Итак, вторая серия сезона. Сперва конспектом про вообще, потом подробнее про музыку. 1) Общие впечатления от серии: "замыкая круг", дело близится к финалу (пока неизвестно, всего ли сериала в целом или какого-то определенного отрезка). Целые тонны визуальных и смысловых цитирований разных сцен разных сезонов. Например, точно такую же штуку делал Йетс в финальной части поттерианы. 2) В видеоряде снова очень много синего. Кажется, это горячий привет фильму "Малхолланд Драйв" Дэвида Линча, где синий символизирует цвет смерти. 3) Общие впечатления от характера музыкальных тем: дело близится к финалу. )) Основные темы (Джон, Шерлок, тема титров) стали звучать чаще и яснее - в том числе в оригинальном, а не в завуалированном виде. По-прежнему педалируют тему Мориарти - так что да, мы соскучились. 4) Очень красивое воплощение темы Эвр. Лучшая музыкальная загадка сезона, распутывала с большим удовольствием. 5) И просто на всякий случай. Вчера состоялся предпоказ последней серии "The Final Problem". По слухам, она получилась едва ли не лучше "Рейхенбаха", но я сейчас не об этом: в сети уже полно спойлеров. Спойлеры я не люблю, спойлерщиков тоже, так что у меня большая просьба к обладателям драгоценной информации "Снейп убил Дамблдора" не делиться этим со мной до тв-показа. После тв-показа - сколько угодно.
Начну со знакомого. Например, с темы Джона и темы Шерлока. Про обычные звучания тем в этой серии я говорить не буду - вы и без меня их прекрасно услышите. Обозначу только самые, на мой взгляд, интересные случаи.
Тема Джона. Арнольд и Прайс берут из нее первый аккорд и используют как вполне определенный маркер: "Джон".
Многие отметили, насколько часто в сериале повторяется цифра "6". В предыдущей серии тенденция усилилась (сами посчитайте, сколько там в шестерок в тексте и в видеоряде), а теперь этот вирус схватила и тема Джона: каждый ее звук повторяется по шесть раз.
Тема Шерлока. Арнольд и Прайс время от времени позволяют ей "потерять" мелодию, оставляя только гармонию - так, как в этом эпизоде. Я бы отметила здесь две вещи: - клиент снова жалуется на жену, как в предыдущей серии, но теперь она якобы связана с дьяволом; - сцена Майкрофта и леди Смоллвуд, Вроде бы ничего особенного, но эпизод идет под тему Шерлока. Это у него в голове? Кстати, этот эпизод, по сути, зеркалит сцену, когда Эвр дает номер телефона Джону, а тот колеблется на предмет "оставить/ не оставить".
Тема Мориарти. Как и в "Этюде в розовом", эту тему берет напрокат другой персонаж: Калвертон Смит. Сперва контрабас задает тон общему звучанию, а затем появляется и сама тема.
А сейчас страшную вещь скажу - после вышеприведенного эпизода с Майкрофтом из "Последнего обета" я уже сомневаюсь - правильно ли с моей стороны приписывать этот мотив именно Мориарти? Может быть, он обозначает какого-то другого человека, который либо рядом с Мориарти, либо вообще за ним? Если да, то этого персонажа надо искать все в том же детстве Шерлока.
В качестве интермедии - немного классики.
Участники данного ролика: 1) Финал девятой симфонии Бетховена ("Ода к радости"). Внимательные люди заметят, что она играет не просто за кадром, а в машине миссис Хадсон! Ну красота же: наставила пистолет на Шерлока, запихнула в багажник и везет к Джону, а по пятам несутся полицейские машины с вертолетами - действительно, что у нее еще может играть, кроме Бетховена? Блестящий эпизод. 2) Увертюра из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро". Довольно остроумное применение этой музыки по двум причинам: - по стилистике она напоминает увертюру к опере Россини "Сорока-воровка", под которую Мориарти взламывал разные учреждения (в сочетании с монологом "ринемся в пролом" - бесценно); - у "Свадьбы Фигаро" на редкость подходящий сюжет: в нем много ситуаций, когда одного человека принимают за другого. 3) Анданте из фортепианного концерта Моцарта №21. Обожаю Моцарта и всегда рада его слышать, но почему снова он? Возможно, выбор композитора действительно не случаен - например, намекают на известный сюжет об отравителе. А возможно, банан - это просто банан.
