Om Catur divya maha sakti / Catur asrame Bhatari.
Siwa jagatpati Dewi / Durga sarira dewi (
STUTI & STAVA 308.2)
Как это понимают на современном Бали: "Om Hyang Widhi [верховный бог балийского индобуддизма] в воплощении Catur Dewi [четырех богинь], всемогущий и всесвященный, Hyang Widhi как богини, которым поклоняются в четырех жизнях человека, Catur Dewi - супруги Sang Hyang Siwa [Шива], бога из богов. Покорно поклоняюсь Om Hyang Widhi в воплощении Dewi Durga".
А вот и она сама! (Реконструкцию см. в первом посте)
Но, чтобы подняться к ней, нам надо взойти на каменную лестницу, перед которой мы остановились в
ПРОШЛЫЙ РАЗ:
Лестница эта хорошо охраняется:
Уникальной особенностью
ГИАЯНЬЯРского храма Дурги некоторые современные балийские специалисты считают тот факт, что дорога вверх, к самому верхнему и самому священному из четырех святилищ лежит через очень симпатичный лесок, которым за прошедшие века порос этот самый "холм Дхармы":
Мне же эта особенность уникальной не кажется - ну, точь-в-точь как в
ЭТИХ ДРЕВНИХ ХРАМАХ "бали-ага" близ Чандидасы и
В ПЕНУЛИСАНЕ. Так что я вообще готов допустить, что эта - типичная планировка для по крайней мере некоторых из наиболее древних балийских храмов…
Культ богини Дурги (одной из супруг Шивы-разрушителя) в балийской простонародной традиции по контрасту с благой Парвати, ассоциируются с кровавыми жертвоприношениями, черной магией и колдовством (а кое-кто договаривается до того, что королева-яванка (см. первую часть) и послужила прототипом самой зловещей балийской ведьмы
ЧАЛОН АРАНГ (о трансформации этого темного образа в литературе нам рассказывает
dewi-whisper).
Вот только не будем забывать о том, что имя самого разрушителя-Шивы переводятся как «благой» или «милостивый»! Так что и с Дургой («неприступная, непобедимая») не все так просто…
Я уже писал в
ЭТОМ ПОСТЕ, что балийцы с искренним почтением относятся даже к не самой безобидной на вид маске воплощения Дурги - Ratu Sakti / Ratu Mas ("Волшебная/Золотая Королева"). Ведь именно Дурга - производит экологически грамотную переработку мертвых, возвращая их тела - Земле, волосы - Воздуху, влагу - Морю, душу - Ветру, а жар - Солнцу, тем самым делая возможным перевоплощение души умершего балийца.
Именно Дурга уничтожила в поединке демона Махишу, который после того, как получил благословение Брамы и не мог быть убит ни человеком, ни богом, ни животным, изгнал небожителей на землю. Для этого каждый из богов подарил Дурге свое оружие - и она до сих пор держит в одной из множества своих рук трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, ваджру Индры и даже захваченный в том историческом поединке трофей - хвост Махиши.
Так что получившие более серьезную богословскую подготовку балийцы считают Дургу символом всемогущества верховного Бога в его воплощении как Богини Любви (Dewi Kasih Sayang) и Истребительницы дурных намерений и покровительницы добрых.
На барельефе на вершине "холмы Дхармы" она имеет лишь восемь рук (бывает до дюжины), причем в целости сохранились лишь шесть из них, и опирается левой ногой на голову Махиши:
В правых руках - диск, стрела, топор, …
…в левых - крылатый
ЧАНК, лук и щит:
Серьезные богословы рекомендуют воспринимать все это вооружение также не буквально, а как символы оружия духовного, призванного рассеять тьму и нести духовный свет.
Но вернемся на нашу лестницу - осталось совсем чуть-чуть:
Павильон Дурги находится на самой вершине "холма Дармы" - в его самой священной для балийцев северо-восточной части (kaja kangin).
По левую руку Дурги стоят два лингама - символа Шивы и датируемые X-XIII вв. статуи (в том числе - Будды), …
…по правую - отдельная статуя Ганеши, …
... а в двух углах храма за ее спиной - древние мегалиты.
Но, стремясь на вершину холма, мы прошли мимо вот этой площадки:
Если миновать лабиринт…
…и пройти по узкой тропинке, …
…то мы окажемся еще у одного храма - пещерного (где, по преданию, медитировала сама яванская королева Бали…)
P.S. (Пи)одалан в гианьярском храме Дурги празднуется в полнолуние sasih Kasa.
UPD:
Дурга и галунган