Окончание
Пролог Рационализм Интермедия На рубеже 20-х и 30-х годов в официальной фашистской риторике произошли некоторые изменения. Республиканские лозунги исчезли раньше - сразу после прихода к власти, антирелигиозная пропаганда полностью прекратилась c подписанием Латеранского пакта (1929), но этим дело не ограничилось. Продолжая декларировать революционные принципы, Муссолини отодвинул в сторону сквадриста - совершенно реального героя революции, городскую шпану из плоти и крови, - и вывел на первый план абстрактную фигуру ликтора (Littorio), носителя фасций. Ликтор символизировал единение гражданина и государства. Его появление не могло не отразиться на искусстве, которое к началу второго десятилетия фашистской эры стало крайне политизированным.
Режим, объявивший себя наследником и продолжателем Римской Империи, по определению не мог довольствоваться рационализмом в качестве единственного стиля. И в то же время он не мог прямо копировать римские сооружения - во-первых, потому, что что одним из лозунгов фашистского движения было: "Нет возврата к прошлому!". Во-вторых, по той простой причине, что таким копированием в Италии занимались несколько веков подряд.
Кстати, можно легко объяснить ожесточенную борьбу архитекторов-модернистов за признание "нового искусства" единственно верным - ведь как раз в архитектуре постмодернизм состоялся раньше, чем появился модернизм! Неоготика и неоклассика, возрождение барокко и мавританский стиль, эклектика и опыты прерафаэлитов - все это постмодернизм в чистом виде. Повторение пройденного в изменившихся условиях.
А теперь покончим с теоретическими рассуждениями, оставив их на долю профессиональных искусствоведов, и посмотрим, что же строилось в новой империи.
Начнем с того, что дуче очень элегантно решил проблему преемственности - вместо того, чтобы строить древнеримские новоделы, он снес сотни построек в центре Рима и открыл для публики императорские форумы. Две широкие улицы с античными колоннами и арками резко изменили облик Вечного Города. Этот плакат (1930) называется "Муссолини-градостроитель":
Славы древних веков оказалось недостаточно, и Муссолини объявляет конкурс на лучший проект дворца Литторио - вместилища будущих конгрессов фашистской партии, торжественных церемоний, приемов и выставок. Конкурс был проведен дважды. В первый раз (1933) победителем стал архитектор-неоклассик Ди Ренци:
Во-втором конкурсе (1935) победу одержал не менее мрачный и тяжеловеcный проект. А затем от строительства дворца Литторио отказались, решив возвести Дворец Конгрессов в новом выставочном комплексе Е42, ныне EUR.Он и был возведен - правда, строительные работы завершились только в 1954 году.
Собственно, EUR - это и есть апофеоз фашистской архитектуры.
Но о нем я уже писал, поэтому предлагаю познакомиться с менее масштабными проектами. Например, с общественными зданиями:
Финансовая служба в Больцано:
Муниципалитет в Палермо:
Дом инвалидов войны в Равенне:
Сарагосские ворота в Болонье:
Неисследованной остается тема новых городов, о которых итальянские историки и критики много лет не вспоминали.
Первый из этих городов - Муссолиния (ныне Арборея) в западной части острова Сардиния, на месте осушенных болот. Город был основан как "деревня Муссолини" в 1928 году, а Муссолинией стал в 1931-м. Его первыми жителями стали переселенцы из провинций Венето и Фриули. Фотографии общественных зданий и церкви выглядят как иллюстрации к статье о модернизме, но я совсем не уверен в том, что их строили рационалисты в 1920-1930-е годы. Не исключено, что все это появилось позже, в 1950-е. Колокольня же, завершенная в 1934-м, имеет подчеркнуто "исторический" вид:
Яркий образчик "стиля Литторио", о котором - чуть ниже.
Ровно через 10 лет после "деревни Муссолини" на Сардинии был основан город Карбония - столица шахтерского юго-запада острова. На церемонии закладки первого камня присутствовал сам дуче.
Строили быстро и основательно. Город пережил закрытие угольных шахт, стал столицей провинции Карбония-Иглесиас и вполне доступен для осмотра:
На Аппенинском полуострове одним из первых новых городов стала Сабаудия в провинции Лацио, основанная в 1932 году и построенная за 253 дня. Это настоящий заповедник рационализма:
Одновременно с Сабаудией был основан - опять же, на осушенных болотах - город Литтория (ныне Латина), ставший столицей провинции Лацио. Его отдали во власть неоклассицистов во главе с лидером "реакционного" лагеря Марчелло Пьячентини, которые возвели здания в отнюдь не древнеримских традициях. Здания в Латине заставляют вспомнить об архитектуре эпохи Возрождения. Кстати, любимым материалом "литторианцев" был не мрамор, а кирпич:
Без монументальной пропаганды дело не обошлось - полюбуйтесь на этот фонтан в Литтории-Латине с фасциями и колосьями:
Первыми жителями Литтории были, как и в Муссолинии, выходцы из Фриули и Венето.
Понятно, что фасции были наиболее распространенным мотивом в оформлении самых разных построек. Как, скажем, в Кьети (также провинция Лацио):
Еще одна новостройка в Лацио - Помеция:
И на юге Италии, в области Басиликата, были построены здания непривычного вида:
Строили и за морями. Об эритрейской Асмаре я писал в предыдущей части, итальянские проекты в Триполи - отдельная тема, но Италии принадлежали и Додеканесские острова. И там, в особенности на острове Родос (вошел в состав Греции только в 1948 году) шло активное строительство. Например:
А еще были детские городки - летние лагеря на несколько сотен ребят и девочек в черных галстуках. Самый известный из подобных лагерей, Colonia Marina Fara, находится в Генуе. Он построен в 1935 году:
Другая, более ранняя "морская колония" - имени 27 октября в Каттолике (Адриатическое побережье). Любители истории транспорта, к вам вопрос: на что похожи эти корпуса? Имейте в виду, что в 1932 году стримлайновых паровозов еще не было.
И еще один лагерь - тоже на Адриатике (обратите внимание на футуристическую башню справа):
Но где же гигантские башни, исполинские пирамиды и титанические арки? А не было их. Кое-что осталось на бумаге, но в целом фашистская архитектура гигантизмом не страдала и была вполне соразмерна человеку. Оттого и воспринимается нормально до сих пор. Причем и неоклассицисты, и рационалисты к концу 1930-х годов нашли общий язык и построили здания, которые не противоречат друг другу, оставаясь очень разными. Или вобрали в себя элементы обоих стилей, как этот дом в центре Милана (1941):
А на память о так и не построенной империи остались вот этот стадион в Риме:
и сюрреалистический "новый город", совсем не похожий на эскиз Сант' Элиа -
EUR:
Ссылки по теме:
отличная работа уважаемой
zina_korzina на тему
"Мода фашистской Италии"плакаты и книги Италии 1920-х - 1940-х годов (
1,
2,
3,
4)