"Sherlock BBC": музыка. Тема Мэри.

Dec 20, 2016 23:09

Преамбула
Музыкальная тема
Тема Джона
Тема Шерлока
Что мы слышим в титрах
Тема Мориарти
Тема Майкрофта
Тема Магнуссена

Если бы все музыкальные темы "Шерлока" участвовали в конкурсе на самую большую протяженность и самый большой мелодический диапазон, тема Мэри заняла бы уверенное второе место, сразу после лидера - темы Шерлока. (Кстати, угадаете, кто окажется на третьем?)
Кроме того, тема Мэри - дама уникальная: она ведет себя совсем не так, как все остальные темы сериала. Потому что у нее есть свой собственный секрет.

Впервые эту тему мы слышим в эпизоде "Джон собирается делать предложение", но сразу же после этого с ней начинают происходить необратимые трансформации и искажения. То есть так, как в данной сцене, тема Мэри больше не будет звучать никогда.
Вот этот первый раз. Он же и последний.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Теперь разберемся, что нам только что показали композиторы.
В музыкальную ткань вплетаются звуки фортепиано: мы смотрим на Мэри не только как зрители, но и немного глазами Джона.
Широкие мелодические ходы в сочетании с плавностью (где-то мы уже такое видели - точно, в теме Шерлока).
Протяженность темы - почти как у Шерлока.
Диапазон мелодии - почти как у Шерлока.
И какой же инструмент играет мелодию персонажа, которому Джон намерен сделать предложение?
Скрипка.
Вот тролли.

Зато с гармонией темы Мэри композиторы шутят гораздо тоньше.
В самом ее начале звучат диссонансы - едва заметные, потому что уши сразу замыливаются благообразным звучанием скрипочек. Зато на бумаге все гораздо яснее. (Для наглядности я сжала оркестровую партитуру до размеров трезвучий).
Вы когда-нибудь застегивали рубашку по всей длине, случайно просунув первую пуговицу не в нужную петлю, а в соседнюю? А как выглядит результат, помните? Примерно тот же фокус проделывают Арнольд и Прайс, в первых двух тактах заставляя гармонию опережать мелодию ровно на один шаг.
(Стрелочки показывают, под какими нотами аккорды должны находиться на самом деле, чтобы соответствовать движению мелодии).




Затем, начиная с третьего такта, гармония срочно исправляет этот перекос, приводит себя в порядок и до самого конца темы является образцом правильного поведения. Но тому воздушному образу Мэри "дыша духами и туманами" уже нанесен крохотный урон. Пока незаметный.

Еще одна важная черта темы Мэри: она написана в трехдольном размере (трехдольной музыки в "Шерлоке" очень немного, ее можно буквально пересчитать по пальцам). Как вы помните, трехдольность - простейший способ изобразить вращение, круговое движение, романтичное головокружение и пр. Но размер темы Мэри - 6/4, да еще и с залигованными длительностями через границы такта: то есть ее кружение ну оооочень меееедленное, в час по чайной ложке.
И если ради любопытства сравнить скорости вращений темы титров (как Джон + Шерлок) и темы Мэри, то окажется, что тема титров крутится примерно в 4 раза быстрее. Выводы следуют интересные, хотя и не неожиданные.

А дальше в сюжет врывается Шерлок. Он рассматривает Мэри, делает выводы относительно увиденного, и... тема Мэри начинает сползать со своего персонажа, словно туфелька Золушки с ноги ее старшей сестры, которой туфелька безнадежно мала.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Сравните эту нотную запись с самой первой: сейчас из темы повыпадали не просто отдельные ноты, а целые мелодические блоки. От нее остался практически один скелет.




Какую такую ложь, какое несоответствие увидел Шерлок?
Возможно, как минимум вот это "Cat lover".




Тут весь вопрос в том, что такое "Cat".
Ответ найдется в офисе Магнуссена. Раненый Шерлок пытается определить, из какого оружия стреляла Мэри, а в его чертогах разума летает целый рой пистолетов с надписью "Cat" и разными номерами.




