год: 2007
страна: Испания, Германия, Великобритания, Литва
слоган: «Arrive on time»
режиссер: Брэд Андерсон
жанр: триллер, драма, криминал, детектив
бюджет: $15 000 000
В главных ролях:
Вуди Харрельсон
Эмили Мортимер
Бен Кингсли
Кейт Мара
Эдуардо Норьега
Томас Кречман
На сибирском поезде через густые леса клюквы
Вы слышали раньше о том, как Вуди Харильсон, Бен Кингсли и Томас Кречман поехали через русскую Сибирь на поезде ловить наркоторговцев? И все это в зарубежном фильме за 15 лимонов долларов? Нет? Правда? Ладно, тогда я коротко расскажу об этом удивительно правдивом с точки зрения изобржения русских реалий американском фильме.
Итак. В обычном порту города Vladivostok ударом ножа в череп убили русского сторожа, когда он пил vodka и ел seledka с ogurets.
На Волге приезжает русский следователь Бен Кингсли в shapka and tulup.
Увидев, куда смотрит закоченевший труп, все еще держащий карандаш, он находит в стене хранилище, где держали наркотики. Милиция восхищена этим профессионализмом.
"Раккажите, чьто тут проижошло?" - спрашивает Кингсли и закуривает, как и каждый sledovatel, любимый Belomor.
Оказывается, что убитый Назим Каландаров был убит наркомафией авторитета Рукшана и украденный из хранилища героин уже идет в Японию. Да, дело в знаменитой таджикской наркомафии. А что, сразу не было видно, что убитый - таджик?
А тем временем американские kapitalistы (да еще и сектанты какой-то евангелической церкви) Вуди Харильсон и его супруга Джессики отправляются из Японии в Москву через Transsib. Джессика в ужасе смотрит на эту дорогу, чья длина способна свести с ума жителя Люксембурга.
"Что ты будешь - shashlыk или golubtsы?" - спрашивает ее Вуди, глядя в меню. "Golubtsы?" - удивляется Джесси. "А что это?" Golubtsы - это то, что едят с vodka, глупая kapitalistka! Которую тут пьет каждый второй пассажир.
Они пытаются объяснить крашеной русской provodnitsa, что туалет не работает. На повторение слова: "Тойлет" та реагирует вполне ожидаемо - наливает им чай из самовара из кипятильника и сует его kapitalistam, а потом орет, матерится и запирается. Зис из Раша энд Сайберия! Хей-хей-хей-хей!
В вагоне-ресторане, напоминающем китайский трактир, пограничники проходят с собакой в поисках наркотиков. Какой-то безымянный попутчик советует им не попадаться полиции в России. И рассказывает про одного человека, которого арестовали в Братске из-за опечатки в паспорте. Вымогали 5 тыщ американских тугриков, но тот отказался и ему отрезали два пальца на ноге.
Несмотря на то, что в Китае не было ни снежинки, при пересечении границы автоматически повсюду воцаряются sneg, zima и ёlki.
По пути к ним присоединяются попутчики - такие же хитрые капиталисты: девушка Эби и испанец Карлос, который предлагает выпить vodka, что подтверждает, что он в России не в первый raz!
Вуди нравится и он начинает пить с соседями Nazdorovie!
Русским попутчикам nravitsa Вуди!!! И они пьют с ним Nazdorovie! Начинается веселье. Vodka! Garmoshka! Balalaika! Hei-hei-hei-hei!
Русский muzhik показывает Джесси, как его в Хабаровске чуть не задрал дикий сибирский медведь тигр. "Я охочусь на сибирских тигров!" - радостно кричит он. Так вот благодаря кому их осталось всего 30!
А улыбающийся старичок в тему показывает модные наколки, которые ему поставили в GULAG!
Попутчики рассказывают в тему о сибирских лагерях GULAG и волшебном крае Sibir, где под толстым слоем sneg хранятся бесчисленные толщи zeki и neфtь. Выпьем за NЕФТЬ! - кричат russkie.
Да, они действительно пьют за нефть.
Kapitalistы едут в вагоне под песню "Бригантина", которая так отлично подходит путешествиям на поезде, и фоткают обычных русских passazhir.
И Карлос дарит на память Джессике контрабандную matrioshka.
Poezd прибывает в Иркутск. Обычный. Сибирский. Иркутск.
Где на станции торгуют всем, включая жареную рыбу и konservы.
Дамы покупают русские pirozhki, и Эби узнает, что Джессика - бывшая бездомная люмпенша, которую благородный Вуди вывел в люди.
