Краткое содержание предыдущих серий:
1.
Где я? Кто здесь?
2.
Израиль 2019. Прогулка по Иерусалиму. 3.
Старый город. Прогулка по стенам и крышам Иерусалима. 4.
Старый город. Еврейский квартал. Часть первая. 5.
Старый город. Еврейский квартал. Часть вторая. 6.
Старый город. Арабский квартал.
7.
Старый город. Христианский квартал. Часть первая. Извиняюсь за большие перерывы и растягивание повествования, у меня тут непредвиденные (или предвиденные, но не очень) обстоятельства, о которых напишу позже.
Итак, мы приближаемся к самому интересному. Это девятая остановка Крестного пути, находящаяся во владении коптской православной церкви - последняя остановка за пределами храма Гроба Господня (на заднем плане уже виднеется его купол).
К коптам мы не зашли, но зато заглянули к эфиопам. Эфиопская церковь владеет частью храма Гроба Господня наравне с остальными древнейшими конфессиями христианской церкви. Всего их шесть - греческая православная, католическая, армянская православная, коптская, сирийская и эфиопская. Последняя - самая бедная на сегодняшний день. Как всегда, заглянули в какую-то небольшую дверь посреди стены и попали во внутренний двор.
Двор довольно большой, но тут сразу не поймешь, что перед собой видишь. Судя по кресту над лестницей, это вход в церковь (на фото выше он же). Я бы в такую дверь входить не рискнула.
В центре двора прямо из земли торчит купол - под нами находится церковь. Из купола доносилось пение. Ну а за куполом прямо по курсу - жилье. Невзрачная дверь справа - вход в эфиопскую часть храма Гроба Господня.
Да, здесь живут люди. Да, это такие дома. Нечто вроде мелких многочисленных мазанок, склеенных между собой. В каждой такой каморке по семье.
Поворачиваем левее и видим те же дома справа от церкви.
Слева за церковью та самая стена, в которую мы вошли (правая ее часть).
Ну и еще левее - левая часть той же стены, дверь, в которую мы вошли (в центре) и слева от нее лестница с крестом, которую мы уже видели под другим углом. За нами сейчас вход в храм. Но я не об этом хотела сказать. Обратите внимание на стены. Слева видны остатки колонн, в центре над окнами знак крестоносцев, ну а справа на той же стене (на фото выше) - дырочки в форме треугольников.
Вернемся к дырочкам. Вот они крупнее. Как думаете, что это?
Над ними видна более новая кладка - еще два этажа достроили позже. Раньше это был последний этаж, с которого женщины могли смотреть на мир без того, чтобы быть увиденными. Таких дырочек в Старом городе много.
А это остатки былой роскоши - бывшие колонны
Тут явно когда-то была колоннада с арочными потолками, похожая на ту, что в Храме Гроба Господня.
Итак, мы вошли в эфиопскую часть храма Гроба Господня через маленькую невзрачную дверь. В церкви сидели два то-ли священника, то-ли охранника с разных сторон. Оба сладко спали. Это один из них, второй остался за моей спиной. К сожалению, это единственный кадр, который мне удалось сделать. С первой попытки плохо получилось.
Поскольку в этой церкви было еще темнее, чем в остальных, сфотографировать что-то более удачно было трудно. Но очень хотелось. Особенно огромную икону справа. Я тихонечко зашла за угол ограды и положила фотик на заборчик (слева). Только камера слегка прикоснулась к металлической ограде, эфиоп резко подскочил и начал что-то орать на своем языке. Может быть матом, я не знаю. Выглядел он очень разозленным. Вроде знаки "не фотографировать" нигде не висели, но, судя по брани дедули, он был совсем не рад моему фотоаппарату. На объяснения на иврите и английском, что мне только щелкнуть разочек, что я без вспышки (если они боятся за сохранность икон), эфиоп никак не реагировал и продолжал что-то орать на непонятном нам языке. Это просто жесть. Как можно жить в Израиле, не зная иврита? Ну, допустим, если он в Израиль не ходит, мог бы общаться с внешним миром по-английски, тем более, что спит работает в туристическом месте. Это я чего-то не понимаю? Короче, нет у меня других фоток, только эта фигня. На самом деле, там икона была очень интересная, с Петром I. Уже не помню, что за сцена на ней была изображена и в каком контексте у них белый человек ассоциировался с Петром, но икона была прикольная.
Мы прошли через еще одну церковь (тоже эфиопскую), но в ней шла служба и сидело много неспящих эфиопов. Представив, что они все могут обрушиться на меня с бранью, я фотографировать не рискнула. Обе церкви были сквозные. Пройдя насквозь и через вторую, мы вынырнули на площадь перед центральным входом в Храм Гроба Господня. Вот эта потайная дверь к эфиопам, справа от центрального входа (он за кадром левее).
Напротив храма стоит та самая мечеть Омара, которую мы уже видели сверху. Мечеть была построена султаном Салах-ад-Дином (он же Саладин) в 1189 году на месте, где по преданию сотворил молитву халиф Омар после осады Иерусалима в 637 году. Халиф Омар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук, он же Омар I, он же второй по счету халиф правоверных, возглавивший халифат после смерти Мухаммеда, в свое время был одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Настолько близким, что даже выдал за Мухаммеда свою дочь. Так вот, при сдаче Византией Иерусалима греческий православный патриарх Софроний пообещал передать ключи от города лично халифу Омару и пригласил его помолиться вместе в храме Гроба Господня. Халиф приехал из Медины лично, но в храм молиться не пошел, дабы не вызывать подозрений, что он не совсем правоверный. Или совсем не правоверный. Короче, сотворил Омар молитву на этом самом месте, прямо напротив входа в храм. При этом он подписал обещание не разрушать храмы и церкви в городе, как это обычно делали мусульмане, захватывая города. Говорят, что это обещание до сих пор хранится в мечети Омара. А ключи от Храма Гроба Господня были переданы во владение одной мусульманской семье, которая неоднократно спасала храм от разрушения. Насколько я понимаю, эта семья до сих пор официально владеет ключами.
