Возвратимся к нашим камням, на сей раз эллинистического Египта. Птоломеи, македонская или XXVII династия правили в Египте с момента распады державы Александра Македонского по 30 г. до н.э, пока не подпал под власть Рима. Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных культур. Касательно Египта это выразилось в парадоксальному, на первый взгляд факту приобщения греческих царей к египетскому пантеону. Греки, вообще, умели ладить с чужими богами. Птоломеи продолжали строить величественные храмы в честь местных богов, но, как бы это сказали сегодня, с "эллинской спецификой", сами греки спокойно восприняли сонм египетских божеств, кое-кого из небожителей даже изново придумали, а остальных проассоциировали со своими привычными богами, найдя пары для Апполона, Гелиоса и прочих божеств Олимпийской религии в египетском пантеоне. И это пост о двух храмах в Эдфу и Ком-Омбо, построенных в эпоху эллинизма, для египетских богов, но со смешанными греко-египетскими канонами.
Египет медленно клонился к упадку, пассионарность египтян иссякла, и Птоломеи не имели сил повторить пирамиды или храм Хатшупсут. Но они все же смогли за 180 лет построить второй по величине храм Египта, больше только комплекс храмов в Карнаке. И в этом храме тоже второй по величине пилон в Египте, 36-метровая громада с рельефами высотой в метров пятнадцать.
Сам храм посвящен богу Хору, сыну Исиды и Осириса, богу царственности, живого древнеегипетского царя представляли воплощением этого бога еще с династий Древнего царства. Его представляли либо в виде сокола, либо в виде человека с головой сокола. Вот он, птичка, на фотографиях, с шапкой и без:
Своды первого гипостильного зала поддерживают 18 колонн. Второй зал - несколько меньшего размера, здесь колонн уже только 12. Далее находится проход в святилище храма, куда могли входить лишь жрецы и фараон - простым смертным вход в святилище был заказан. За нарушение этого табу полагалась смертная казнь. Стены храма покрывают искусные рельефы, посвященные богу Хору. Храм хорошо сохранился, благодаря тому, что его еще в раннее средневековье засыпало песком и он был откопан только в конце XIX века. Кстати, зацените масштаб трудов археологов - песка к началу раскопок было по верхушки совсем немаленьких колонн.
Кстати, греческий канон выразился в навершиях колонн. У египтян это всегда были священные цветки лотоса и папируса, а греки налепили сюда листья пальм и прочих деревьев. Ну а дальше по рисункам в кмане. Многие из них разбиты ранними христианами, видящих в них бесовские изображения языческих божеств. Сволочи, одним словом, такую красоту уничтожать, всех львам на съеденье. Сохранились только те, что уже были засыпаны песком, или располагались на недосягаемой высоте.
Кстати, храм выполнял еще и функцию схожую с банком или местом сбора налогов, и дополнительно окружен толстыми стенами, наподобие крепостных, дабы не лазили. Сам храм благодаря толщине своих стен тоже неплохо уцелел во времени.
Еще в храме соколообразноого божества огромное количество птиц, видимо, чувствующих кровное родство.
Воистину, не смотря на старания коптов, в этом храме сохранились самые красивые и разнообразные рельефы из всех, виденных мною в Египте. Боги, обряды жертвоприношений, и многое другое. Можно все разглядывать часами. Большинство из них посвящено истории Осириса и Исиды, ну и конечно же самому Гору, равно как убийству нехорошего Сета. Сам Сет предстает в образе нехорошего крокодила, и Гор с копьем послужил прототипом Георгия Победоносца убивающего дракона, сходство поразительное.
Вечером того же дня мы подплыли к следующему пункту программы - храму в Ком-Омбо. Это еще один долгострой - начали возведение в середине II г века до н.э. а закончили дикорирование уже при римлянах, когда это все уже особо никому не было нужно. Храм любопытен тем, что египтяне построили его сразу трем божествам сразу, так сказать, чтоб не распыляться. Одно крыло храма посвящено Себеку, богу изобилия и творцу мира, почитавшемуся в облике крокодила. Другое крыло посвящено уже знакомому вам сокологоловому богу Хору. И наконец общежитие с двумя мужиками делила Хатхор, богиня неба, любви, материнства, женственности и красоты, а также супруга Хора по совместительству.(нелегкая жанская доля, да, все на себе тащить ) Ее воплощением была корова, а на скульптурах ее часто изображали с рогами меж которых находится солнце. Вот они все, в сцене наделения властью фараона:
Храм особо не примечателен ни архитектурой, ни рельефами внутри. Просто он удачно расположен прямо на берегу Нила, в 50 метрах от пристани, вот и входит в программу. Да и увидел я его после наступления темноты, возможно днем он выглядел бы лучше. Обращает на себя внимание, что часть его буквально воссоздали по камешку, колонны на входе - новодел с вкраплениями исторических остатков :)
Рядом находился еще один эллинистический храм, возле которого находится чуть ли не единственная в Египте сохранившаяся колонна греческого образца. Дело в том, что завоевавшие Египет арабы нуждались в колоннах для постройки своих зданий, прежде всего мечетей и минаретов. А свои колонны они делать не умели. Потому в Египте растащили все постройки греко-римлян (монументальные древнеегипетские колонны были явно не зубам захватчикам) на стройматериалы, а эта осталась, видимо ни одного минарета вблизи не возводилось. Правда, к XII веку нашей эры, местные жители сами научились делать колонны, так как видимо греческие уже закончились.
И еще около храма находилось кладбище людей...
и... кладбище мумифицированных крокодилов. Тройка захороненных демонстрируется в отдельном "павильоне". Освящение плохое, поэтому хорошо получился только один из ген:
А следующий пост будет целиком посвящен Асуану и его окрестностям
Часть I: Египет моими глазами Часть II: Хургада и подводная лодка Часть III: Храм в Карнаке Часть IV: Храм Хатшепсут, Долина Цариц и колоссы Мемнона Часть V: Вверх по Нилу