскированные/вариативные/мутировавшие, либо не со своими "прикрепленными" инструментами, либо отсутствуют, либо вообще новые. А теперь подробнее и со слайдами. Это очень забавно, но все три сцены третьего сезона, которые я рассматривала в прошлый раз, отзеркаливаются в этой серии, как по списку. Прямо в том порядке и начну. Чтобы видео проигрывалось без задержек, запустите ролик и сразу жмите на паузу. Подождите несколько секунд, чтобы видео подзагрузилось, и запустите его снова.
Рэдберд. Мэри усыпляет Шерлока. Шерлок видит бегущих мальчиков и собаку (которая уже не такая, как в "Последнем обете", плюс на ее шее человеческий платочек). А бывший вокализ - пение без слов - теперь стал песенкой со словами. Кажется, "собака = человек" маячит все сильнее.
Мэри и Джон. Звучит та же самая конструкция "неправда с обеих сторон". Видеоряд "Джон и Мэри разговаривают" теперь дополняется внезапно возникшим в кадре Шерлоком и зеркальным отражением Джона и Мэри.
Липовая версия. Эту музыку мы слышали в начале "Пустого катафалка" (Первая версия спасения Шерлока), а сейчас она выступает как сопровождение сцены "Жена посетителя - шпионка":
Казалось бы, эта сцена "Шести Тэтчерам" не дает практически ничего. Для чего ее включать в сюжет, да еще с той же музыкой "липа-липа"? Возможно, в качестве "вот вы тут громоздите конструкции про шпионов, а разгадка гораздо проще".
Идем далее. Магнуссен. Интересно, что намеки на Магнуссена есть не только в видеоряде (акулы и пр.), но и в музыке, только оооочень аккуратные. Во-первых, тема Магнуссена действительно звучит, но замаскированная по самое не могу, да еще в исполнении инструментов Шерлока. (Для освежения в памяти ее оригинального звучания сперва даю отрывок из "Катафалка").
Во-вторых, в саундтрек проникла челеста, один из инструментов Магнуссена. Причем в самые неожиданные сцены: например, в кадре Джон и ребенок, над ними висят темные рыбки, за кадром звучит челеста.
Мориарти. Как я уже говорила, это одна из самых ясных тем этой серии, и композиторы снова иногда параллелят Мэри и Мориарти. Лингвистические уши Фенди уловили, что когда Мэри идет по аэропорту, диктор говорит фразу "miss me", поэтому этот эпизод я тоже включила в цепочку примеров.
Из новенького. Появилась тема "AGRA". Сперва немножко про нее расскажу, потом послушаем музыку. Четыре буквы, четыре агента, четыре звука. Как вы помните, "AGRA" имеет два варианта написания: - с четырьмя составляющими: "A.G.R.A" (рассказ о четырех агентах и надпись на флэшке, которая сгорела в камине) - с тремя составляющими: "A.G.RA" (на всех остальных флэшках, которые мы видели в кадре). На мой взгляд, Арнольд и Прайс сделали замечательную штуку: в их мотиве "АГРА" четыре звука, но три ноты, потому что одна из них повторяется: [Нотная запись]
Мало того, они этот мотив так и будут повторять то с тремя звуками, то с четырьмя, болтаясь туда-сюда между двумя вариантами (в одной сцене я пометила циферками количество звуков. Сам мотив слышно достаточно хорошо, поэтому значками не отмечался, но если вдруг кому надо, свистите).
Да-да, у кого сейчас была самая сильная лупа, тот отметил, что в кадре снова появился элемент зеркала в квартире 221В, но уже верхний:
Дальше прямо не знаю, за что хвататься, потому что все завязано друг на друге. Ну давайте начнем плясать от Мэри.
Сначала даю этот мотив в трех сценах для сравнения "как звучит сначала и как звучит потом", и пойдем дальше. В первой сцене, где есть Джон и Шерлок - круговой мотив целый. Во второй и третьей, где Мэри без Джона и Шерлока - круговой мотив разомкнут, т.е. последняя нота мотива уже не возвращается к начальной точке. (И кто в первой сцене отметит совмещение в кадре Мэри и акцент на слове "киллер" - возьмите с полки пирожок. А кто в последней сцене услышит, что разомкнутый мотив звучит уже как-то иначе - тоже возьмите, хотя я там галочку поставила).
И на моменте второго и третьего отрывка мне хочется вскочить и зааплодировать, потому что эти хитрые черти настолько тонко сработали, что я не сразу услышала. Арнольд и Прайс вставляют всего одну ноту в мотив разомкнутого круга, и он превращается в мотив "свадебного вальса в миноре" (тот, который вариация темы Мэри). Да, так что там не так с последним разом, где галочка? А то, что к этому симбиозу "разомкнутый круг + минорный вальс" теперь прицепился хвост "мотива-двойника" темы Мориарти. Режим "мотивное вычленение, уровень наивысший". [Нотная расшифровка] Сперва показываю отдельные составляющие: "круг", "минорный вальс", "мотив-двойник", а затем итоговую конструкцию.