А мужики осматривают брошенные на иркутских задворках советские паровозы и тоже в тему говорят о чуйствах к дамам.
Однако вернувшись в вагон Джессии обнаруживает, что Вуди нет! Боже, неужели контрабандист матрешек наркотиков Карлос замочил Вуди после того, как за его спиной угрожающе поднял железную трубу? - думаешь ты, товаристч, вспоминая этот кадр?
От проводников с нерусским акцентом Джесси узнает, что ей надо сойти с поезда, потому что следующий экспресс с Вуди будет только завтра. "Их часто задерживают, от Читы до Новосибирска, ищут наркотики", - говорят они. Verno, tovaristch! Ин Совьет Раша наркотики ищут в половине Сибири но находят только нефть!
Поезд останавливается на станции ИЛАНСКАЯ.
Карлос и Эби идут с Джесси. Со станции их забирает в гостиницу taxi.
В столовой гостиницы Джесси узнает, что в Иркутске американец не останавливался, а Карлос узнает, что на кухне из овощей есть только vodka, matrioshka and kartoshka!
И поэтому туристы решают сходить до полудня в местную tserkovь.
На следующее прекрасное утро в Sibiri...
...Джессика одалживает Карлосу свой душ, а сама идет на ресепшн на administracia, чтобы позвонить в Иркутск. По пути она видит, как доблестные сотрудники militsia ищут у постояльцев narkotiki.
Administrator с бюстом великого сибирского поэта Pushkin говорит, что американцев в Иркутске все еще net. Но потом Вуди - zvonit. И обещает приехать в пол-пятого. Тебе интересно, как он отстал от поезда, товаристч? Не забивай голову лишними вопросами, ты все равно никогда этого не узнаешь.
А Эби тем временем сбежала на обычную русскую pochta, где одновременно продают авиабилеты.
Но на poshta Эби узнала, что ближайший аэропорт в Krasnoяrsk и через девочку-бурятку выпросила у почтовиков chastnik.
Не заметив потери подруги, Карлос и Джесси едут на забитом пенсионерами стареньком avtobus в затерянный посреди соснового леса поселок Нижний Ингаш - посмотреть русскую tserkovь.
Это что, сибирский кондор?
Карлос мастерски разводит впечатленную русскими красотами американку на горячий секас на холодном снегу, но буржуазный разврат предотвращает самое Providenie - в лице упавшей доски. Товаристч, помни! Секс в заброшенных помещениях опасен для жизни!
Ин Совьет Раша ноу сэкс!
После этого продажная Джессика почему-то передумала. Карлос хочет все-таки продолжить и делает подкаты довольно грамотно. Но Джессика согласно сценарию проявляет неадекватную реакцию и зачем-то сбегает, а потом лупит мужика подобранной палкой. Неудивительно, что карлос обижается и ненавязчивая игра превращается в догонялки по русскому кладбищу посреди леса, утыканному православными крестами.
Нет, вот тут без всяких шуток - испанец, может, и зря ее полапал, но потом до последнего пытался извинился и даже после трех (!) ударов по голове не пришел в ярость. А что сделала эта американская сука? Забила его палкой до смерти! Krovavaя kapitalistka!
Неудивительно, что даже проходящий мимо медведь волк был в шоке.
Вместо того, чтобы оказать человеку первую помощь, баба делает большие глаза, наполненные слезами, и уходит. А что, труп найдут нескоро - есть шанс свалить из страны заранее!
По пути с остановки бабу очень мучат угрызения совести... И еще кровавое пятно на куртке. Особенно когда рядом ходит милиция.
Это что, распылитель?! Это что, советские погоны?!
Наконец возвращается Вуди, которого попутчик в shapka учил произносить слово tovaristch. Вуди жалуется на гостиницу, похожую на GULAG, где ему предлагали через телефон prostitutka и предлагает ехать дальше в Москву, чтобы посмотреть на Moskva и Kremlin. А вот и тот самый "tovaristch!" (с) - кричит Вуди. Это наш знакомый следователь Аркадий Ренько Илья Гринько.
Они идут в ресторан, пьют vodka, и Гринько жалуется, что при социализме летел бы в Москву первым классом, а теперь трясется в поезде. "Только не говорите, что скучаете по временам Советского Союза, Илья! Он был темной империей зла", - говорит Вуди. Merzkiй kapitalissssst!
Как будто что-то изменилось!
