Отрочество. Часть 26

Sep 15, 2010 22:19

Продолжение главы III. Отрочество
См. части  1   -  10,  11   -  20,  21,  22,  23,  24 ,   25,   26.
См. также главы:
Глава I. Довоенное детство. Части 1 - 15.
Глава II. Военное детство. Части 1 - 20.

сочинения и диктанты

Самым трудным считалось написать сочинение. Отметка за него утверждалась где-то наверху - то ли в районном, то ли в городском отделе народного образования. Школа только представляла сочинения туда, а там специальная комиссия рассматривала все поступившие сочинения. С точки зрения грамотности и, разумеется, с идейной точки зрения. «Политическая» грамотность считалась важнейшим фактором для оценки.


   В школе сочинениям уделяли огромное внимание. Мы их начали писать в 8-м классе, а в 9-м и 10-м, писали и в классе, и дома. Причем наши преподаватели обращали внимание и на содержание, и на ошибки, как грамматические, так и пунктуационные.

Время от времени Инна Викторовна проводила урок, который назывался «Диктант». Она внятно диктовала какой-либо литературный отрывок, а мы должны грамотно написать его. Помню, как однажды во-время такого диктанта я мучился со словом «воробушек», не зная, как оно правильно пишется. Мне хотелось написать его «воробышек», и я колебался

меня избрали председателем совета пионерской дружины

Ко мне подошла на переменке старшая пионервожатая школы Рая, молодая улыбчивая девушка с пионерским галстуком, повязанным на шее, и отозвала в сторонку. Мы встали в коридоре у окна, и она, вдруг посерьезнев, сказала:

- Комитет комсомола школы дает тебе важное комсомольское поручение.

Она испытующе поглядела на меня. Я молчал и ждал, что она скажет.

- комитет комсомола единогласно рекомендовал тебя на пост Председателя Совета пионерской дружины.

Вот тут уже я удивленно посмотрел на нее, ведь я уже уже был комсомольцем. Я сказал ей об этом.

- Это не препятствие для избрания, - сказала она. Наоборот, будучи комсомольцем, ты будешь более ответственным за работу Председателем пионерской дружины. И добавила:

- Я надеюсь, ты не будешь отказываться.

Я снова удивленно посмотрел на нее. Я не представлял себе, как можно отказаться от комсомольского поручения. Я рассматривал поручения как задания комсомола.

- Нет, не буду. Я согласен. Вот только справлюсь ли?

- Я буду тебе все время помогать, - сказала Рая. Это моя работа.

На следующей неделе состоялся сбор пионерской дружины, на котором старшая пионервожатая зачитала список кандидатов в Совет пионерской дружины. В этом списке был и я. Голосовали поднятием рук сразу за всех. Все ребята подняли руки, так что голосование было единогласным. Потом члены Совета уединились вместе с Раей в комнате Совета пионерской дружины, и там на организационном заседании по предложению Раи меня избрали председателем Совета. Рая сказала, что в Совете каждый будет отвечать за определенный вид работы, зачитала, какую работу мы будем вести и предложила каждому подумать, кем он хотел бы быть. Она попросила также подумать над интересными мероприятиями, которые мы хотели бы провести.

Еще через неделю Совет собрался снова, и мы распределили обязанности. На этот раз с каждым членом Совета предварительно разговаривал я, и у меня был готов уже список. Кроме того, Рая составила общий план работы, где было расписано, когда проводятся сборы дружины, когда - заседания Совета и какие темы будут вынесены на сборы, а какие на заседания Совета. Отдельно была расписана наша работа с Советами пионерских отрядов (классов).

Еще через неделю состоялось общее комсомольское собрание школы, и меня выбрали членом Комитета комсомола.

- По должности, как председателя Совета пионерской дружины, сказала Рая. -Теперь тебе легче будет ставить пионерские вопросы перед комсомольцами и просить у них помощи, например, по подбору пионервожатых по отрядам.

В школах все эти назначения согласовывались с директором школы. Даже, пожалуй, не согласовывались, - директор школы просто определял, кто кем будет. Но тогда я этого не знал. Но я чувствовал, что директор школы Алексей Акимович Грищенко относится ко мне очень хорошо. Он всегда улыбался, когда встречал меня, обязательно заговаривал со мной и ждал моих ответов, внимательно их выслушивая.  После избрания, он поздравил меня, позвал к себе в кабинет и там долго со мной разговаривал. Как мне показалось, на самые общие темы. Прощаясь, он сказал:

Если появятся какие-нибудь вопросы, смело заходи. В любое время. И я заходил к нему довольно часто, минимум 1-2 раза в неделю, потому что действительно, было много вопросов, которые без директора школы не решались.

