ПАМЯТНИКИ "ЧЕЛОВЕКУ С ЛУНЫ": В МЕТАЛЛЕ И В ПАМЯТИ

Mar 03, 2011 03:00

Сегодня в Джакарте открывается памятник Миклухо-Маклаю (как это было - см. ЗДЕСЬ), а уже давно знакомый вам как Александр Потоцкий/sandr-87 в этой связи делится рассказом аж с самого Берега Маклая:
"Первым другом Маклая стал туземец Туй. Он приходил чаще всех, а на этом фото - его прямой потомок рядом с памятником российскому ученому":


(Снято в Гарагаси, где жил Миклухо-Маклай (судя по всему, памятник установлен командой "ВИТЯЗЯ III" в 1970 году), а фото ниже - в деревне Гумбу)


…"Почти 140 лет назад - осенью 1871 года - российский корвет «Витязь» шёл вдоль берега Новой Гвинеи. Лишь только дымок, который струился из джунглей, говорил о том, что где-то здесь живут дикие туземцы - папуасы. На борту корабля был Миклухо-Маклай, тогда ещё неизвестный всему миру молодой ученый. 20 сентября он сошёл на берег в заливе Астролябия, куда раньше никогда не ступала нога белого человека. Команда корвета построила ему маленькую хижину, поделилась запасами продовольствия и покинула его, продолжив плавание. Так Маклай остался один на один с первобытными людьми, которые жили по соседству. В этом неприветливом месте ему пришлось провести следующие пятнадцать месяцев своей жизни.
Что же толкнуло ученного на столь безумный шаг?

В своих заметках он рассказал о причине:
«Читая описания путешествий, почти что во всех я находил очень недостаточными описания туземцев в их первобытном состоянии, то есть в состоянии, в котором люди низших рас жили и живут до более близкого столкновения с белыми или расами с уже определенною цивилизациею (как индусская, китайская, арабская и т. п.). Путешественники или оставались среди этих туземцев слишком короткое время, чтобы познакомиться с их образом жизни, обычаями, уровнем их умственного развития и т. д., или же главным образом занимались собиранием коллекций, наблюдением других животных, а на людей обращали совершенно второстепенное внимание.


Времени, по моему мнению, не следовало упускать, и цель - исследование первобытных народов - мне казалась достойною посвятить ей несколько лет жизни. Но где найти эти первобытные племена людей вне влияния других, поднявшихся на сравнительно высшую ступень цивилизации?»
Выбор он свой сделал в пользу Новой Гвинеи.


Вместе с Маклаем остаются двое его слуг, которые должны были заниматься бытовыми делами, в то время как ученый проводит свои исследования. Но проку от помощников оказалось практически никакого. Обоих скосила лихорадка. Первый слуга умер в декабре, а второй, швед Ульсон, мучился все пятнадцать месяцев, редко вставая с постели, чем сильно осложнял жизнь Маклаю: ведь за больным нужен был уход. Со временем ученый возненавидел своего подопечного и даже перестал с ним разговаривать. Сам Маклай тоже страдал от лихорадки, которая порой забирала у него последние силы, но несмотря ни на что он не прекращал свои исследования.
Место, где стоял дом, называется Гарагаси. Рядом с ним расположены деревни Горенду, Бонгу (все остальные фото, кроме первых двух)…


…и Гумбу. Дальше в горах ещё были Марагум-Мана, Энгам-Мана и Теньгум-Мана. В наши дни этот район относится к провинции Маданг государства Папуа-Новая Гвинея.


Маклай и папуасы
Сближение с папуасами шло очень медленно. Маклай казался им не просто чужаком из дальних земель, а чуть ли не инопланетянином. Белая кожа, волосы, ботинки, одежда, непонятные приборы (например, компас) - всё это произвело на аборигенов сильнейшее впечатление.


К тому же гость прибыл на страшной и гигантской «лодке». Они стали считать, что живёт он на Луне. Первое время папуасами овладел такой испуг, которого они не испытывали, наверное, никогда в своей жизни. С приходом «Витязя» туземцы даже бросили одну из деревень - просто убежали, оставив все дела.
Когда же судно ушло, папуасы почувствовали своё численное преимущество. И тогда испуг их сменился враждебностью. Они приходили в Гарагаси и говорили, что скоро соберутся убивать Маклая. Но ученый постарался перевести всё в шутку и даже стал наведываться в ближайшие деревни. Мужчины встречали его пущенными из луков стрелами, махали перед лицом копьями и вели себя агрессивно. Женщины при виде его визжали и прятались в хижинах. Но Маклай всегда старался остаться спокойным, быть вежливым и даже огнестрельное оружие, которое он имел, обычно не брал с собой.
Это был правильный ход. Со временем враждебность туземцев сменилась недоверием. Теперь они стали приходить в гости к Маклаю и обмениваться подарками. Учёный давал им гвозди, табак, полоски красной материи и другие мелочи. Папуасы в свою очередь делились с ним кокосами и другими продуктами. Первым другом Маклая стал туземец Туй. Он приходил чаще всех.


Только пять месяцев спустя ученому удалось добиться капли доверия со стороны своих соседей. Произошло это благодаря тому, что Маклай стал проводить много времени в деревне Горенду, где лечил этого самого Туя: упавшее дерево расшибло ему голову. Аборигены привыкли к пришельцу, и даже женщины перестали прятаться.


