"Sherlock BBC": музыка. "The Lying Detective"

Jan 13, 2017 23:08

Итак, вторая серия сезона.
Сперва конспектом про вообще, потом подробнее про музыку.
1) Общие впечатления от серии: "замыкая круг", дело близится к финалу (пока неизвестно, всего ли сериала в целом или какого-то определенного отрезка). Целые тонны визуальных и смысловых цитирований разных сцен разных сезонов. Например, точно такую же штуку делал Йетс в финальной части поттерианы.
2) В видеоряде снова очень много синего. Кажется, это горячий привет фильму "Малхолланд Драйв" Дэвида Линча, где синий символизирует цвет смерти.
3) Общие впечатления от характера музыкальных тем: дело близится к финалу. )) Основные темы (Джон, Шерлок, тема титров) стали звучать чаще и яснее - в том числе в оригинальном, а не в завуалированном виде. По-прежнему педалируют тему Мориарти - так что да, мы соскучились.
4) Очень красивое воплощение темы Эвр. Лучшая музыкальная загадка сезона, распутывала с большим удовольствием.
5) И просто на всякий случай.
Вчера состоялся предпоказ последней серии "The Final Problem". По слухам, она получилась едва ли не лучше "Рейхенбаха", но я сейчас не об этом: в сети уже полно спойлеров. Спойлеры я не люблю, спойлерщиков тоже, так что у меня большая просьба к обладателям драгоценной информации "Снейп убил Дамблдора" не делиться этим со мной до тв-показа. После тв-показа - сколько угодно.

Начну со знакомого. Например, с темы Джона и темы Шерлока.

Про обычные звучания тем в этой серии я говорить не буду - вы и без меня их прекрасно услышите. Обозначу только самые, на мой взгляд, интересные случаи.

Тема Джона.
Арнольд и Прайс берут из нее первый аккорд и используют как вполне определенный маркер: "Джон".

Многие отметили, насколько часто в сериале повторяется цифра "6". В предыдущей серии тенденция усилилась (сами посчитайте, сколько там в шестерок в тексте и в видеоряде), а теперь этот вирус схватила и тема Джона: каждый ее звук повторяется по шесть раз.

Тема Шерлока.
Арнольд и Прайс время от времени позволяют ей "потерять" мелодию, оставляя только гармонию - так, как в этом эпизоде.
Я бы отметила здесь две вещи:
- клиент снова жалуется на жену, как в предыдущей серии, но теперь она якобы связана с дьяволом;
- сцена Майкрофта и леди Смоллвуд, Вроде бы ничего особенного, но эпизод идет под тему Шерлока. Это у него в голове?
Кстати, этот эпизод, по сути, зеркалит сцену, когда Эвр дает номер телефона Джону, а тот колеблется на предмет "оставить/ не оставить".

Тема Мориарти.
Как и в "Этюде в розовом", эту тему берет напрокат другой персонаж: Калвертон Смит. Сперва контрабас задает тон общему звучанию, а затем появляется и сама тема.



Мотив-двойник темы Мориарти тоже в наличии, и у того же Смита. (На всякий случай напоминаю, как он звучит).

А сейчас страшную вещь скажу - после вышеприведенного эпизода с Майкрофтом из "Последнего обета" я уже сомневаюсь - правильно ли с моей стороны приписывать этот мотив именно Мориарти? Может быть, он обозначает какого-то другого человека, который либо рядом с Мориарти, либо вообще за ним?
Если да, то этого персонажа надо искать все в том же детстве Шерлока.

В качестве интермедии - немного классики.

Участники данного ролика:
1) Финал девятой симфонии Бетховена ("Ода к радости"). Внимательные люди заметят, что она играет не просто за кадром, а в машине миссис Хадсон! Ну красота же: наставила пистолет на Шерлока, запихнула в багажник и везет к Джону, а по пятам несутся полицейские машины с вертолетами - действительно, что у нее еще может играть, кроме Бетховена? Блестящий эпизод.
2) Увертюра из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро". Довольно остроумное применение этой музыки по двум причинам:
- по стилистике она напоминает увертюру к опере Россини "Сорока-воровка", под которую Мориарти взламывал разные учреждения (в сочетании с монологом "ринемся в пролом" - бесценно);
- у "Свадьбы Фигаро" на редкость подходящий сюжет: в нем много ситуаций, когда одного человека принимают за другого.
3) Анданте из фортепианного концерта Моцарта №21. Обожаю Моцарта и всегда рада его слышать, но почему снова он? Возможно, выбор композитора действительно не случаен - например, намекают на известный сюжет об отравителе. А возможно, банан - это просто банан.