Итак, Джон и Мэри уезжают на такси, за кадром нарастает тревожное звучание, Шерлок остается наедине со своей невеселой дедукцией.
И что же он делает дальше, когда понимает, что с пассией Джона что-то не так?
Если перевести это в музыкальную сферу, Шерлок поступает так, как Моцарт в фильме "Амадей". Когда Моцарту какая-то музыка кажется не очень складной, он ее улучшает: тут починит, там подклеит, здесь приукрасит. И сразу бац - товарный вид и мировой шедевр.
(Давайте отвлечемся на минутку от "Шерлока", уж очень пример подходящий).

image You can watch this video on www.livejournal.com



А теперь взгляните на нотную запись свадебного вальса, который Шерлок написал для Джона и его невесты: мелодия вальса основана на первоначальной теме Мэри. Все те мелодические обороты, все те кирпичики, которые от внимательного взгляда Шерлока выпали из темы Мэри в прошлый раз, аккуратно вставлены на прежние места. Мало того: чтобы эти кирпичи снова не исчезли, их законопатили эдакими "заплатками" - мотивами-украшениями (они обведены красным).
То есть Шерлок, сочиняя вальс, не просто "ремонтирует" тему Мэри - он ее изо всех сил приукрашивает.




image You can watch this video on www.livejournal.com



И пусть вас не обманет мнимая миловидность этой музыки - она, по своей сути, никакой не свадебный вальс, а музыкальное воплощение позиции Шерлока "ничего не скажу, сцеплю зубы и буду терпеть". Ради Джона. И чего Шерлоку это стоит, прекрасно иллюстрируют первые секунды видеоряда: пролет камеры по острым зубцам.

А далее композиторы вновь садятся на своего любимого конька по кличке "мотивное вычленение". Они вынимают из вальса тот самый мотив-украшение (который чуть выше был обведен красным) и строят на основе этого мотива совершенно ангстовую конструкцию "украшал, украшал, и вот чем это украшательство закончилось".
Давайте проследим путь этого мотива - от свадьбы до Бейкер-стрит. Обратите внимание, что в двух последних сценах мотив уже находится в перевернутом положении, словно карта Таро с противоположным толкованием:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Но Арнольд и Прайс все еще продолжают развенчивать мифический образ Мэри, который сами же и создали: на этот раз они меняют лад у свадебного вальса с мажора на минор.
Вариация "минорный вальс" звучит в сценах "Пустой дом" и "Рождество". В первом эпизоде она даже умудряется сохранить какое-то подобие романтизма (акцент на фортепиано намекает, что Джон цепляется за свои иллюзии до последнего - пока Мэри не войдет в дом), но во втором полностью лишается оркестровой поддержки и остается с фортепиано тет-а-тет. Теперь минорный вальс звучит сухо и неаккуратно, как у троечника в музыкалке: Джон зол и разочарован, хотя старательно улыбается.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Всё. После этой сцены тема Мэри канет в небытие, как и все ее вариации.
Хотя в "Невесте" композиторы ненадолго возвращают с того света "Свадебный вальс", но уже в совершенно издевательском контексте. Джон и Мэри выясняют отношения, а Шерлок играет снова вальс с лицом "сцеплю зубы и буду терпеть", но его терпения хватает уже ненадолго.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Вот, собственно, и все о теме Мэри - и о том, в чем заключается ее секрет. В отличие от остальных, эта тема - не правда о персонаже, а ложь о персонаже. Музыкальное воплощение слова "Liar", безупречный образец "пустого дома" с привлекательным, но обманчивым фасадом. И она рассказывает зрителям не о том, кем является Мэри, а о том, кем она НЕ является.

Она не Шерлок.
Она не может его заменить.

Ну ладно, это все прекрасно. Но дает ли музыка хоть какой-нибудь ответ на вопрос "Кто такая Мэри на самом деле?"
Конечно.
Целых пятнадцать секунд она говорит об этом с помощью чужой темы.

image You can watch this video on www.livejournal.com



" Мориарти-драйв".
Я испепелю тебе сердце, Шерлок.

Хотя после "Невесты" эта новость - уже не новость.




Теперь бы еще узнать, как связаны эти двое.
Но на это у нас есть новый сезон.

Музыка, Шерлок

Previous post Next post
Up