мои друзья Меркин и Якубов

К Володе Меркину я стал часто захаживать. Никаких там дел с ним не было, кроме одного, - играть в шашки. Теперь он играл только в стоклеточные. Раньше у нас таких не было, но поскольку стоклеточные шашки были международными, а в шашки на 64 клетках играли только в СССР, многие шашисты стали играть в международные шашки. Начали проыодиться чемпионаты Москвы, Ленинграда и страны. Володя Меркин к этому времени уже был кандидатом в мастера по стоклеточным шашкам и хотел постоянно тграть со мной только в них. Я вначале сопротивлялся, но потом все же начал играть и вскоре вошел во вкус. Потом Володя затащил меня куда-то в клуб, и я там довольно быстро получил 1-й разряд по стоклеточным шашкам.  Вот, что значит тренировка.

У Володи часто дома был Арик Якубов. У меня сложилось впечатление, что он здесь проводит все время. В шашки он не играл, и я даже не могу сказать, чем Арик все это время занимался.

Время шло, и я привык к Арику. И стал его считать другом тоже. Забавно мне теперь вспоминать, что мы встречались только в школе и у Володи Меркина дома. Никаких совместных интересов у нас вне этих двух мест не было. Впрочем, это не совсем так. Мы еще гуляли по вечерам с девочками.

дружим с соседней женской школой

Я учился в мужской школе, которая фасадом выходила на ул. Салтыкова-Щедрина (Кирочную) напротив ул Восстания. Через пустырь уже по параллельной улице Петра Лаврова стояло точно такое же здание, в котором была женская средняя школа. Я не знаю, кто придумал разделит мальчиков и девочек, но я так и проучился в мужской школе все 7 лет с 4-го по 10 класс.

Наши преполаватели, тем не менее, считали, что нам будет полезно общение с девочками, поэтому в старших классах организовали «дружбу» между соответствующими классами. В восьмом классе «дружба» носила «ознакомительный» характер, - у нас был какой-то совместный сбор с какими-тио выступлениями - совершенно официальное мероприятие. Правда после этого, не сговариваясь, небольшая группа мальчиков выходила на Кирочную и прогуливалась от школы до Таврического сада и обратно, а вскоре появлялась и группа девочек, которая шла впереди нас, а мы - за ней, шагах в двадцати. Так и гуляли вместе по Кирочной  Правда через месяц мы все перезнакомились.

Таня Матюшина

Среди девочек выделялась Таня Матюшина. Высокая и стройная, тмноволосая и тмноглазая. О глазах надо сказать еще - они того стоили: глаза у нее были глубокие-глубокие с поволокой. В них можно было утонуть - такие это были глаза-омуты.

Я не думаю, что я в нее влюбился, но мне всегда хотелось ее поцеловать. Правда я всегда подавлял в себе это желание, потому что к ней как-то сразу прилепился Володя Меркин. И я видел, что у них появились какие-то свои секреты. Поэтому я из деликатности не выказывал своих намерений.

гуляем с девочками по Кирочной

В восьмом классе мы полюбили с ребятами прогуливаться вечером по ул. Салтыкова-Щедрина, которую мы между собой всегда называли по-старому Кирочной. Нас было от шести до восьми человек. Мы гуляли обычно от нашей школы до Таврического сада, а потом поворачивали обратно. Это был наш местный Бродвей, или Брод, как мы говорили.

С некоторых пор по нашему маршруту начали гулять девочки мз соседней школы. Их было тоже человек 6-8, они разбивались на две-три группки и ходили, взявшись под-руки, о чем-то разговаривая и иногда взрывались заливистым смехом.

Постепенно мы познакомились и мы шли сзади них, иногда присоединяясь сбоку к какой-нибудь девчачьей группке, чтобы о чем-нибудь поговорить. Правда, особых тем для разговоров не находилось, но мы делились впечатлениями о каком-нибудь спектакле или кинофильме. Они тоже охотно разговаривали на эти темы.

Алик Абанин

В восьмом классе я сдружился с Аликом Абаниным, красивым юношей, пожалуй выделявшийся этим из нас. Он был нормальный хороший парень, справедливый и честный во всем. У него был друг Леня Шохор, с которым он проводил все свободное время, но если Алик был почти отличником, то у Лени преобладали сплошные тройки. Он как-то плохо запоминал материал. Но он был очень привязан к Алику, и они всегнда были вместе.

Я заметил, что Алик стал ко мне чаще подходить и заговаривать на любые темы. Мне тоже было с ним интересно поговорить, у него были разносторонние интересы. Потом он как-то пригласил меня к себе домой, и я познакомился с его родителями. Алик жил в домк Челюскинцев, а отец его оказался военным. Оба и мать, и отец произвели на меня очеь хорошее впечатление. У них дома была какая-то необыкновенно добрая атмосфера, и там было приятно находиться. Впоследствии я бывал у Алика м ного раз. Мы начинали дружить по-настоящему. Алик иногда гулял с нами по Кирочной, и я видел, что девочки украдкой поглядывали на него. Я понимал их, - Алик действительно, был не только красив, в нем была какая-то сдержанная сила, и это было видно сразу. Я думаю, что он этим выделялся из нас. Он, пожалуй, был взрослее нас, не по возрасту, а по отношению к жизни.

Но ведь нам было только по 16 лет. Что мы тогда понимали в жизни!

Продолжение следует

отрочество. Миша Качан

Previous post Next post
Up