Продолжение. Начало здесь:
День первый День второй День третий День четвертый. Михайловское
Еду в Михайловское. Снова сильный дождь, с самого утра - и без просвета. Ветра нет совсем (и на том спасибо), поэтому плотные потоки воды хлещут строго вертикально.
Михайловское встречает дождливой тишиной и полным безлюдьем. Нет, человечество в принципе угадывается: на стоянке терпеливо мокнут два гигантских туристических автобуса, стало быть, группы тут как тут. Но в парке никого нет - вероятно, все прячутся где-нибудь под крышей.
Щемящее чувство появляется сразу, как входишь в усадьбу.
Пруд с "Островом уединения". По воде барражирует целая флотилия толстых уток. При виде меня они, как по команде, выстраиваются в боевой порядок и шустро гребут к берегу - оголодали. У меня, к сожалению, с собой нет ни крошки съестного. Разочарованные, крякушки отплывают.
Вот он, "Остров уединения". Никак не попасть - мостика нет. Разве что вплавь, вместе с утками...
Иду дальше. Большой яблоневый сад. Яблони уже сбросили листву. Ветки сплошь облеплены голубовато-серым мохнатым лишайником - стволы имеют странный, жутковатый и неживой вид. Дождей здесь, что ли, много было? Даже заборы покрыты этой неаппетитной коростой...
В саду среди яблонь - памятник. Странный. Поначалу вызывает недоумение. Пушкин изображен лежащим, будто прилег в жаркий день отдохнуть в тенечке на травке. Рука поднесена к лицу, как если бы он лакомился ягодой с куста или только что сорванным в этом саду яблоком. Фигура преувеличенно вытянута и худощава.
Вместе с тем, сразу понимаешь, что это очень юный Пушкин, почти ребенок - наивный взгляд и лицо, трогательно беззащитное в своей остаточной детской пухлости.
Позже из Интернета узнала, что памятник называется "Пушкин-лицеист" и выполнен студенткой-скульптором Галиной Додоновой в качестве дипломной работы. Талантливая девочка!
Подхожу к так называемому "господскому дому". Боже мой! Крошечный деревянный домик с двумя совсем уж игрушечными флигельками, каждый из которых чуть побольше скворечника! И это - родовое гнездо, быть может, самого великого и гениального человека за всю историю России!
Н-да. Вспомнились бесчисленные n-этажные дворцы нынешних, извиняюсь за выражение, деятелей культуры... Это в какой же момент люди стали всерьез считать, что значимость и востребованность творца определяется уровнем его доходов, роскошью жилищ и дороговизной автомобилей? Ребята, расслабьтесь! Можете грести деньги экскаватором, давать концерты по сто тыщ за билет, понастроить себе замков в сто комнат и с брильянтовыми сортирами - вам никогда даже близко не подойти к его величию... Вас забудут, а он будет и будет. Потому что за него - эти леса, эти озера, эти реки, эти птицы, это небо. А за вас - кто? И что? Но это - так, лирическое отступление...
Перед домом на просторной круглой лужайке - старый вяз. Его посадил сын поэта, Григорий Александрович. Лужайку окружают липы, их 26 - память о дне рождения Пушкина (по старому стилю 26 мая). Покупаю билет, прохожу внутрь. Экскурсовод, влюбленная в Пушкина и в Михайловское, рассказывает живо, непосредственно и проникновенно. Комок в горле, вставший еще при входе в усадьбу, разрастается и время от времени проливается слезами, особенно когда речь заходит об отношении Пушкина к няне...
Так же, как и Тригорское, имение Михайловское было зверски разграблено и сожжено после революции, в 1918 году. Потом опомнились, решили, что надо бы восстановить. В 1937, к 100-летию со дня гибели, восстановили. В 1941 пришли гитлеровцы, оккупировали музей-усадьбу. Разорили и разграбили, что смогли. В 1944 дом уничтожили полностью. Наши опять опомнились и в 1949 году дом опять возвели на старом фундаменте. Нашли время и средства, несмотря на то, что страна была в ужасающей разрухе после войны. Вот тебе и тоталитарный режим - такой-сякой, а ценить национальное достояние умел.
