Приложение I
Пролог Рационализм Интермедия Империя Надеюсь, что все, кто на прошлой неделе проголосовал за эту тему, не жалеют о своем выборе. Тема, надо сказать, чрезвычайно богатая, и по ходу поиска иллюстраций постоянно вылавливаешь что-нибудь интересное - как, например,
картины аэрофутуристов.
Герой сегодняшнего выпуска - академик Марчелло Пьячентини (1881-1960), считавшийся в фашистской Италии главой "реакционного" лагеря архитекторов. В исторических и искусствоведческих трудах ему посвящено множество нелестных слов. А закомство со списком работ обескураживает - за три с небольшим десятка лет (1910-1943) по проектам Пьячентини было построено не так уж много. Однако недооценивать его роль не стоит - академик был куратором многих проектов национального значения, именно ему доверил дуче генплан
Всемирной выставки 1942 года, да и его собственные работы часто имели особый, знаковый статус.
В 1910 он выиграл конкурс на проектирование итальянского павильона для Всемирной выставки в Брюсселе. В 1912-м получил заказ на Дворец правосудия в Мессине. Строительство этого здания велось по-итальянски неторопливо - стены начали возводить только в 1920 году, а закончили в 1928-м. Cравните с темпами строительства
новых городов!
Неоклассицизм, но весьма специфический. Такое впечатление, что архитектор находился под сильным влиянием своих коллег из кайзеровской Германии.
После окончания Первой мировой войны Пьячентини сделал крутой поворот в сторону итальянского Возрождения и за короткий период спроектировал ряд зданий. Большинство проектов не осталось на бумаге, а было воплощено в кирпиче и мраморе. Например, площадь Витторио Венето в Бергамо:
Триумфальная арка в Больцано:
Триумфальная арка в Генуе:
Жилой дом на улице Савойя в Риме:
Albergo Degli Ambasciatori на Вио Венето в Риме
Другие так и не были реализованы. Например, комплекс привокзальной площади Бриньоле в Генуе:
Для справки: неоклассицистические веяния в Италии были очень сильны, на какое-то время самым модным стилем стал необарокко. Этот корпус Католического университета в Милане по проекту архитектора Муцио был построен в 1924 году:
В начале 1930-х годов про проекту Пьячентини строится комплекс пьяцца Виттория в Брешии. Место политическое - здесь стояла временная трибуна для выступлений дуче,
а само строительство должно было закончиться к 10-й годовщине фашистской революции (1932).
Пьяцца Виттория в Брешии, наши дни:
Другой важный проект, осуществленный Пьячентини в соавторстве с несколькими коллегами - Дворец правосудия в Милане, совсем не похожий на мессинский:
Приглядитесь к главному входу - этот прием, зрительно увеличивающий высоту здания, будет повторен еще не раз. В первую очередь, в новом университетском городке Рима. Здесь Пьячентини спроектировал только корпус ректората,
однако курировал и другие проекты - такие как математический факультет:
или факультет ботаники, имеющий вполне рационалистический вид:
Пьячентини - автор дома страховой компании Generali в Иерусалиме.
Об этом здании можно
прочитать в журнале уважаемого
yozhik_ (
ссылка и фотография даны с любезного равзрешения автора).
Проект университетского городка в Рио-де-Жанейро, заказанный Пьячентини в середине 1930-х, реализован не был:
Мне это напоминает макеты Второго Храма. Иерусалимского, разумеется.
Сам академик после кратковременного периода упрощенчества вновь увлекся "историческим стилем". Один из результатов этого увлечения - здание в Риме, построенное в 1935 году:
В "историческом стиле" выдержано и здание местного правительства в Ареццо. Но его проектировал не Пьячентини, а другой, значительно более молодой архитектор - Джованни Микелуччи.
О нем, а также о скульпторах и вновь о рационалистах - в следующем приложении.
А Пьячентини после падения фашизма ничего значительного не создал. Его единственная крупная работа послевоенного периода - римская площадь Санта Сусанна. Примите на память официальный портрет:
Большинство фотографий кликабельно!