Ну а вот и сам храм, точнее его фасад с центральным входом.
Слева от входа есть трещина на одной из колонн. Версия истории происхождения этой трещины зависит от религии того, кто ее рассказывает. Каждый год на Пасху в Храме Гроба Господня сходит Благодатный огонь. По версии греческой православной церкви, как-то раз армяне закрыли ворота храма и не пустили греков на пасхальную службу. Бедным грекам пришлось молиться прямо на улице перед входом в храм и благодатный огонь появился прямо из этой колонны. Колонна от такого раскололась и даже вход в храм малость обгорел.
Правда обгоревшими выглядят только дверь (частями) и колонны справа, а не слева. Но этой мелочи версия о Благодатном огне не объясняет.
По версии армянской православной церкви, все было с точностью наоборот - огонь снизошел армянам, а не грекам. А кто там закрывался в храме и почему армяне до храма не добежали я, честно говоря, не запомнила. Главное ведь не в этом, а в том, кто красивее версию придумает. По-моему у армян была красивее, но какая-то более запутанная. Правда есть еще одна версия, что из-за постоянных споров между греческой и армянской православными церквями на тему того, чья служба должна проходить раньше, в колонну ударила молния. Звучит не так красиво, но немного правдоподобнее. Видимо это придумали католики, которых греки с армянами достали своими спорами.
Ручка на двери храма. Ну надо же было что-то по-арабски понаписывать, чтобы видно было, кто в доме хозяин при ком храм восстанавливали.
Немного об истории храма Гроба Господня (он же храм Воскресения Христова), так, для хронологического порядка.
335 год - первый храмовый комплекс построен римским императором Константином.
614 год - храм разрушен после захвата Иерусалима персидским царем Хосровом II.
629 год - восстановлен по указу константинопольского императора Ираклия, хотя и не в прежнем великолепии.
637 год - осада Иерусалима халифом Омаром и заключение мирного договора между Патриархом Софронием и мусульманами. И храм Гроба, и основные христианские святыни Иерусалима не пострадали.
1009 год - массовые убийства христиан и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях при халифе Эль-Хакиме.
1048 год - открытие третьего варианта храма. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма и начал строительные работы, закончившиеся уже при Константине Мономахе.
Следующее разрушение храма послужило поводом для крестовых походов.
1130-47 годы - крестоносцы с размахом отстраивают храм.
Дальше были землетрясения и пожары, но каждый раз храм восстанавливали, не сильно изменяя само строение. Правда внутреннего убранства становилось все меньше, его восстанавливать было дорого.
В храме есть общая территория и территория, принадлежащая каждой из церквей. В общей части храма находятся основные христианские святыни и службы здесь проходят по расписанию. Здесь под плитой находится Камень миропомазания. На него положили тело Иисуса после снятия его с креста и подготовили его (тело) к погребению (совершили помазание миром).
Ремонтные работы в храме идут постоянно. Насколько я помню, 20 лет назад там тоже что-то реставрировали. Ну и сейчас что-то переделывают. Алтарь явления Христа Марии Магдалине.
Самая красивая и самая большая часть храма, принадлежащая армянскаой православной церкови. Без комментариев.
Дальше мы спустились вниз, под землей находится Капелла Обретения Креста. Капелла была создана на месте старых каменоломен, найденных во время раскопок, проводимых царицей Еленой, матерью императора Константина, предположительно в 320х годах. Тогда на этом месте был найден крест, на котором распяли Иисуса. Точнее было найдено три креста и царица Елена приказала прикладывать их по одному к телу недавно умершего человека для того, чтобы определить, какой из крестов для истории и родины ценен. Животворящий крест воскресил умершего. Предположительно здесь царицей Еленой была заложена первая церковь, позже ставшая частью комплекса императора Константина. Позже эта капелла стала частью огромного комплекса, построенного крестоносцами. На фото ниже этого не видно, но на стенах капеллы очень много выбитых в камне маленьких крестиков. Им всего лишь около тысячи лет. Их делали рыцари-крестоносцы перед походом, веря, что такой крестик принесет удачу в боях и будет оберегать от смерти.
Фото взято из Википедии
В подземной капелле было темно и, к сожалению, фотографии там плохо получались. Поэтому покажу только вид на одну из боковых стен. Под стеклом находится трещина в скале, образовавшаяся из-за землетрясения, в свою очередь произошедшего из-за распятия Иисуса.
Фреска, изображающая две последние остановки Крестного пути - снятие Иисуса с креста и перекладывание в гроб. Справа - снятие с креста, а под ним изображен череп Адама. Оказывается по преданию Адам был похоронен на горе Голгофа (в переводе с арамейского - череп), где позже установили крест для казни Иисуса. Как я уже говорила, в момент наступления смерти Иисуса скала треснула (из-за землетрясения), кровь Иисуса смыло дождем, она просочилась под землю и омыла череп Адама. Таким образом Иисус избавил человечество от греховной власти и зависимости от греха. Кажется как-то так.
Дальше мы посетим территорию Российской империи, взглянем на Порог Судных Врат и будем закругляться с походом по Иерусалиму.