Преамбула Музыкальная тема Тема Джона Тема Шерлока Что мы слышим в титрах Тема Мориарти Тема Майкрофта Тема Магнуссена Тема Мэри И последнее, о чем мне хотелось рассказать: как музыка "Шерлока" ведет себя в некоторых сценах.
Речь пойдет уже не о конкретных темах и мотивах, как раньше, а о более широкой области "музыкальные средства выразительности" - но и там можно найти много интересного.
Давайте немножко побегаем по сюжету, понаблюдаем за музыкой - и попытаемся понять, что оно может значить.
1. "Рэдберд".
В "Последнем обете" нам показывают Шерлока в детстве и какую-то неизвестную собаку. За кадром звучит вот такое:
You can watch this video on www.livejournal.com
Вокал.
Вокализ, если точнее.
"Шерлок" не испытывает недостатка во вставных вокальных номерах (вроде "Staying Alive"), но специально написанный вокализ в этом сериале - крайне редкий гость. Любые композиторы, использующие человеческий голос в качестве дополнительного музыкального инструмента, таким приемом стараются сделать максимальный акцент на человеке, человечности, очеловечивании.
Отдельный вопрос, как это трактовать у Арнольда и Прайса в представленном эпизоде.
Очеловечивание Шерлока? Ну тоже вариант, конечно - вдруг кто-нибудь из зрителей к концу третьего сезона еще не понял, что Шерлок не машина.
А если попробовать предположить, что речь идет не о Шерлоке?
Тогда этот внезапный вокал может означать, что Рэдберд - не собака, а реальный человек, но сознание Шерлока по какой-то причине заменило его образ на образ собаки. Так же, как у Генри Найта.
Пока запишем в загадки.
2. "Примирение Джона и Мэри".
Джон и Мэри у камина, Джон бросает флэшку в огонь, Мэри плачет, потом супружеские обнимашки и мир во всем мире. В общем, в видеоряде вроде как полная идиллия.
Проверим, насколько она совпадает с аудиорядом?
Попробуйте сейчас отметить два момента:
1) что происходит с музыкой, когда флэшка попадает в камин (ведь это такой важный момент);
2) что происходит с музыкой, когда Джон и Мэри начинают обниматься (ведь это тоже очень важный момент).
You can watch this video on www.livejournal.com
Вот именно.
1) Ни-че-го.
2) До объятий музыка неуверенная, спотыкается на каждом шагу, в воздухе повисают знаки вопроса и у скрипки (Мэри), и у фортепиано (Джон) - это все понятно, люди еще не объяснились, не помирились. И что же после? Джон и Мэри обнимаются, но музыка на это вообще никак не реагирует, ее эмоциональная окраска не меняется от слова "совсем". Мало того, она вдруг становится на удивление неинформативной, как будто оркестр прямо в этот момент потерял все ноты вместе с пюпитрами, а дирижер кричит: "Ребята, да играйте что угодно, лишь бы более-менее складно и в кадре не было тишины". Ни тоники, ни одной точки опоры, ни единой зацепки - сплошной туман и бессмысленное блуждание в трех соснах.
В общем, хотите верьте, хотите нет, но музыка намекает, что в этой сцене врут оба. И Мэри со своими слезами, и Джон со своим прощением.
3. "Как выжил Шерлок".
Ни для кого уже не секрет, что практически все эти "версии спасения Шерлока" (с помощью которых Мофтиссы посылали воздушные поцелуи изнемогающему фандому) оказались полной липой.
Интересно, проявлялось ли это как-нибудь в аудиоряде?
Разумеется. И композиторы решили эту задачу самым простым средством: категорией звука.
Арнольд и Прайс никак не ограничивают себя в выборе музыкальных инструментов, но почти всю партитуру "Шерлока" они поручают инструментам симфонического и народного оркестра, а электронную музыку приберегают для особых случаев (акценты на важных деталях, сцены дедукции Шерлока, сцены глюков и кошмаров, и пр).
Три версии спасения Шерлока - это тоже "особый случай".
Начнем с первой.
Что делают Арнольд и Прайс? Сразу же показывают нам, как должна звучать фальшивая версия: врубают синтезатор на полную мощь и льют электронику толстым слоем, не стесняясь. То, что мы слышим в этом эпизоде - это такой камертон, эталон, образец "идеальной фальшивки", с которым можно сравнивать все остальные версии спасения Шерлока.
You can watch this video on www.livejournal.com
Во второй раз композиторы уже более аккуратны и затейливы.
Сперва звучит электроника как узелок на память: когда нам показывают, как спасся Шерлок, и за кадром звучит ЭТО - перед нами снова полная липа. Но на середине пути электронику сменяют инструменты симфонического оркестра: версия пытается успеть прикинуться "честной девушкой". Нас постепенно приучают к звучанию третьей версии, которая будет звучать почти как настоящая (поэтому некоторые до сих пор принимают ее за правду).
Итак, вторая:
You can watch this video on www.livejournal.com
И, наконец, третья: "Мориарти-драйв" с замаскированным слоем электроники. Почти незаметным, если специально не вслушиваться. Начало этого звучания (поначалу не очень слышное) я отметила значком, затем постепенно его уберу, потому что надобность в нем отпадет - вы сами научитесь различать этот синтетический слой.
You can watch this video on www.livejournal.com
Для трудолюбивых людей, которые захотят сравнить звучание этого эпизода с аналогичным эпизодом во втором сезоне, выкладываю ролик с "Рейхенбахом". Играет только симфонический оркестр.
You can watch this video on www.livejournal.com
Зато композиторы намекают, что настоящая версия спасения Шерлока в серии действительно была показана. Хотя не до конца и в неподходящий момент, но тем не менее.
Оцените схожесть звучания первого и второго эпизода:
You can watch this video on www.livejournal.com
Дедукция. Вычисление. Все аналогичные сцены в "Шерлоке" звучат именно так.
То есть если Арнольд и Прайс не лукавят, Шерлок сочетал какие-то подготовительные шаги (которые явно были, иначе для чего он обращался к Молли) с поиском решения буквально на ходу.
Снова запишем это в загадки и посмотрим, дадут ли нам ответ в новом сезоне.
Ну вот, пожалуй, и все. Этим полукреслом мастер Гамбс закончил серию мебели, посвященную музыке "Шерлока". Конечно, рассказывать о ней можно бесконечно, но к этому я как раз и не стремилась. Мне больше хотелось показать, насколько музыка "Шерлока" интересная, насколько она элегантно и увлекательно выполнена и насколько редко такое счастье можно встретить. Арнольд и Прайс - высококлассные, блестящие, остроумные мастера, и надеюсь, что у меня получилось познакомить вас с ними поближе.
Всем спасибо за компанию, я чудесно провела этот месяц. :)
Жду новый сезон и новую музыку. Присоединяйтесь, дамы и господа.