Книжный вызов - 2016: список категорий
Отзывы:
Январь-февраль /
Март /
Апрель-май (пасхальная тематика) /
Апрель-май-июнь: fiction
В этом поста я собрала нехудожественные книги, прочитанные в последние три месяца.
Д.Щедровицкий "Книга Иисуса Навина: возвращение Израиля и спасение Ханаана" (2012)
Основная категория: 25. Книга о войне или с событиями на фоне войны
Очередная, , на этот раз небольшая по объему книга
библеиста Щедровицкого, которую я прочла специально для написания постов
об Иисусе Навине, где цитировала некоторые фрагменты. В книге излагается авторская оригинальная трактовка библейских событий этой эпохи, есть спорные моменты, есть интересные.
***
о. Вячеслав Рубский "Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом" (кандидатская диссертация по богословию)
Основная категория: 38. Внеплановая книга, случайно привлекшая внимание
Несколько странно, быть может, включать эту работу в список "книжного вызова", но я это таки сделаю. Очень люблю читать и слушать тексты и выступления о.Вячеслава за великолепное чувство юмора, стиль, эрудицию и философский подход, поэтому неслучайно, что мне встретился текст его кандидатской диссертации. Тема богословских и практических расхождений и отличий между конфессиями, и в частности особенности протестантизма, мне тоже была всегда интересна, вот я и решила это прочитать - пусть в научной работе автору пришлось обойтись без фирменного острословия :)
Фрагмент, раскрывающий основную мысль автора: "В середине XIX ст. А.С. Хомяков привлёк святоотеческое понимание Церкви в дискуссионное поле между православием и западными исповеданиями. Это позволило вернуть предмет дискуссии в сферу онтологии, то есть существенно изменить ракурс межконфессиональной полемики. И представить инославной стороне саму специфику православия, а не просто противопоставить наработки православной богословской школы наработкам школ западного христианства.
...Онтологический метод предлагает внедрение основ православного понимания материи в качестве ключевого понятия в дискуссионных аспектах, представление их как отправной точки построения представления о предмете обсуждения. По своему содержанию данный метод является развитием античного типа дискуссии в православно-протестантском поле, в котором главной опорой для разрешения спорного вопроса о предмете является выявление его онтологического статуса, а не просто компилирование авторитетных доводов pro et contra.
Если собеседники ставят своей задачей определить онтологический статус предмета их обсуждения, то в ходе дискуссии выявляется разность православия и протестантизма в вопросе восприятия и понимания характера взаимоотношений между Богом и сотворенным миром, Богом и человеком. Это в свою очередь открывает им разность сакраментологии и символизма. Тогда, например, иконопочитание и иконоборчество могут быть объяснены не незнанием цитат или лукавством, а различным пониманием материи и характера общения тварного мира с Богом. Отсюда и разность антропологии, выявленная онтологическим методом построения дискуссии, сделает понятным и непредосудительным акцент протестантизма на «только Писании» и акцент православия на Церкви."
Что важно не только для тех, кто интересуется темой межконфессиональной полемики и нюансов богословия - это сам предложенный подход, "онтологический метод", который надо бы применять вообще в любой дискуссии: т.е. необходимость четкого определения обеими сторонами используемых терминов и понимания обсуждаемых явлений. Иначе вся полемика сводится "я про Фому, а мне про Ерему", но собеседники и не догадываются, что говорят на разных языках. Другое дело, что чаще всего люди собираются и спорят именно для того, чтобы поспорить, наговориться от души и убедиться в собственной правоте, без малейшего желания понять собеседника и, тем более, найти истину.
***
Владимир Познер "Тур де Франс. Путешествие по Франции с Иваном Ургантом" (2011) - аудиокнига
Основная категория: 7. Книга, в которой рассказывается о какой-то профессии
Дополнительно: 18. Биография / мемуары
Продолжаю знакомство с документальными сериалами В. Познера: уже просмотрела "Одноэтажную Америку", а также короткие сериалы про Израиль и Англию (впереди еще Италия, Германия и Испания). Предвосхищая новое виртуальное путешествие -
по Франции, прослушала на работе аудиоверсию книги, посвященной этому путешествию и съемкам документального сериала. Мне показалось, что в этой книге особенно много места оказалось уделено описанию именно самих съемок, что и определило выбор категории.