И возвращаемся к музыкальным темам и мотивам.
Один мотив принадлежит сразу двум персонажам, поэтому я обозвала его нейтрально: "лестница". Как шаги по ступеням то вверх, то вниз. [Ноты для желающих взглянуть] Это запись его восходящего движения (в нисходящем все аналогично, но в зеркальном отображении).
Владеющие нотной грамотой уже увидели, что в мотиве "лестница" каждая нота сперва звучит один раз, потом два (в видео отмечено цифрой "2"), затем четыре (в видео отмечено цифрой "4"). Дробление каждой ноты на четыре - это фирменный прием темы Мориарти.
Тема Эвр. Уж казалось бы, пора перестать удивляться, насколько хитроумно работают композиторы - но нет, все время удивляюсь, как в первый раз. Когда-нибудь обязательно разберу эту тему подробнее, а сейчас просто отмечу основные моменты: 1) Она проходит некоторые стадии изменения: от мажорного варианта в исполнении кларнета (сцена в автобусе, в нотах Е 1) до минорного варианта в исполнении какого-то восточного народного инструмента (финал, в нотах Е 2), а затем этот же минорный вариант слетает с катушек, пытаясь вырваться из рамок своего мелодического рисунка и заодно дублируя каждую ноту (финал финала, в нотах Е 3). [Нотная запись трансформации темы]
2) Музыкальная сфера Эвр связана практически со всеми "редисками" сериала. То есть, помимо собственной темы Эвр, мы слышим: - дробление нот темы (как у Мориарти) - расчлененную тему Магнуссена (в видео отмечена как "Magnus"), которая звучит на фоне мотива "лестница" (отсылка к Калвертону Смиту, а через него снова к Мориарти) - намек на еще одного персонажа, но об этом позже. Мотив отметила значками.
Резюмирую. Так, как в сцене в автобусе, тема Эвр звучит единственный раз, а потом у нее начинаются искажения: мелодия изменяется почти до неузнаваемости, у темы появляется вариация, мажор превращается в минор. А теперь вопрос к тем, кто читал мои предыдущие сообщения по основным темам сериала. Какая музыкальная тема "Шерлока" ведет себя точно таким же образом? Правильно. [Spoiler (click to open)]Тема Мэри
Но и это еще не всё. У темы Эвр: - диапазон почти как у темы Шерлока, - протяженность почти как у темы Шерлока, - гармонический рисунок почти как у темы Шерлока, - использование народного лада (который сам по себе большая редкость) - только как в теме Шерлока, и прямо в том же месте темы, - ритмический рисунок почти как у темы Шерлока. Вопрос все тот же. Какая музыкальная тема "Шерлока" ведет себя точно таким же образом, пытаясь как можно сильнее стать похожей на тему Шерлока? Снова правильно. [Spoiler (click to open)]Тема Мэри
Да что ж такое, опять не всё. Шерлок сравнивает настоящую дочь Смита со своей ночной гостьей - и в этом месте я на минуточку выпала из кресла. Потому что за кадром звучит мотив-украшение из темы Мэри (переведенный из мажора в минор, а также ритмически переосмысленный)
Кажется, с сестрой разобрались. Осталось найти Шерринфорда. В музыке этого сезона намеков я пока не нашла, но в предыдущем есть вот такой любопытный момент:
Раньше под эту музыку дедуктировал исключительно Шерлок. И если я правильно понимаю подсказки композиторов, получается забавная вещь: на Рождество в доме родителей Холмсов семейка собиралась в полном составе (Майкрофт, Шерлок, Мэри, Билли). Но в тот момент мы этого не знали.
Пожалуй, на этом пока все. Скрестила пальцы, заклеила скотчем. Ждем финал.