Естественно, подлинные вещи из усадьбы не сохранились. Интерьер дома лишь максимально приближен к тому, что было при Пушкине. Интерес представляют письма, портреты, черновики созданных в Михайловском произведений. Собраны отдельные мелкие вещи из семьи Пушкиных-Ланских: бокалы, бильярдные шары и кий, блюдо и т.д.. В кабинете Пушкина, возле камина, стоит его трость - с ней он гулял по окрестностям. Обстановка кабинета воссоздана наиболее точно, за основу взяты воспоминания современников, письма и другие источники.
Сам Пушкин в "Евгении Онегине" замечательно точно описал его под видом кабинета Онегина.
"Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом."
"Столбик с куклою чугунной" - это статуэтка Наполеона на камине.
А вот виды из окон на потрясающую природу, слава Богу, никому уничтожить не под силу. Он смотрел в окно и видел вот эту красоту:
И вот эту:
Проведя нас по дому, экскурсовод выходит на улицу. Идем во флигели. В одном - кухня и людская. Большая комната с печкой, лавками и вышитыми рушниками - там жила кухарка с семейством.
В другом - банька и комнатка няни. Тут она жила летом, а Пушкин постоянно находился рядом с ней. По свидетельствам современников - тех, кто навещал его во время ссылки - он и пяти минут без нее прожить не мог. Очень любил. В домике уютно, только все крошечное и очень тесное.
Экскурсия окончена. Перевожу дыхание. Выходим на улицу. Окружающий ландшафт потрясает, пробирая до спинного мозга. Вид на Сороть и озера приводит в оцепенение. Осенняя дождливая хмарь придает пейзажу особую эмоциональность. Сердце тянет и щемит.
Вокруг озера Маленец - черный, плотный лес. Мокрые деревья молчат как-то напряженно и значительно, мол, знаю, но не скажу... Блекло-рыжие от пожухлой травы берега и склоны. Тишина невообразимая, от нее начинает болеть голова. Вдруг - звук, яркий, непонятный, трубный, пульсирующий. Оборачиваюсь - стая диких гусей низко летит со стороны Сороти к озеру, перекликаясь. Сели на воду, провели там пару минут (вон те беленькие точечки на фото) и полетели обратно. Деловитые.
Снова тишина. Но ненадолго. Появляются туристы. У одной из групп невозможно горластая экскурсоводша. Декламирует стихи таким пронзительным голосом, что слышно аж во Пскове. Пережидаю. Вдоль реки возвращаюсь к дому. С берега к крыльцу поднимается стройная лестница, террасками. На каждой терраске - скамейки. Жаль, посидеть нельзя - очень мокро.
Поднимаюсь по скользким от воды деревянным ступенькам на самый верх. Вот с этого крыльца Пушкин, по словам нашего экскурсовода, каждое утро спускался к реке - купаться. До самых холодов. Перед его глазами распахивались эти просторы:
Смеркается, пора двигаться к выходу. Иду по парку, открываю все новые и новые красоты. Вот еловая аллея:
А вот так называемая "Аллея Керн". Предполагается, что она липовая. Но листья сброшены, остались одни лишайники, и определить породу деревьев воочию я не могу. Печально и светло - как в его стихах...
Прощаюсь с Михайловским. Иду к стоянке, там меня уже ждет Геннадий. Внутри все дрожит - почему-то именно этот визит к нему оказался таким волнительным. Может быть, это дождь виноват? Плачет и плачет сутки напролет...
Сегодня - мой последний вечер на турбазе. Завтра переезжаю в Бугрово. Прощай, камин! Надо тебя сегодня хорошенько натопить, чтобы запомнил меня...
Продолжение здесь:
День пятый