Клаустрофилий рай

Mar 29, 2021 13:58

Хорошо работать внутри Airbus-330. В отсеке авионики можно ходить пешком.
Неплохо работать внутри A320. В отсеке авионики можно крякать гуськом.
Но впечатлительнее всего работать в авионическом отсеке Boeing-737. Там нужно ползать и изгибаться самым причудливым образом, если хочешь хоть чего-то достичь в этой... да разве ж это жизнь?! Тьфу!






Чтобы не скучали, компания выдала нам регламентную работку на прочистку сенсоров плоходуния авионики самолёта имени Boeing-737 NG.
И сейчас я вам покажу, как там всё плохо.
Как понятно из схемы,


вентиляция авионики нужна самолёту для того, чтобы его электронные блоки не перегревались.
Для этого на B737NG устроены четыре вентилятора - по два в основной системе и в запасной.
Интересно, что если посмотреть на стрелочки схемы, то получается, что дисплеи в кабине охлаждаются по-разному. Три левых - нагнетанием. А три правых - отсосом. Видимо, это такое резервирование на случай, если перестанет сосать. Или нагнетать. Так же по-разному остывают и других потребителей.

Вентиляторы работают по два - штатно включены нормальный нагнетун и отсос. А при неисправности можно включить их альтернативных братьёв.
Как и всё на Боинге, переключаются они вручную, с потолочной панели кабины.



Находятся вентиляторы в основном авионическом отсеке, преимущественно справа по подлёту.



В корпусе каждого вентилятора встроен обратный клапан для дутия только в одну сторону.



Вентиляторы подачи - нормальный или альтернативный - сасают воздух из отсека авионики через большой фильтр и дуют в магистрали к блокам авионики. А два вентилятора выброса (нормальный или альтернативный) сасают из магистралей от блоков, и выбрасывают воздух.
Система выброса на Боинге интересная. Пока самолёт на земле, охладивший воздух выдувает в природу через специально обученное отверстие в обшивке внизу сзади люка основного авионического отсека.
А когда самолёт взлетает, то с ростом перепада давлений между салоном и природой воздух начинает дуть через дыру быстрее. И в какой-то момент срабатывает чисто пневматический клапан, перекрывающий выброс в природу. И тогда воздух после охлаждения авионики выбрасывается под пол переднего багажника. Ещё и немного его обогревая.
Как видим, в отличие от A320, где на.уеверчено масса электрических кранов (всос, выброс, кольцевание), в Боинге обошлись всего одним, и то полумеханическим. У него есть ещё и электропривод, но он используется только для принудительного закрытия этого крана при задымлении. Закрывается он при этом почему-то не полностью. Почему - не знаю.
Также радует разумное использование воздуха для обогрева. В отличие от эйрбасного способствования всемирному потеплению. Зато на A320 - всего два вентилятора.

Контролируется охлаждение двумя сенсорами "всё плохо". Сигнал от них подаётся на два табло снизу переключателей нормального и альтернативного вентилирования.



Сенсоры находятся вдали от вентиляторов, в передней части магистралей, в переднем авионическом отсеке.






Про них пишут, что


они являют собой анемометры по принципу горячей проволоки. А так как они контролируют не только поток охлаждающего воздуха, но и его температуру, то могу предположить, что внутри этого сенсора есть грелка. И она греет какой-то конец фиксированной мощностью. Конец выставляется в поток воздуха, и пока он обдувается сравнительно прохладным воздухом, он остаётся холодным. А когда продувки нету или воздух горячий, то конец нагревается, что отслеживается системой.
Интересно, что в отличие от обычной боинговской практики, эти сенсоры вполне себе умные, и имеют внутре самотестирование. Поразительная разница с простыми датчиками давления на A320.

Однако хватит теории. Поехали мучаться об матчасть.
Прочистка сенсоров выглядит несложной.


Снимите, нежно дыхните спиртом, протрите, и вставьте в зад.

Но тут папашка Боинг приготовил нам западню. Или восточню?
Передний авионический отсек.



Открываем



и подставляем стремянку.



Снаружи выглядит неплохо -


Справа по полёту узнаём уже известный нам блок сигналов от концевиков PSEU.
И вот эти два сенсора прямо возле люка.



Казалось бы - наконец-то нам попёрла халява!


Ну что там делать? - расконтрил, вывернул, почистил, ввернул и законтрил. Красота!

Однако хер там плавал. Если снять разъёмы оказывается действительно легко.






(традиционное сэлфи в пинах разъёма)



То уже с расконтриванием возникает проблемка.
Дело в том, что оптимизаторы Боинга до того дооптимизировались, что в этот лючок элементарно не влезть. Работать приходится вот так:


То есть, возможно залезть туда только одним боком и одной рукой.
Вторая рука уже не влезает. И голова тоже влезает только если сложиться, и залезть без рук.
Справа (это наоборот, по полёту) - PSEU и какие-то механизьмы. Слева вверху - звёздочка цепи перекладки стабилизатора.
Под ней, слева внизу - блок приёмопередатчика локатора.



Имея свой специально обученный вентилятор, его чистота доставляет, да.



Элементарно заглянуть за сенсор одновременно с деланием там что-то рукой - невозможно. Либо видишь, либо крутишь. Наощупь. Одной рукой. Вы давно пробовали расконтривать проволоку наощупь? Вот и я офигел.

Правый сенсор снимается легко - он виден.



А левый закрывает обзор на место присоединения своим корпусом.



Но в итоге выкручиваем их оба.


Пылюка есть.

Очищаем.


Внедряем новую резиновую прокладку.

И вворачиваем в зад до характерного авиационного хруста.



Применяем твистер для контровки.



И вскоре оба сенсора оказываются на своём месте - чистые и красивые.



Можно проверить систему, оформить работу, и продолжить сладкий сон.

Poll

b737ng, кондиционирование, рабочие моменты, матчасть

Previous post Next post
Up