Почему я категорически настаиваю на том, чтобы поэтическое название Бали - "Остров богов и демонов" - никогда не сокращалось до просто "Острова богов"? Да потому, что самая светлая мечта любого пребывающего в здравом уме балийца - это отнюдь не полное избавление от зла, а поддержание правильного баланса между ним и добром (а какое вообще может быть добро, если зла не существует как такового?)
И лучше всего это видно в отмечаемый накануне ньепи (
ИНДЕКС) праздник pangrupukan - праздничное шествие символизирующих
БУТА и КАЛА гигантских страшилищ и уродцев огО-огО (ogoh-ogoh), со всем прилежанием изготовлявшихся в предыдущие дни и даже недели деревенскими мальчишками и парнями. Ого-ого пронесят перед собравшимися зрителями после наступления темноты в ходе парада Ng(e)rupuk, прежде чем сжечь на ближайшем кладбище (реже - утопить в море или океане)…
Раньше ого-ого изображали мифических существ (по преимуществу - персонажей "Рамаяны" и "Махабхараты", балийских сказок или танцевальной драмы
ЧАЛОН АРАНГ, но вследствие размывания традиционной балийской культуры под "благотворным" влиянием Запада теперь их прототипами могут становиться кто угодно.
Главное, чтобы страшно было:
А поскольку занимаются их изготовлением пацаны и молодые парни, то частенько никуда не деться от явно эротических черт с усиленным акцентом на молочные железы :-)
Даже сейчас накануне ньепи минимум один ого-ого выставляет каждый
БАНДЖАР (а большие банджары - обычно по два или три).
Ого-ого изготовляют обычно в bale banjar - "сельсовете" :-)
Как правило, для изготовления каркаса используется бамбук, но если уж ого-ого очень велик - то в дело идет и сталь.
Готовый каркас покрывают бумагой (чтобы потом лучше горело), но голову делают из губки, пенопласта или дерева.
Самыми ответственными видами работ считаются изготовление лиц и раскрашивание (и вообще оформление морды лица - ведь именно от этого зависит степень жуткости):
Для очищения свежеизготовленного ого-ого ему делают подношение prascita, а чтобы злой дух не поселился там снова, к нему прикрепляют два-три колючих листа пандана.
Несут ого-ого восемь и более человек на изготовленном из бамбука помосте и в сопровождении музыкантов и факельщиков, также являющихся важными участниками парада. В ходе движения каждый встреченный на пути перекресток надлежит обойти три раза, двигаясь при этом против часовой стрелки - чтобы у злых духов закружилась голова, и они оставили людей в покое.
Главная цель при изготовлении ого-ого - очищение окружающего мира от любого загрязнения, вызванного деятельностью живых существ (прежде всего, людей).
Бонус: а вот это - прямая противоположность ого-ого - добропожаловательные статуи, изготовляемые для праздничных церемоний:
UPD 22.03.12 13.00 по Бали, близ Педженга:
You can watch this video on www.livejournal.com
Нгрупук-2012 в Убуде (точнее - в Пелиатане)
P.S. По последним данным, ого-ого будут собираться у отеля ибу Оки Картини на Jl.Raya Ubud часиков эдак в 17-18.00, после чего проследуют мимо статуи Арджуны по Jl. Peliatan к большому варингину. Там они будут кучковаться какое-то время, а потом расползутся на сожжение по окрестным кладбищам…
NB: за что купил, за то продаю :-)