Теперь Маклая радостно встречали в деревнях, приглашали на все праздники и обращались к нему за помощью. Ему довелось побывать на похоронах, поучаствовать в грандиозной охоте, посетить горные деревни и ближайшие острова. Папуасы однажды даже попытались женить ученого. Случилось это в одной из деревень, где он остался ночевать. Ему выделили отдельную хижину, и когда он уснул, заслали к нему женщину. Правда, замысел туземцев так и не удался. Маклай отказался от такой любезности.


Жизнь налаживалась, хотя общение было очень ограниченным, потому что изучение местного языка продвигалось медленными темпами. Но авторитет учёного рос с каждым днем. Когда возникла вероятность нападения на деревни Бонгу, Гуму и Горенду со стороны враждебного племени, папуасы прибежали к Маклаю и попросили его в случае чего укрыть у себя всех женщин и детей. Туземцы были уверены, что он в силах их защитить. Но война так и не состоялась. Наверное, молва о "человеке с Луны" дошла и до врагов.


Гарамут, традиционный барабан. Точно такие же были в Бонгу во времена Николая Николаевича

Идиллию нарушил российский клипер «Изумруд», который появился на горизонте через пятнадцать месяцев после того, как залив покинул «Витязь». Судно пришло за Маклаем. Вернее за его заметками, так как самого ученого давно уже похоронили газеты. Папуасы же не хотели отпускать своего русского друга. Собрались все жители и молили его остаться. Туземцы предложили ему столько всего, что он вполне мог стать вождем всех папуасов: продовольствие, построить в каждой деревне отдельный дом и в каждой деревне по жене в придачу, а если будет мало, то даже по две.
Он и сам не хотел уезжать, но был вынужден покинуть остров, чтобы в будущем вернуться сюда вновь…

Человек с луны
Сегодня деревня Гумбу состоит всего лишь из пары десятков домов, которые являются частью Бонгу. И расположена деревня теперь не на своём прежнем месте: после Миклухо-Маклая в Заливе Астролябия высадились немцы. Они прогнали местных жителей, чтобы использовать их землю под свои плантации какао. С тех самых дней аборигены Гумбу переселились на новоё место.
Пожилой папуас с густой бородой, уставшими глазами и голым торсом аккуратно устроился на канистре. Из одежды на нём одни шорты. Галупи Муар (так его зовут), завернул брус в обрывок австралийской газеты и закурил от уголька, который ему принесли прямо из костра. Выдержав паузу, он выпустил дым из лёгких и заговорил. Заговорил на языке бонгу. Он начал историю о том, кто известен в этих краях как "человек с Луны", "тамо рус" или просто Маклай. Вокруг Галупи полукругом расселась молодёжь, которая слушала старика, не перебивая с открытыми ртами. Когда Галупи закончил своё повествование, молодой парень Раук, который сносно владел английским, перехватил эстафету и стал переводить прозвучавший рассказ:
- Когда Маклай впервые пришёл в эту деревню, наши предки встретили его враждебно. Они кричали, сотрясая воздух оружием, и даже выпустили в него несколько стрел. Одна из них пролетела прямо рядом с его ухом, - при этих словах Раук продемонстрировал рукой, насколько близко пронеслась стрела, - но Маклай не испугался, не показал страха. Он молча достал своё ружьё и застрелил свинью, которая пробегала мимо. Ужас овладел нашими предками, и бросились они врассыпную. С того самого дня мужчины Гумбу научились уважать Маклая.
У аборигенов Новой Гвинеи, которые говорят на семиста языках, никогда не было своей письменности. В связи с этим здесь был распространён обычай передавать истории из уст в уста из поколения в поколение. Такой способ не всегда был надёжным. Во-первых, истории мог переврать кто угодно и как угодно. Во-вторых, терялись детали. В-третьих, история могла погибнуть вместе с её носителем. Вот и сейчас, если обратиться к дневникам Николая Николаевича, легко можно найти несоответствия с рассказом Галупи Муара. В тот день, 1-го октября, аборигены действительно встретили учёного враждебно. Но у него не было при себе ружья. Он оставил его в своей хижине, потому что боялся ненароком им воспользоваться и тем самым испортить отношение с местными жителями.
В своих дневниках Николай Николаевич написал:
«Отправляясь, я остановился перед дилеммою: брать или не брать револьвер? Я, разумеется, не знал, какого рода прием меня ожидает в деревне, но, подумав, пришел к заключению, что этого рода инструмент никак не может принести значительной пользы моему предприятию. Мне кажется, что заранее человек не может быть уверен, как он поступит в каком-нибудь дотоле не испытанном им случае. Я не уверен, как я, имея револьвер у пояса, отнесусь, например, сегодня, если туземцы в деревне начнут обращаться со мною неподходящим образом, смогу ли я остаться совершенно спокойным и индифферентным на все любезности папуасов. Но я убежден, что какая-нибудь пуля, пущенная некстати, может сделать достижение доверия туземцев невозможным, т. е. совершенно разрушить все шансы на успех предприятия».
Сегодня в Заливе Астролябия легенда о "человеке с Луны" где-то приукрашена, где-то искажена, но ведь главное что помнят там, на Краю Света нашего выдающегося соотечественника! И старики с радостью поведают гостю не одну, а с десяток таких вот удивительных историй.

Вместо постскриптума: Записки Маклая на Lib.Ru
Казак-француз Николай Николаевич с Новых Гебрид 
Маклаевские чтения 
РГО: САЙТ, СПРАВКА и еще СПРАВКА

Еще о Маклае:
Деревня Бонгу через 140 лет: кто сохранит память?

Маклай о:  кокосах; танце чакалелеказуарах и ножах из кости;
Маклай в Макассаре  

нас-радует, papua, papua-ng, history, Индонезия-Россия, jakarta

Previous post Next post
Up