Из разговора с Гринько парочка узнает о страшных наркоторговцах, которые перевозят наркоту в игрушках, мигом просекают, что Карлос и Эби - лучшие претенденты на эту роль, а по возвращении в купе Джесси находит страшное - свой чемодан, набитый MATRIOSHKA. Она пытается выбросить сумку из заснеженного тамбура, но ее палит provodnitsa.
Poezd прибывает на станцию Барабинск, где прямо на платформе babooshka продают platki и стоит обычная русская svalka!
Джесси пытается выбросить сумку, но ту к ней подходит Гринько и просит поговорить с ним и его коллегой с обычным русским именем Колзак Юченков, который ходит в treniki. Чудовищно картонный персонаж, которого не мог спасти даже бритый Томас Кречман.
Гринько опрашивает ее о пропавшем Карлосе и цитирует американке известную русскую пословицу: "Ложью свет пройдешь - да назад не вернешься".
Я говорил, что из "русских" пословиц в американских фильмах можно составлять отдельную книгу? Можем начинать!
- "И медведя поймать, и себя не дать задрать" (
"Компания"-2007)
- "Ляжешь спать с цыганами - проснешься на поле с навозом" (
"Фантом"-2013)
- "На мед мухи ловятся лучше, чем на дерьмо" (
"Red agent"-2000)
- "Правда это хлеб, а мечты это масло" (
"Девушка с Петровки"-1974)
- "Не умеешь махать крыльями - не смотри на небо" (
"Миссия в космосе"-1998)
- "Слишком хороший, чтобы посылать его считать деревья, - Алексеев усмехнулся. Это была русская поговорка, сохранившаяся еще с царских времен. Говорили, что людям, сосланным в Сибирь, оставалось одно - считать деревья" (
Том Клэнси, "Красный шторм")
Да и вообще,
такая книга уже есть...
Плюс Вуди нашел матрешки... И тогда Джесси ему все рассказывает. Парочка ведет себя логично: отдает матрешки следствию, Джессика все рассказывает, умолчав почему-то про убийство, а потом они спрашивают: "Ну все, мы свободны?"
И их отпускают! Гринько любуется на прощание ее фотками на камере, заметив снимок Карлоса на фоне церкви. Конечно, милиции вовсе не нужен портрет наркоконтрабандиста, поэтому она возвращает камеру Джессике и сходит с поезда, а kapitalistka поспешно удаляет все фото в зале ожидания.
Но на samom dele... Kapitalistы... обнаруживают... что их вагон отцепили с поездом и везут в GULAG! Почему-то забыв запереть двери. Наверно, специально, чтобы убить глупых kapitalistov.
Пользуйтесь поездами РЖД!
Глупые американцы прибегают в вагон-склад, забитый пустыми бутылками из-под водки и начинают бузить. Тогда доблестный сотрудник органов militsia Колзак делает предупредительный выстрел на поражение!
Ин Совьет Раша делают предупредительный выстрел в водку!
Колзак и Гринько останавливают поезд посреди леса и отправляются вместе с kapitalistami на ближайший лагерь GULAGа.
И там их встречает привезенная с Иланской Эби, которую militsia начинает pыtatь, чтобы узнать от Джесси, где Карлос.
Как вы уже поняли, Гринько работает на мафию Рукшана. Но наивные русские, недооценившие империалистического коварства, оставляют туристов одних на пять минут и этого хватает Вуди, чтобы найти в ангаре выход за какими-то бочками и сбежать на тот же поезд. Где кровавый kapitalist Вуди проявляет то же зверское лицо взбешенного буржуа, как и у его супруженьки и зверски забивает мотыгой гаечным ключом машиниста в ushanka.
Вуди врубает все кнопки сразу, из-за чего поезд оглашается радостной Kalinka (с этой минуты фарс приобретает черты веселого балагана а-ля "Аэроплан" Цукеров), а на поезд вторгается Колзак и берет глюпих кэпиталистов в plen. Подтягивается и Гринько, и Джессика кричит: "АЙМ КИЛЛЕД КАРЛОС!!!" Но эпичный... Нет. Убогий момент обрывается, потому что движущийся назад поезд наезжает на идущий за ним состав. Конечно, из другого поезда в изумлении выбегают русские и медведи в ушанках, размахивая kalashnikov.
Спокойно! Это просто местные soldats!
Гринько KARAET Колзака, чтобы свалить все на него и кричит набижавшим soldats: "Йа милиционер! Йа милиционер!"