И возвращаемся к музыкальным темам и мотивам.

Один мотив принадлежит сразу двум персонажам, поэтому я обозвала его нейтрально: "лестница". Как шаги по ступеням то вверх, то вниз.
[Ноты для желающих взглянуть]
Это запись его восходящего движения (в нисходящем все аналогично, но в зеркальном отображении).


Владеющие нотной грамотой уже увидели, что в мотиве "лестница" каждая нота сперва звучит один раз, потом два (в видео отмечено цифрой "2"), затем четыре (в видео отмечено цифрой "4"). Дробление каждой ноты на четыре - это фирменный прием темы Мориарти.

Тема Эвр.
Уж казалось бы, пора перестать удивляться, насколько хитроумно работают композиторы - но нет, все время удивляюсь, как в первый раз.
Когда-нибудь обязательно разберу эту тему подробнее, а сейчас просто отмечу основные моменты:
1) Она проходит некоторые стадии изменения: от мажорного варианта в исполнении кларнета (сцена в автобусе, в нотах Е 1) до минорного варианта в исполнении какого-то восточного народного инструмента (финал, в нотах Е 2), а затем этот же минорный вариант слетает с катушек, пытаясь вырваться из рамок своего мелодического рисунка и заодно дублируя каждую ноту (финал финала, в нотах Е 3).
[Нотная запись трансформации темы]

2) Музыкальная сфера Эвр связана практически со всеми "редисками" сериала. То есть, помимо собственной темы Эвр, мы слышим:
- дробление нот темы (как у Мориарти)
- расчлененную тему Магнуссена (в видео отмечена как "Magnus"), которая звучит на фоне мотива "лестница" (отсылка к Калвертону Смиту, а через него снова к Мориарти)
- намек на еще одного персонажа, но об этом позже.
Мотив отметила значками.

Резюмирую.
Так, как в сцене в автобусе, тема Эвр звучит единственный раз, а потом у нее начинаются искажения: мелодия изменяется почти до неузнаваемости, у темы появляется вариация, мажор превращается в минор.
А теперь вопрос к тем, кто читал мои предыдущие сообщения по основным темам сериала. Какая музыкальная тема "Шерлока" ведет себя точно таким же образом?
Правильно.
[Spoiler (click to open)]Тема Мэри

Но и это еще не всё.
У темы Эвр:
- диапазон почти как у темы Шерлока,
- протяженность почти как у темы Шерлока,
- гармонический рисунок почти как у темы Шерлока,
- использование народного лада (который сам по себе большая редкость) - только как в теме Шерлока, и прямо в том же месте темы,
- ритмический рисунок почти как у темы Шерлока.
Вопрос все тот же. Какая музыкальная тема "Шерлока" ведет себя точно таким же образом, пытаясь как можно сильнее стать похожей на тему Шерлока?
Снова правильно.
[Spoiler (click to open)]Тема Мэри

Да что ж такое, опять не всё. Шерлок сравнивает настоящую дочь Смита со своей ночной гостьей - и в этом месте я на минуточку выпала из кресла. Потому что за кадром звучит мотив-украшение из темы Мэри (переведенный из мажора в минор, а также ритмически переосмысленный)

Кажется, с сестрой разобрались. Осталось найти Шерринфорда.
В музыке этого сезона намеков я пока не нашла, но в предыдущем есть вот такой любопытный момент:

Раньше под эту музыку дедуктировал исключительно Шерлок.
И если я правильно понимаю подсказки композиторов, получается забавная вещь: на Рождество в доме родителей Холмсов семейка собиралась в полном составе (Майкрофт, Шерлок, Мэри, Билли). Но в тот момент мы этого не знали.

Пожалуй, на этом пока все.
Скрестила пальцы, заклеила скотчем.
Ждем финал.

Музыка, Шерлок

Previous post Next post
Up