***
Алексей Иванов "Ё-бург" (2014)
Основная категория: 31. Документальная книга
Категория книжного вызова-2015: 43. Книга, действие которой происходит в вашем родном городе
Из
аннотации к книге: "Города Ёбург нет на карте. В Советском Союзе был закрытый промышленный город-гигант Свердловск, в России он превратился в хайтековский евроазиатский мегаполис Екатеринбург, а Ёбург - промежуточная стадия между советской и российской формациями. Ёбург - это город в эпоху перемен, в первую очередь в «лихие девяностые». Такое хулиганское прозвище городу придумали сами жители.
Считается, что девяностые годы были временем национальной катастрофы, периодом развала и беспредела, однако в те годы проявилось ещё и мощнейшее созидательное начало. В этой книге сто новелл о Екатеринбурге на сломе и, сто новелл о яростной борьбе: сюжеты о реальных людях, которые не сдавались обстоятельствам и упрямо строили будущее."
Для меня именование "Е-бург" до сих пор актуально - наверное, потому, что мой город остается для меня городом юности, прошедшей как раз в 90-е. Впрочем, я и тогда не отличалась сознательностью в вопросах гражданской позиции и интересом к общественным явлениям, а витала в своих собственных облаках - поэтому о многих лицах и событиях, описанных в книге, даже не подозревала. Зато многое было на слуху еще в детстве - Уралмашевская мафия, сводки новостей Шеремета, уральский рок, имена общественных и политических деятелей... Особенно интересно было почитать о том, как создавался, например, Литературный квартал и некоторые другие городские места и явления, которые я привыкла принимать как данность. Ну и, главным образом, эта книга не столько о городе, сколько о людях, которые в нем жили и ярко проявились на "сломе эпох" - очень интересные и сложные судьбы и истории, происходящие в родных мне декорациях.
***
Алексей Иванов "Горнозаводская цивилизация" (2013)
Основная категория: 28. Книга, которая все время откладывалась на потом
Дополнительно: 31. Документальная книга
Еще одна книга А.Иванова, которого я могу смело назвать любимым современным русским писателем - хотя я далеко не все его книги читала, пока что мне нравится и чем-то цепляет абсолютно все. Эту подарочную книгу-фотоальбом (больше, чем книга-текст, и больше, чем фотоальбом) я выпросила себе в подарок на день рождения от родителей в один из прошлых приездов в Е-бург. Начала ее читать, но прервалась, а снова взяться за нее (довольно объемный и тяжелый том с отличной полиграфией - но такой, что за собой ко квартире не очень-то потаскаешь, надо сесть да читать) мне удалось в позапрошлые выходные благодаря тому, что я осталась одна дома на несколько дней - но без компьютера и интернета :) Классический случай "не было счастья, да несчастье помогло". Только закончив "Е-бург", я взялась за эту книгу и с огромным удовольствием ее "проглотила".
Эта книга продолжает смыслы другой книги автора, "Хребет России", и
одноименного документального проекта, который я тут же, конечно, заново пересмотрела. Демидовы и Строгановы, города-заводы на запруженных реках, сплав барок с их продукцией по горной реке Чусовой, горы и котлованы на месте срытых гор, самоцветы и рудники, Данила-мастер, Хозяйка Медной горы и Серебряное копытце как новое воплощение-переосмысление языческих божеств народа манси...
Из
аннотации: "На Урале было построено государство горных заводов со своим законодательством и своим судом, со своей бюрократической иерархией и своим административным делением, с собственной столицей - «идеальным городом» Екатеринбургом.
Держава горных заводов породила новый и небывалый культурный феномен, который в ХХ веке социологами был назван «горнозаводской цивилизацией». Это вариант русского мира, но с особой системой ценностей, с особой мифологией, с особыми культурными героями. "
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/623348.html. Please comment there using
OpenID.