Конечно же, из целого состава солдат никто не знает языка гнусных империалистов, поэтому лепечущих американцев грузят на скорую помощь и отправляют в больницу. Спустя некоторое время в Москве их навещают подтянутые господа из FSB, объясняют им, что Гринько сбежал с концами, Эби в московской же больнице, а показания капиталистов помогут им накрыть всю банду. Spasibo! А Эби, выйдя из больнички, вернулась на место преступления возле церкви, откопала под снегом труп Карлоса и конфисковала из его куртки стотыщпитсот евро, на которые махнула заграницу. Хэппи-энд!
Мораль сей басни такова: если ты американец, то лги, убивай, воруй, но не попадайся полиции и особенно диким русским варварам. А если ты верный сын Матушки-России - то лги, убивай, воруй, пытай и наживайся. Но делай это только с гнусными kapitalistami!
В заключение еще несколько фактов из этого архиправдивого фильма:
- вся публика в русских поездах состоит из огромных сибирских мужиков и их пассий, странных типов кавказо-турецкой внешности, нескольких китайцев и доброй полусотни babooshka в деревенских платочках и полунищей одежде советского времени;
- ин Совьет Раша ничего не работает, начиная от окон в поездах и заканчивая душем в гостиницах;
- зато в русских поездах можно курить;
- в русских гостиницах телефон звонит каждые 30 секунд;
- между Иланской и Красноярском нет транспортного сообщения и поездка на частнике стоит целую тысячу;
- Транссибирский экспресс везет ТЭП70, в котором есть печки-буржуйки, а дверь в заснеженном тамбуре запирается на какой-то тугой вундерзатвор с поворотной ручкой в круге;
- ин Совьет Раша следователь может взять орудие убийства с места преступления и использовать в личных целях;
- съемок в России почти не было, фильм снимался в Литве. Железнодорожный вокзал Вильнюса стал Иркутском, а Клайпедский порт показали как Владивосток. Сибирская тайга - это железнодорожный путь в лесу на окраинах Вильнюса. Заброшенный "ГУЛАГ" это ангары старой советской авиабазы в Шяуляе;
- надо отдать должное, мелькающие на пару секунд автономера и надписи идеальны, русский Кингсли почти точен, да и говорит он не так уж плохо, а акцент массовки встречает раза три-четыре, не больше.
Каков же этот фильм? Спросишь ты, товаристч? Увы, хотя он и тянет на 6 из 10, похвалить его можно только за пристойную техническую составляющую, отличную игру актеров и то, что он не так плох, как мог бы быть. Поскольку по тупости сюжета и слабости режиссуры может составить пару любому похожему проходному триллеру, что и доказывает пересказ. Никакого чувства страха и паники, конечно, не получилось. По заветам псевдопсихологических триллеров завязка растянулась на половину фильма, в течение которой ни фига не происходило, а потом начался сюжетный бред, поэтому беготни в ГУЛАГе и на поезде было слишком мало для завершения. И это при том, что фильм длится 1:50 мин. Чего бояться тут, вообще не понятно, немногие сцены саспенса лежали на поверхности. Психология персонажей, которой напичкан фильм, работает только благодаря актерам и теряет правдоподобность из-за кучи ляпов сюжета, которые я опустил выше. Зачем Гринько рассказывал, как потерял сына из-за рака кости и теперь носит в память о нем часы, если это не сыграло никакой роли? Зачем баба убила Карлоса? И почему не понесла никакой ответственности? Как Карлос собирался убедить ее перевезти матрешки? Изнасилованием? Какую роль играет во всем этом Эби и зачем она нужна как персонаж? Почему мы так и не узнали, как отстал Вуди? Зачем Джессика заорала: "Айм килл хим!" - что не сыграло опять никакой роли? Почему Вуди замялся перел подписанием показаний - что опять не сыграло никакой роли? И т.д. и т.п., таких оборванных концов и невыстреливших ружей в фильме сколько угодно. На фоне этого то, что Россия в очередной раз изображена здесь как полудикая отсталая страна третьего мира, несущественно - тем более что по сравнению с другими "фильмами про русских" тут еще видна заметная доля достоверности и тесная работа с консультантами. Итого - благодатная тема триллера на фоне сибирских просторов загублена несвязным и тупым сценарием и не менее тупым режиссером. Кстати, этот тот самый чел, который снял "Человек в высоком замке", так что еще вопрос, что там вышло.
P.S. Спонсор данного выпуска - матрешечностроительный лесокомбинат "Небо в досточку".
Click to view