Дальше совсем интересно. В видеоряде настоящий ангст: пуля, Мэри умирает, потом Мэри прямо совсем умерла. А что делает музыка? Показывает нам классическую комбинацию из трех пальцев: ни на ранение, ни на самопожертвование, ни на смерть Мэри она вообще не реагирует. Все, что музыка делает в это время - повторяет, как заевшая пластинка, эту итоговую конструкцию "Джон и Шерлок не вместе, Джон разочарован в своем браке, след Мориарти". Заметьте, что мелодия звучит предельно четко, проговаривая свою мысль медленно и по слогам.
Затем Арнольд и Прайс выпиливают мелкий мотивчик из сцены "смерти Мэри" (всю суть этой сцены на музыкальном языке вы только что прочитали), вставляют его в тему Джона, и... именно здесь, в этой сцене, музыка реагирует по-настоящему, наотмашь, со всей силы. Тема Джона рассыпается на куски. В пыль, в хлам, на молекулы. (Обратите внимание на видеоряд: Джонов сперва как будто бы две штуки, рядом с кладбищем церковь, кабинет психотерапевта в церковном здании, приходящие на телефон сообщения бьются в сердечном ритме).
Но мотив круга снова зазвучит в свое первоначальном варианте. Как ни странно, этому поспособствует Майкрофт:
И последнее, что мне показалось интересным. Новая знакомая Джона. Хотя интересен в этой линии скорее видеоряд в сочетании в драматургией, но начнем с музыки:
Немного странная гармоническая последовательность, но зато теплый, позитивный кларнет (чуть позднее мелодию подхватывает флейта, его ближайшая родственница). Что мы знаем о кларнете в связи с "Шерлоком"? 1) в "Слепом банкире" Джон сообщает Саре, что когда-то учился играть на кларнете 2) звук кларнета - один из элементов темы Майкрофта.
Теперь видеоряд и прочее: 1) Джон несет листочек с номером, а на заднем плане слово "киллер":
2) Девушка активно проявляет инициативу: выходит вслед за Джоном из автобуса и дает ему свой номер, затем ждет Джона на остановке
3) Сцена "Джон и Мэри в спальне". Сообщения на телефон Джона приходят строго в тот момент, когда Джон один в комнате, вплоть до секунды.
4) На девушке кулон в виде розы
5) Мы не знаем ее имени. Возможно, его не знает и сам Джон
6) Изображение героя Тоби Джонса (злодей Калвертон Смит) на остановке, где девушка поджидает Джона
7) Звуки и знаки: колокольчики в автобусе переходят в челесту (Магнуссен), в кадре темные рыбки (Магнуссен) и ребенок (Мэри). Попробуем собрать все вместе? Джон едет в автобусе (предположительно на работу), видит симпатичную девицу с кулоном-розой, та выскакивает вслед за ним и дает свой номер телефона. Имя ее неизвестно, сообщения ее приходят исключительно тогда, когда Джон в одиночестве, в визуале намеки на киллеров и злодеев. Джон чувствует себя несвободным и пытается все прекратить, но девица подкарауливает его на остановке (скорей всего, знает, где и когда он бывает). В ее теме кларнет - предположительно намек не то на Майкрофта, не то на Мориарти, не то на обоих сразу. Мне кажется, мы только что видели начало отношений Джона и Мэри.
По поводу серии в целом. Сейчас уже совсем понятно, что она абсолютный анриал, который происходит в голове Шерлока. Вопрос, когда именно.
Я вижу три варианта. Нет, четыре. Даже пять: 1) Не-реал начался в "Невесте" и продолжается до сих пор 2) Не-реал начался после выстрела Мэри в Шерлока и продолжается до сих пор. Шерлок пытается понять, кто такая Мэри, и рассматривает ее образ со всех сторон. Возможно, даже дробит на составляющие - Вивиан (предательница, которая стреляет в Шерлока), и таинственную "Е" (кто заводит отношения с Джоном неизвестно по чьей наводке) 3) Не-реал начался после падения Шерлока с крыши и продолжается до сих пор. На мой взгляд, самое вероятный вариант, потому что сюда укладывается абсолютно все, включая психотерапевта и невменяемое состояние Джона. Все персонажи, которые появились после Рейхенбаха, выдуманы, поэтому будут исчезать один за другим. 4) Не-реал начался еще раньше - скорее всего, после взрыва в бассейне, потому что именно с "Белгравии" начнутся всякие иносказания, глюки и игры со временем и пространством 5) Их собственный тролльский вариант. С них станется.