Марокко, часть VI: Долина реки Драа

May 03, 2012 11:34




Покинув Эрг-Шебби мы отправились на юго-запад, оставляя по правую руку хребет Сархро - восточную часть Анти-Атласа, еще не нарастившего устремленную к небесам мощь и крутизну склонов. Наш путь лежал в Тамнугальт, небольшое селение в долине реки Драа, старого сельскохозяйственного региона, и вообще, места проживания человека еще с палеолита. Этнографическая часть нашего путешествия продолжалась.



Я на фоне заваленного горизонта хребта Сархро

Дорога выдалась очень живописной, справа проносились вершины хребтов Сархро и Огната, слева, в отдалении высились вершины хребтов Бени и Тискауина - порядком побитые временем низкие скалы между которыми вовсю гуляли пылевые вихри. Я впервые увидел это явление природы, рождающееся при сильном нагреве солнечными лучами поверхности земли. Теплый воздух поднимается вверх и образует своеобразную колонну в более прохладных слоях, начиная вращаться по закону сохранения момента импульса. Не углубляясь в дебри физики - у меня практически не получилось фотографий с пылевым вихрем, зато получилось хорошее видео.

image Click to view



Еще запомнились мальчишки, имитирующие "ремонт" дороги и убирающие нанесенный разлившимся ручьем песок. Автобус естественно притормаживал, и сорванцы подбегали к водителю и требовали денег. Дарю идею русским дорожникам :)




Кстати, именно тут настоящий рай для всех любителей минералов и палеонтологических древностей, каждые несколько километров попадаются магазинчики, а то и просто столы со всякими кристаллами кварца и окаменелыми трилобитами.







И именно здесь я купил себе зуб доисторической акулы и силурского трилобитика. Не поверите, но я почему-то давно мечтал купить настоящий зуб акулы, хоть современной, хоть вымершей. Современных белых акул как-то жалко, зато в Марокко я купил зуб из верхней челюсти Cosmopolitodus hastalis - шестиметрового предка белой акулы, что жил в эоцене 35 миллионов лет назад. При покупке это, конечно, известно не было, выяснил только зарывшись в современные труды по происхождению белой акулы. Зубик длиной в восемь сантиметров по боковой диагонали или четыре сантиметра по медиане эмали прекрасно сохранился, осталась даже слабая пилообразность краев. А рядом с ним на снимке - некий силурийский трилобит, скорее всего из семейства Asaphida - по крайней мере в описании сходятся восемь сегментов туловища и хорошо развитые глаза.




Ну я отвлекся :) Я искал по источникам дату постройки главной достопримечательности Тамнугальта - средневековой касбы, но нашел только отсылки к впервые размещенному тут гарнизону династии Саудитов, правившей в Марокко в XVI - начеле XVII веков. Не стоит считать стены на фотографиях носителями полутысячелетней истории - глина столько не подержится, да вряд ли настолько долговечен деревянный каркас, подобное сооружение нужно будет непрестанно ремонтировать. И сейчас касба на 80% представляет из себя живописные развалины, убежище для птиц и кошек.







Но в наше время касбе было придумано совершенно новое занятие, и так появился отель Chez Yacob! Внутренняя архитектура крепости вроде как сохранилось, со всеми переходами и внутренними дворами, по которым причудливо разбросаны вполне современные номера. Но вряд ли там найдется два одинаковых по площади номера, не для того их когда-то строили. Окно моего пристаница почти не видно, под двумя другими, что на втором "этаже".










Остальное - развалины, и подлинная мечта моего детства, огромный мир заброшенных лабиринтов которые можно изучать. Хотя, многие стены и перекрытия дышат на ладан, и куда угодно взрослый человек не полезет. И если днем еще можно углубится в лабиринт переходов, ориентируясь на журчание ручья у подножья касбы, на людские голоса или шум кухни, то ночью ты попадаешь словно в загадочный лабиринт Минотавра, где так легко затеряться. Помню, я захотел дойти от места шумной вечеринки до своего номера в отеле за какой-то мелочью. На полпути странствия по абсолютно темным проходам, я быстро передумал и вернулся.










Касба в Тамнугальте прикрывала как и важный сельскохозяйственный район долины реки, так и караванный путь на Марракеш между Атласом и Анти-Атласом - туда вели все дороги. Это место знавало явно лучшие времена.










Французы, пришедшие в конце XIX века не стали восстанавливать разрушенную касбу, а построили... новую на соседнем холме, из того же материала, резонно решив, что ее вполне хватит для пресечения поползновений берберов не имеющих современного оружия. Она тоже лежит в развалинах, но куда более организованных и геометрически правильных - было видно, что в ней целеустремленно разрушили лестницы и перекрытия верхних этажей.



Вид на французскую касбу из развалин марокканской







Само население давным-давно перебралось в типичный для заатласья глинобитный городок в середине долины, в стороне от плодородной почвы, чтобы не отнимать место у посевов.




А знаете, что это? Могилы во дворе местной мечети. На могилу мужчины по обычаю ставят два параллельных камня, на могилу женщины один из камней ставят перпендикулярно другому.




Оглядываясь назад, я понимаю, что после интенсивной первой половины путешествия с постоянными разъездами, в долине реки Драа началась более размеренная и развлекательная половина поездки. Мы даже никуда не ездили, только один раз прошлись по местным "приусадебным участкам" и огородам разбитым под финиковыми пальмами, вдоль ручьев и берега реки










По Тамнугальту нас водил веселый Хишам. В берберах много негритянской крови, и как он нам сказал, его бабушка когда-то была вывезена рабыней из Сахеля. Он успевал рассказывать на бойком французском про все вокруг: вот идут две наложницы местного богача(две почтенных дамы в черном пост-бальзаковского возраста, которых все постеснялись сфоткать); вот старый дом известного лекаря - туда до сих пор приводят детей на ночь, чтобы выздоравливали, а вот этот странный ящик - форма для отливки глиняного кирпича. Слушаешь и понимаешь, насколько недавно эти люди жили еще в средневековье.








Конечно, за нами всюду следовали дети, любопытные глазастые малыши, ждущие конфет и монеток. Чуть постарше - и они уже работают в меру сил и таланта.











Женскую часть нашей группы особенно умиляла эта курчавая девчушка с очень серьезным выражением лица, покуда ее не брали на руки.







Между прогулками была кальянная сиеста на крыше с лавками и навесами, был кус-кус, которому местная мастерица обучала готовить наших девушек, был тенистый внутренний дворик отдельной семьи с причудливым местным убранством.













Оформление стен в ресторане нашего отеля. Мужчины пьют чай, скво работают.







Якуб, управляющий в нашем отеле. Наша групппа стала главным событием для всего отеля, и управляющие и официанты постоянно тусовались с нами, пытаясь побольше выведать о до сих пор диковинных здесь русских туристах и снискать расположение девушек. Их учили повседневным русским словам и ругательствам - сами попросили :)







Саша, со своим пленочным (!) фотоаппаратом Hasselblad в пику нам пулеметчикам, тщательно выбирал каждый кадр, и, наверное, сделал их за всю поездку меньше, чем я делал за иной день.




И вот тут пришло время мне опять поумничать и рассказать о берберской народной музыке - по-крайней мере о той, что я слышал в поездке, у меня же все-таки музыкальный ЖЖ. Преамбула была интересной - наш вожатый Дима с нашим водителем отправились в селение и скупили все местные запасы финиковой самогонки аж в поллитра объемом, потому что музыканты просили, они не дураки побухать где угодно :) А потом настало время песен и плясок. Смотрим видео номер раз:

image Click to view






А потом номер дваз:

image Click to view






Это, конечно не те марокканские музыканты, как с Пейджем и Плантом, но весьма характерно. Берберская музыка испытала сильнейшее влияние народной африканской из стран южнее Сахары. Ритм служит основой всему и вся, единственный мелодический инструмент в лице очень необычного по звучанию банджо настроенного в местном строе, играл скорее запевательную роль и его быстро забивали ударные, не давая даже подчеркнуть какой-нибудь акцент напева. Конечно, это местная самодеятельность, но какой-нибудь сыгранности она по сути и не требует - для туристов и так сойдет, а чувство ритма у них всех прирожденное. А самым интересным в музыковедческом разрезе оказались вокальные партии. Вот где влияние Черной Африки особо велико. Респонсорное пение, то есть перекличка между солистом и хорами, что впоследствии перекочевало в спиричуэлс, а оттуда в рок-н-ролл, творчество The Beatles и вообще куда угодно. У берберов подобные переклички и подхватывание хором припева вслед за солистом встречаются очень часто.




Музыканты, бойтесь, когда я так внимательно вас слушаю, как на фотографии выше! Я непременно пишу в уме особо злобную рецензию :) А еще в Марокко я раз сделал, то, чего никогда не делал доселе с русскими фолк-группами. Я взял местные кастаньеты из грубого железа и присоединился к музыкантам, благо те совершенно не возражали, если я погремлю в сторонке. Ритм песен у бербер меняется ступенчато, все более и более убыстряясь, вслед за хоровым пением. Естественно, не зная песни, я просто слушал ритмического лидера на дарбуке и пытался не отставать от него. На средних темпах вполне получалось, а вот концовку любой своей вещи берберским музыканты разгоняют до околокосмического по скорости ритма, и за ними я просто не успевал физически. Но они все равно улыбались :)




Осталось рассказать о посещении хамама, что мне, как изрядному любителю попариться, было особенно любопытно. Сначала туда пошли наши девушки, местные мастерицы их намазали какой-то местной черной глиной, поскребли, а потом разкрасили руки хной.




Строго говоря, к хамаму местные начали готовиться прямо после нашего приезда. Владельцы и работники начали... дробить дрова для печи. В буквальном смысле, молотком загоняя туда долото. Видимо, топор-колун, тут совершенно неизвестен. А бензопила дорога.







Вступаю в хамам. К сожалению, ничего снимающее я туда не взял, так что без иллюстраций. Он состоит из двух отделений, предбанника и основного зала. Пол плиточный, в одной стене небольшой бассейн, куда по кранам поступает горячая вода. Ведерко из резины, им зачерпываешь горячую воду и обливаешь плитки. Парит, и ты довольно растягиваешься на обжигающих плитках. По русским меркам в хамаме прохладно, градусов 40-45, но это скорее и не баня в русском значении слова, а горячая массажная. Появляется массажер, высокого роста пожилой бербер, настоящий силач, чья сила чувствуется уже в крепком рукопожатии. Вот он, второй справа.




Скорее даже не массаж, а мануальная терапия. Бербер аккуратно выкручивает тебе суставы рук и ног, локтей и запятий. Он буквально встает и сидит на мне, вытягивая конечности, заставляя суставы кричать около болевого порога - но никогда не заходит сильно далеко за него. А потом переходит к позвоночнику, как пушинку приподнимая тебя за талию, оставляя руки и ноги прогибаться к полу хамама. Около сорока минут он мял меня как хотел, из хамама выходишь как будто моложе, длиннее, гибше, и спишь этой ночью как младенец :) Это трудно описать, это можно только узнать, съездив в ту долину посреди гор.




Вот и все про долину реки Драа. Традиционная благодарность Вадиму Ильченко, Ирине Красновой и Кате Решетовой за использованные фотографии. Следующий пост будет посвещен горам Анти-Атласа, где мы провели примерно день. Оставайтесь на линии :)




Марокко, часть I: Аль-Магриб моими глазами
Марокко, часть II: Марракеш
Марокко, часть III: горы Атласа и касба Айт-Бен-Хадду
Марокко, часть IV: Ущелье Тодра
Марокко, часть V: Пески Сахары

Марокко, Путешествия

Previous post Next post
Up